Инновационный менеджмент в управлении персоналом

60. Классификация инноваций. Специфика управления персоналом в инновационно ориентированной организации

Новшество – новый порядок, новый метод, изобретение

Инновация – процесс распространения и внедрения новшества, который приобретает новое качество.

В широком смысле инновация – результат целесообразной творческой деятельности, практической применимой, который приводит к существенным изменениям функционирования систем либо как процесс внедрения нового вместо ранее действующего и устаревшего.

В узком смысле инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике.

Инновация – результат инновационной деятельности, в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового усовершенствованного технического процесса.

Критерии инновации :

1. Научно – техническая новизна

2. Экономическая применимость

3. Коммерциализация (востребованность рынка)

Классификация инноваций :

По степени новизны :

§ Базисные инновации (относящиеся к новым продуктам)

§ Улучшающие инновации (усовершенствование продукта или технологий)

§ Псевдоинновации (частичное улучшение)

По типу новизны рынка :

§ Для отрасли мирового хозяйства

§ Для отрасли в регионе

§ Для отрасли в национальной экономике

По объекту применения :

§ Продуктовые

§ Процессные (освоение новых технологий)

По масштабам деятельности :

§ Инновации, охватывают деятельность внутри одного региона

§ Межрегиональные инновации

§ Инновации, которые реализуются в рамках одного хозяйственного объекта

§ Инновационные процессы в рамках единого процесса

По этапам НТП :

§ Технические инновации

§ Информационные инновации

§ Технологические инновации

По области применения :

§ Производные инновации

§ Социальные

§ Организационно – управленческие

§ Реинженирные инновации

По направлениям эффективности :

§ Экономические

§ Интегральные

§ Экологические

По экономической результативности :

§ Высокоокупаемые (экономический эффект достигается в течении 1 года реализации инновационного процесса )

§ Низкоокупаемые

§ Среднеокупаемые (возмещение затрат после трех лет реализации инновационного процесса)

По причинам проведения :

§ Адаптационные

§ Опережающие

По источнику появлению :

§ В результате НТП

§ В результате развития общества

§ В результате развития потребностей предприятия

По цели создания :

§ Реактивные инновации (обеспечивают выживание предприятия)

§ Стратегические инновации (получение дополнительного дохода)

По характеру удовлетворения потребностей :

§ Удовлетворение существующих потребностей

§ Удовлетворение формирующихся запросов

Стратегию можно определить как процесс принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).

Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепле­ния жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

В экономической литературе приводится следующая классификация инновационных стратегий:

1. Институциональные (на уровне предприятия) и центральные (на государственном уровне). Центральная инновационная стратегия означает реализацию запланированных на отраслевом (народнохозяйственном) уровне конкрет­ных инновационных мероприятий (например, формирование программы ис­следований и разработок, направленной на развитие какой-то промышлен­ной отрасли), формирование внешних инфраструктурных условий, повы­шающих инновационный динамизм предприятий и способствующий их раз­витию, а также модернизацию внутреннего механизма предприятия и систе­мы связей. Следовательно, центральная инновационная стратегия - это такой способ содействия развитию народного хозяйства, когда на внешние условия функционирования предприятия (учреждения) и внутренний механизм ока­зывается такое воздействие, которое позволяет ускорить техническое разви­тие и тем самым повышает уровень экономической эффективности. Цель центральной инновационной стратегии заключается в создании наиболее благоприятных условий технического и хозяйственного развития.

2. По предметному содержанию на уровне предприятий различают стратегии в области исследований и разработок, продуктовой структуры, рынка, финан­сов, организации и т.п., являющиеся составными частями долгосрочной ин­новационной стратегии.

3. По менеджерскому "поведению" различают следующие модификации:

• традиционная. Предприятие не стремится ни к чему другому, кроме повы­шения качества существующих продуктов. Полная гарантия, что в долго­срочной перспективе предприятие отстанет сначала в технико-технологическом, затем и в экономическом отношении;

• малозатратная (оппортунистская). Предприятие занято поисками такого про­дукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и раз­работки, но с которым оно в течение определенного времени сможет едино­лично присутствовать на рынке. Поиск и использование таких ниш предпо­лагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности. В этом случае вы­сока степень риска быстрой утраты монопольного положения;

• имитационная. Новая технология приобретается у других, например, путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается скорее и действует надежней, чем собственные разработки, изобретение "вновь". Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего моно­польную ситуацию продукта умственного труда (изобретения) необходимы высокая специальная квалификация и постоянное поддержание достигнутого уровня;

