Способы минимизации проектных рисков. Методы качественного и количественного анализа рисков. Выработка стратегии реагирования на риски.
К основным методам минимизации проектных рисков относятся: диверсификация, или распределение рисков; резервирование средств; страхование.
Диверсификация, или распределение рисков (распределение усилий компании между видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны между собой), между участниками проекта. Распределение проектных рисков между его участниками является эффективным способом их снижения. Согласно теории надежности с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказа в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев. Поэтому распределение рисков между участниками повышает надежность достижения результата. При этом логичнее всего ответственным за конкретный вид риска сделать того участника проекта, который обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать данный риск. Распределение рисков оформляют при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. В ходе переговоров необходимо: выявить возможности участников проекта по предотвращению последствий наступления рисковых событий; определить степень рисков, которую берет на себя каждый участник проекта; договориться о приемлемом вознаграждении за риски; соблюдать паритет в соотношении рисков и дохода между всеми участниками проекта.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.
Величина резерва должна быть равна или превышать величину колебания параметров системы во времени. В этом случае затраты на резервы должны быть всегда ниже издержек (потерь), связанных с ликвидацией отказа. За рубежом допускается увеличение стоимости проекта на 7—12% за счет резервирования средств на форс-мажор. Резервирование средств предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, изменяющими стоимость проекта, и размером расходов, связанных с преодолением нарушений в ходе его реализации.
Минимизация рисков всегда увеличивает проектные затраты, но вместе с этим увеличивает проектную прибыль. Резервирование средств проводится в такой последовательности: - проводится оценка потенциальных последствий рисков, т.е. сумм на покрытие непредвиденных расходов. Для этого используют все перечисленные методы анализа рисков; - определяется структура резерва на покрытие непредвиденных расходов. Эта структура может соответствовать заключаемым контрактам или категориям затрат (рабочая сила, материалы и др.); - определяются направления использования резерва.
После выполнения работы, для которой выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, необходимо сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов. Неиспользованная часть выделенного резерва возвращается в резерв проекта. Часть этого резерва всегда должна находиться в распоряжении менеджера проекта, остальной частью резерва распоряжаются другие участники проекта.
Страхование рисков— это передача определенных рисков страховой компании. Помимо основных в отдельных случаях применяют дополнительные методы минимизации рисков. К ним можно отнести:
Метод частных рисков. Данный метод основывается на проведенной на этапе идентификации экспертной оценке рисков, но предполагает наличие подробной информации о проекте (в том числе графике осуществления, основных участниках, стоимости всех видов ресурсов для каждой работы).
Хеджирование можно использовать для компенсации ценового риска. Оно представляет собой заключение срочных контрактов и сделок с учетом вероятности изменения курсов (цен), встречных тем, которые несут риск. Хеджирование может осуществляться из расчета на повышение или на понижение. Основным инструментом хеджирования являются фьючерсы и опционы. Фьючерсный контракт — соглашение между продавцом и покупателем товара или финансового актива, с одной стороны, и клиринговой палатой фьючерсной биржи — с другой. Преимущество фьючерсного контракта заключается в том, что существует вторичный рынок для таких контрактов. Опцион — соглашение о продаже или покупке права на покупку или продажу фьючерсного контракта к определенной дате по оговоренной цене, с оплатой покупателем соответствующей премии.
Гарантии. Реализация крупных проектов, как правило, требует привлечения заемного капитала, в связи с чем собственник проекта должен представить в финансовый институт письменное обязательство третьей стороны оплатить долг в случае отказа заемщика от уплаты.
Лимитирование — установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и др., собственником проекта — при продаже продукции проекта в кредит, инвестором — при определении сумм вложения капитала и т.п.
Залог. Продукция проекта может являться залогом при получении кредита. Залог осуществляется в виде цессии, или уступки прав, — письменного соглашения между кредитодателем и заемщиком, детализирующего зависимость между сроками и условиями займа и заложенным активом.