• оборонительная. Исследования и разработки, которые ведутся без претензий на занятие ведущих позиций и цель которых заключается в том, чтобы не от­стать от других в области технико-технологического развития и при случае постараться повысить технический уровень производства. Это весьма затратная стратегия. Она проводится главным образом в обособленных (госу­дарственных) научно-исследовательских учреждениях;

• зависимая. Наблюдается главным образом на мелких предприятиях, которым крупные предприятия выменяют новый продукт;

• наступательная. Амбиция в данном случае заключается в том, чтобы быть первым на рынке. Эта стратегия требует высокой квалификации и большой организаторской работы, но у нее много преимуществ. Для нее необходимы:

а) эффективный инновационный процесс; сотрудники творческого склада (ведь и у людей с одинаковым уровнем специальной подготовки творческие склон­ности различаются очень сильно);

б) руководство, склонное к новым идеям, нетрадиционно мыслящее;

в) возможность распределения риска;

г) хорошее знание рынка и маркетинговая организация.

В чистом виде инновационными являются активные стратегии.

Выбор фирмой стратегии лидера означает постоянный вывод на рынок совершенно новой продукции (по международным стандартам минимум 1 раз в 1-3 года). Средства инвестируют как в прикладные, так и в фундаментальные исследования. Это обуславливает необходимость стратегических альянсов в области НИОКР, создании венчурных фондов и подразделений внутри компании. Многие фирмы, избравшие такую стратегию, трансформировалисьв ТНК (Интел, Форд, Ксерокс). Но выбор такой стратегии имеет ряд негативных моментов:1. технологическая неопределенность (отсутствие гарантий воплощения новой идей в инновацию). 2. рыночная неопределенность связана со сложность прогнозирования покупательской реакции на инновацию. Уровень этой неопределенности м.б. снижен путем создания потребительских центров тестирования новой продукции или проведения пробных продаж. 3. деловая неопределенность связана с реакцией на инновацию конкурентов и рыночных контрагентов (например, возможно копирование новинки, поэтому необходимо лицензирование, патентование, сертификация стандартов качества).

Стратегия следования за лидером – компания ждет, пока конкурент выведет на рынок новую продукцию, а затем начинает производство и реализацию новой продукции, параллельно корректируя ошибки лидера (технологические и маркетинговые ошибки). Фирма активно финансирует свои НОИКР по внесению существенных изменений в концепцию продукта. При этом важен известный бренд фирмы, марка.

Стратегия копирования – это стратегия выбирается, если нет сильной базы НИОКР, но есть возможности массового производства продукта и потенциал в области продвижения товара и маркетинговой деятельности. Фирма приобретает лицензию на право производить и коммерциализировать товар лидера. Не имея возможности получения сверх прибыли от лидерства, такие фирмы используют ценовые факторы для повышения рентабельности производства.

Стратегия зависимости – в случае выбора стратегии фирма полностью признает свою второстепенную роль по отношению к лидеру и внедряет инновации только по требованию потребителей или компании лидера. (Вообще нет возможномсти вкладывать финансы в НИОКР).

Стратегия усовершенствования состоит в усовершенствовании товара с главной целью – снижение себестоимости.

Эффективным инструментом выбора стратегии организации является комплексный анализ ее инновационной деятельности.

На начальном этапе развития предприятия не может начаться немедлен­ное развитие наступательной стратегии. Степень его подготовленности, по всей вероятности, позволяет осуществить лишь стратегию традиционного типа. В то же время от развития коллектива предприятия и от амбиций его руководства зависит, как быстро оно сумеет перейти от положения имитатора, использую­щего чужие результаты технологического развития, к наступательной страте­гии, основанной на собственных творческих возможностях.

По результативности и времени достижения более высокого технологи­ческого уровня инновационные стратегии можно объединить в три основные: стагнационную, пассивную и наступательную.

Базовая инновация - реализация исходного продукта. Следуя за разработ­кой изобретения, покупкой лицензии или выявлением и использованием како­го-либо другого источника инноваций, после внедрения продукта на рынке производство, как правило, идет вверх до тех пор, пока оно не достигает опти­мальной величины оборота. В условиях стабильной внешней среды достигну­тый уровень можно сохранять очень долго. Но в этом случае технология рано или поздно "угасает" сама по себе, морально устаревает.

Такую смену продукта , которая не требует серьезных изменений в сред­ствах или технологиях производства, не нуждается в значительных дополни­тельных затратах умственного труда, не приводит к коренным изменениям в технико-технологических характеристиках, можно назвать пассивной иннова­ционной стратегией, порождающей после исходной, базовой инновации лишь псевдоинновации. Обозначения "пассивная" и "псевдо" используются здесь не в качестве отрицательных характеристик, а для того, чтобы можно было отли­чить эту стратегию от динамичной, наступательной стратегии. Серия псевдо­инноваций может вызвать определенный рост технологического уровня, а со­хранение достигнутого уровня производительности труда также требует уси­лий.