Количественная оценка риска заключается в численном определении размеров отдельных рисков и общехозяйственного риска для предприятия в целом. При количественном анализе риска могут использоваться различные методы оценки.
В настоящее время наиболее распространенными являются:
- статистический метод;
- метод анализа целесообразности затрат;
- метод экспертных оценок;
- аналитический метод;
- метод использования аналогов.
Суть статистического метода заключается в том, что для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления предприятием рассматриваемых операций.
В последнее время стал популярен метод статистических испытаний (метод «Монте-Карло»). Достоинством этого метода является возможность анализировать и оценивать различные «сценарии» реализации проекта и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Разные типы проектов отличаются своей уязвимостью со стороны рисков, что выясняется при моделировании.
Недостатком метода статистических испытаний является то, что в нем для оценок и выводов используются вероятностные характеристики, что не очень удобно для непосредственного практического применения.
Анализ целесообразности затрат ориентирован на идентификацию потенциальных зон риска. Эффективно используется при планировании денежных потоков. Суть метода состоит в следующем: перерасход затрат может быть вызван одним из четырех основных факторов или их комбинацией:
- первоначальной недооценкой стоимости;
- изменением границ проектирования;
- различием в производительности;
- увеличением первоначальной стоимости.
Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Метод экспертных оценок применяется в случаях, когда:
1) длина исходных динамических рядов недостаточна для оценивания с использованием экономико-статистических методов;
2) связь между исследуемыми явлениями носит качественный характер и не может быть выражена с помощью традиционных количественных измерителей;
3) входная информация неполная и невозможно предсказать влияние всех факторов;
4) возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.
Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.
Среди наиболее распространенных методов получения экспертных оценок можно выделить:
1) метод «Дельфи»;
2) метод «снежного кома»;
3) метод «дерева целей»;
4) метод «комиссий круглого стола»;
5) метод эвристического прогнозирования;
6) матричный метод.
В банковской практике при выдаче кредитов предпринимателям используется аналитический метод.
Метод анализа чувствительности модели — методика анализа риска, исследующая ситуации, в которых изменяются ключевые переменные (количество проданного товара, цена реализации, издержки), и в результате изменяются индикаторы успеха предприятия. Суть этого метода сводится к выполнению следующих этапов:
- выбор основного ключевого показателя или параметра, относительно которого производится оценка чувствительности. Такими показателями могут служить внутренняя норма доходности (IRR) или чистый приведенный доход (NPV);
- выбор факторов (уровень инфляции, степень состояния экономики и др.);
- расчет значений ключевого показателя на различных этапах осуществления проекта: изыскание, проектирование, строительство, монтаж и наладка оборудования, процесс отдачи вложенных средств.
Такая последовательность затрат и поступлений дает возможность определить финансовые потоки для каждого момента или отрезка времени и рассчитать показатели эффективности.
Анализ чувствительности позволяет специалистам по проектному анализу учитывать риск и неопределенность. Так, например, если цена продукции оказалась критическим фактором, то можно усилить программу маркетинга или снизить стоимость, проекта. Если проект окажется чувствительным к изменению объема производства продукции проекта, то следует уделить больше внимания программе обучения персонала, менеджменту и другим мерам по повышению производительности.
Вместе с тем анализ чувствительности имеет два серьезных недостатка. Он не является всеобъемлющим, так как не рассчитан для учета всех возможных обстоятельств; кроме того, он не уточняет вероятность осуществления альтернативных проектов.
В экономическом анализе проблему измерения рисков обычно связывают с именем Г. Марковица. В портфельной теории Г. Марковица впервые рассматривается взаимосвязь между риском и доходностью. Этот метод относится к группе методов относительной оценки рисков. Концепция Марковица имеет большое значение для многих сфер финансового управления. Так, по его теории, цена капитала фирмы определяется степенью риска ценных бумаг, находящихся в ее портфеле, поскольку структура инвестиционного портфеля влияет на степень риска собственных ценных бумаг фирмы и требуемая инвесторами доходность зависит от величины этого риска.
Любая фирма, акции которой находятся в портфеле, в свою очередь, может рассматриваться как некий портфель находящихся в ее эксплуатации активов (или проектов), и поэтому владение портфелем ценных бумаг представляет собой право собственности на множество различных проектов. В этом контексте уровень риска каждого проекта оказывает влияние на рискованность портфеля в целом.
Суть портфельной теории Марковица состоит в том, что совокупный уровень риска может быть снижен за счет объединения рисковых активов (это инвестиционные проекты и ценные бумаги) в портфели. Основная причина такого снижения риска заключается в отсутствии прямой функциональной связи между значениями доходности по большинству различных видов активов. Теория Марковица состоит из четырех логически взаимосвязанных разделов:
— оценка инвестиционных качеств отдельных видов финансовых инструментов инвестирования;
— формирование инвестиционных решений относительно включения в портфель индивидуальных финансовых инструментов инвестирования;
— оптимизация портфеля, направленная на снижение уровня его риска при заданном уровне прибыльности;
— совокупная оценка сформированного инвестиционного портфеля по соотношению уровня прибыльности и риска.
В результате проведенных исследований Марковицем делается следующий важный вывод: уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.
Теория портфеля Марковица не конкретизирует взаимосвязь между уровнем риска и требуемой доходностью, как модель оценки доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, или САРМ).
Метод аналогий основан на следующем предположении: при анализе риска вновь создаваемого предприятия полезными могут оказаться данные о последствиях воздействия неблагоприятных факторов риска на другие предприятия.
При использовании аналогов применяются различные способы получения данных о рисках. Полученные данные обрабатываются для выявления зависимостей с целью расчета потенциального риска при реализации новых проектов. Метод эффективен на предприятиях, осуществляющих инновации.
При использовании метода аналогий следует иметь в виду, что даже в случаях неудачного завершения операций трудно создать предпосылки для будущего анализа, т.е. подготовить исчерпывающий и реалистический набор возможных сценариев срывов.
В настоящее время в мировой и российской практике осуществления предпринимательской деятельности задача корректной количественной оценки рыночного риска приобретает огромное значение. Из всех типов рисков только рыночные риски поддаются нормализованному вероятностно-статистическому описанию, а методы оценки рыночного риска получили широкое применение в мировой практике.
Качественный анализ рисков позволяет выявить и идентифицировать возможные виды рисков, определить и описать причины и факторы, влияющие на уровень данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий.
Рассмотрение каждого вида риска можно производить с трех позиций:
1) с точки зрения истоков, причин возникновения данного типа риска;
2) обсуждения гипотетических негативных последствий, вызванных возможной реализацией данного риска;
3) обсуждения конкретных мероприятий, позволяющих минимизировать рассматриваемый риск.
Основными результатами качественного анализа рисков являются: выявление конкретных рисков и порождающих их причин, анализ и стоимостной эквивалент гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба и их стоимостная оценка. К дополнительным, но также весьма значимым результатам качественного анализа следует отнести определение пограничных значений возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риск.
Качественная оценка рисков подразумевает: выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; определение количественной структуры рисков; выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения.
66.Базовые принципы управления стоимостью проекта. Современные методики управления стоимостью на примере метода освоенного объема.
Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов, стоимостью и временем выполнения работ проекта. Для строительных проектов определяется стоимость строительства, которая представляет собой часть стоимости проекта, куда входят денежные средства, необходимые для капитального строительства. Оценка всех затрат по проекту эквивалентна оценке его общей стоимости.
Управление стоимостью проекта включает процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета. В контексте настоящей главы управление стоимостью и затратами — практически тождественные понятия. Цели системы управления стоимостью (затратами) — разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.
Управление стоимостью (затратами) проекта включает следующие процессы:
• оценку стоимости проекта;
• бюджетирование проекта, т.е. установление целевых показателей затрат;
• контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.