Если на "максимуме" технологического уровня, достигнутого за счет ба­зовой инновации, предприниматель вводит другую инновацию, которая также сопровождается существенным повышением технологического уровня и за ко­торой следуют очередные инновации, содержащие значительные дополнитель­ные затраты умственного труда, - инновации, стимулирующие быстрые скач­кообразные перемены, - то быстро повышающийся технологический уровень должен вести к такому же быстрому росту производительности труда.

Наступательная стратегия рентабельна в длительной перспективе, ведь она требует новых вложений и тогда, когда еще, возможно, не окупились за­траты на предшествующую инновацию. Следовательно, наступательная инно­вационная стратегия строится на непрерывном развитии и совершенствовании продуктов и технологий, и в отличие от направленности на достижение кратко­срочных экономических результатов приоритет в ней отдается технологиче­ской результативности. Наиболее быстро действующим средством повышения технологического уровня является применение более современной техники, а выполнению этой задачи служат соответствующие изобретения, нововведения, а также квалификация, опыт работников, повышение культуры труда.

По сравнению с нормальной стратегией наступательная инновационная стратегия требует более значительных вложений, однако поскольку она повы­шает не только собственный технологический уровень предпринимателя - ини­циатора, но также способствует развитию экономического и научно-технического потенциала страны, повышая тем самым уровень сопутствующих технологий, то разработанную на ее основе технологию можно рассматривать как высший, "пиковый" тип технологии. Дополнительные затраты наступательной стратегии, направленные на разработку технологий высшего типа, в конечном счете реализуются в повышении среднего уровня технологического развития страны. Высшая технология играет роль "тяговой" технологии.

Инновационная стратегия должна быть не только разработана, но и реа­лизована. Для этого руководитель должен своими управленческими действия­ми обеспечить баланс интересов основных участников, заинтересованных в ре­зультатах экономической деятельности предприятия. Это означает, что необ­ходимо соотносить выявленные потребности и интересы и осуществлять мони­торинг их реализации. В противном случае отсутствие баланса интересов ухудшает партнерские отношения между основными субъектами и может при­вести к подрыву как конкурентоспособности, так и жизнеспособности.

Инновационная стратегия предполагает:

1. Выявление стратегических интересов клиента, собственника, инвестора, пер­сонала: потребностей - клиента; потока инвестиций соответствующей интен­сивности - руководителя; достаточного финансового результата - собствен­ника; эффективного рабочего места - персонала.

2. Определение на этой основе цели инвестиционной деятельности.

3. Разработку технологических и организационных мероприятий достижения баланса интересов: интерес персонала может быть реализован через создание эффективного рабочего места, обеспечивающего производство товара, при­носящего доход, который после сопоставления с затратами на приобретение ресурсов образует финансовый результат, важный для собственника; удовле­творение потребностей клиента зависит от его платежеспособности - резуль­тата организации эффективного рабочего места (возможно, в другой струк­туре), приносящего доход; интерес руководителя реализуется через полно­мочия и коммуникации, отстраиваемые им самим.

4. Руководитель подбирает управляющую команду высококвалифицированных специалистов. Без их участия ни одна стратегия не может быть реализована.

5. Каждый субъект, участвуя в деятельности предприятия, реализует свои "сверхзадачи": собственника - обогащение, персонала - стабильность, руко­водителя - стать собственником, клиента устраивает перепроизводство дан­ного товара. С точки зрения предприятия, реализация рыночной стратегии возможна при существовании как минимум равновесия между спросом и предложением, а лучше - дефицита товара. Неудачная стратегия может при­вести к обратным результатам: собственника - к разорению, персонал - к не­стабильности, руководителя - к положению клиента или персонала.

Следовательно, реализация инновационной стратегии должна обеспечить достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности за счет реализации организационно-технологических и коммуникационно - управленческих действий.

В соответствии с необходимостью поддержания жизнеспособности и, следовательно, долговременной конкурентоспособности предприятия его ру­ководитель должен осуществлять мониторинг рыночной позиции предприятия, одновременно (с упреждением) реагировать на ее изменение, разрабатывать инновационные стратегии на основе баланса интересов основных субъектов экономической деятельности и осуществлять организацию реализации этих стратегий, обеспечивая тем самым устойчивую жизнеспособность предпри­ятия.

Наши рекомендации