На самом нижнем уровне (уровень I) находятся элементные показатели ресурсов и стоимости 1, 2, … n. На верхнем уровне (уровень V) находится обобщенный показатель — стоимость инвестиционного проекта в целом. При расчетах стоимости на определенном уровне необходимо сформировать порядок ее получения из стоимостных оценок (показателей) более низкого уровня, т.е. определить правила агрегирования показателей и применения функций, которые обеспечат достоверную связь стоимостных оценок (показателей) нижнего уровня с оценками верхнего уровня.
Первый уровень (элементные показатели ресурсов и стоимости) соответствует научноисследовательским работам, стоимостным расчетам при разработке детальной проектной документации, расчетам при составлении конкретных калькуляций, а также при взаиморасчетах за выполненные работы.
На втором уровне начинается агрегирование, создание укрупненных сметных нормативов, основных показателей, используемых при разработке сметной документации на стадиях рабочей и проектной документации при составлении актов выполненных работ для взаиморасчетов, при подготовке оферты подрядчика для участия в торгах.
Третий уровень укрупнения показателей используется при внутрифирменном планировании, на стадии проведения подрядных торгов, при разработке инвесторской сметы, при региональном планировании объемов инвестиций, а также при предварительных расчетах стоимости комплексов, этапов, укрупненных показателей для определения сроков и авансирования работ.
Четвертый уровень представлен на дереве агрегирования и стоимости расчетов рядом укрупненных, удельных показателей, прейскурантами на строительство зданий и сооружений, показателями стоимости конструктивных элементов. Показатели четвертого уровня используются на предпроектных и проектных стадиях, при разработке концептуальной и инвесторской сметы, региональном планировании объемов инвестиций.
На пятом уровне происходит окончательное формирование договорной стоимости инвестиционного проекта, что соответствует стадии концепции проекта. Верхнему — пятому — уровню должны соответствовать суммарные затраты и определенная прибыль всех участников инвестиционного цикла; рассчитываются фактическая стоимость, фактическая себестоимость, рентабельность, а также ряд других показателей (фактический расход материалов, фактические трудозатраты, сроки, производительность и т.п.), необходимых на завершающей фазе для анализа, контроля, создания банка аналогов управления стоимостью проекта.
Так, соблюдая процедуры укрупнения затрат, считая заданными затраты участников проекта и двигаясь вверх по стоимостным уровням, определяют вариант минимальной стоимости из нескольких вариантов на конкретном уровне агрегирования.
Основной документ, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, — бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет — документ, определяющий ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит его затратная составляющая, которую принято называть сметой проекта.
Смета проекта — документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), как правило, на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.
Один из способов, позволяющих управлять затратами проекта, — использование структуры счетов затрат (планов счетов). Процедура ее разработки описана в п. 15.5. Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета все ресурсы, привлекаемые для выполнения работы, списываются на различные статьи затрат.
Так как структура счетов затрат разрабатывается по принципам декомпозиции, то путем агрегирования информации со счетов нижних уровней структуры можно получить данные о затратах на требуемом уровне детализации вплоть до верхнего, характеризующего бюджет проекта.
При выполнении работ фактическая информация о затратах также учитывается на счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации проводить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с фактическими.
Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются поразному на различных этапах. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта — управления стоимостью на протяжении проекта (LCC — life-cycle costing), рис. 15.2.
Представленная на рисунке концепция будет описана ниже по мере рассмотрения процессов, составляющих управление стоимостью, особенно процесса оценки стоимости проекта, так как этот процесс — основной и для бюджетирования и контроля, и для функции управления стоимостью в целом.
Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла неравномерно и обычно имеет структуру, представленную на рис. 15.3. Как видно на рисунке, основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта. Но следует отметить, что основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются в его прединвестиционной фазе. Таким образом, возможность управления стоимостью также распределяется неравномерно на протяжении всего жизненного цикла проекта.