Оценка рисков стратегии и риски привлечения инвестиций

Студент должен прописать возникающие риски, вероятность их возникновения и степень влияния на каждый проект. Также, возможно, прописать мероприятия и действия, которые приведут к уменьшению негативного влияния. Эти действия должны стать частью задач отдельных проектов. Отдельно следует выполнить анализ рисков в достижении цели КП.

Ключевые показатели развития

В данном разделе студенту следует прописать ряд критериев и показателей, по которым необходимо оценить успешность реализации стратегии и предложенных программ. Показатели могут носить качественных характер, но тогда студенту следует в деталях расписать какой именно эффект должен быть достигнут, для того, чтобы можно было точно определить достигнута ли поставленная цель. Количественные показатели должны быть точно определены или должны быть приведен допустимый диапазон их изменения. Если студент предлагает новый показатель или изменяет общепринятый, то необходимо расшифровать значения данного показателя. Предлагаемые показатели должны быть связаны с поставленными целями.

Заключение

В заключении студенту необходимо кратко изложить достигнуты ли поставленные цели и результаты исследований. Также студент может указать основные направления дальнейшего развития выбранной предметной области.

Список используемых источников

Список использованных источников включает только те источники, на которые студент ссылается во время написания работы. Работа является творческой, поэтому допускается изменение структуры работы с предварительным согласованием с преподавателем.

Приложения

Материалы, не являющиеся результатом творческой деятельности, но необходимые для формирования полного представления о предметной области и содержания КП, следует привести в приложениях.

Оформление и защита курсового проекта

Курсовой проект оформляют на листах формата А4 в соответствии с СТО 89-03.5 – 2013 «Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся». При проверке КП преподаватель учитывает как его содержание, так и соответствие правилам оформления. Большое внимает уделяется правильности оформления заимствованного текста. Если текст заимствуется без изменений, то должен быть выделен в кавычки и иметь ссылку на источник. Если студент пересказывает основную идею автора, то необходимо поставить только ссылку на источник. По результатам проверки преподаватель выставляет предварительную оценку и заполняет лист замечаний. Окончательную оценку выставляют по результатам защиты КП. Защита включает короткий доклад (5 – 6 мин), сопровождаемый презентацией, выполненной в Power Point.

Список использованных источников

1 СТО 89-03.5 – 2013. Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся. изм. и доп. в соответствии с приказом ректора No 1256 от 30.12.2013. САФУ, 94 с.

2 Государственные программы Российской Федерации. Официальный портал Госпрограмм РФ. URL: http://programs.gov.ru/Portal/ (Дата обращения 02.05.2016).

3 Федеральные целевые программы России. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/ (Дата обращения 02.05.2016).

4 Коробкова Н. А. PEST-анализ как инструмент оценки влияния внешней среды на реализацию потенциала территории. Мир Науки. № 3. 2014. 9 с. URL: http://mir-nauki.com/PDF/09EMN314.pdf (Дата обращения 03.05.2016).

5 Entrepreneur and Innovation Hub. URL: http://riccentre.ca/wp-content/uploads/2012/01/Session-1-Takeaways-Guidlines.pdf (Дата обращения 03.05.2016).

6 Пшеницын М. Как ставить цели и задачи правильно. Умные цели (SMART goals). URL: http://bookinfa.ru/free/smart-goals.pdf (Дата обращения 03.05.2016).

Приложение А

Пример оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

     
     
  (наименование кафедры)  
     
     
  (фамилия, имя, отчество студента)  
   
  Институт ВШЭУиП курс   группа      
     
 
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
(код и наименование направления подготовки/специальности)
 
  КУРСОВОЙ ПРОЕКТ  
     
  По дисциплине Программно-целевое и проектное управление  
     
  На тему Стратегия развития ……………………….  
    (наименование темы)  
  Архангельской области  
  _________________________________________________________________    
  Руководитель проекта ст.преп.       У.Е.Якушева  
      (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)  
                 
  Проект допущен к защите        
      (подпись руководителя)   (дата)  
                 
  Решением комиссии от «   »     20 г.  
  Признать, что проект      
  выполнен и защищён с оценкой      
         
  Члены комиссии              
             
             
             
  (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)  
                 
                 
  Архангельск 2016  
                                           

Приложение Б

Пример оформления задания на проектирование

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

       
     
  (наименование кафедры)  
     
  ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ  
     
  по Программно-целевому и проектному управлению  
    (наименование дисциплины)  
  студенту ВШЭУиП института   курса   группы  
     
  (фамилия, имя, отчество студента)  
 
 
(код и наименование направления подготовки/специальности)
 
  ТЕМА: Стратегия развития ……………………………..  
  Архангельской области  
     
  ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: Провести анализ конкурентоспособности  
  региона, проанализировать потенциал региона, определить реализацию  
  стратегии ……………………….. комплекса Архангельской области,  
  рассмотреть ключевые показатели.  
     
     
     
     
   
   
  Срок проектирования с «   »   20 г. по «   »   20 г.  
  Руководитель проекта ст.преп.       У.Е.Якушева  
      (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)  
                 
                 
         
           
                 
                 
                 
                 
                 
                                                                         

Архангельск 2016

Приложение В

Пример выполнения PEST анализа

Таблица 1 - PEST – анализ развития лесопромышленного комплекса Архангельской области (Авторы- В. Н. Филиппова, К. О. Зиновьев, с. 29)

Политические Экономические
Сильное государственное влияние на деятельность коммерческих структур на территории Российской Федерации. Удобное географическое положение региона, функционирование транспортной инфраструктуры (железные дороги, морские и речные порты) для вывоза готовой продукции.
Изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции
Несовершенство законодательной базы в сфере лесопользования. Волатильность мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса
Отношения правительства с иностранными государствами. Отсутствие преференций для малого предпринимательства при предоставлении лесных участков в аренду
Изменения в налоговой политике государства.
Социальные Технологические
Слабое развитие социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры поселков лесопромышленных предприятий. Отсутствие инновационного высокотехнологического сопровождения развития лесопромышленного комплекса.
Дефицит на рынке труда специалистов для обслуживания высокотехнологичного производственного оборудования. Несоответствие стандартов и различие процессов сертификации продуктов компаний в разных странах.
Падение престижа работы в отрасли в связи с низкими материальными стимулами.

Таблица 2 – Оценка степени вероятности влияния (Авторы- В. Н. Филиппова, К. О. Зиновьев, с. 29-30)

Факторы Весовой коэф-фициент степени влияния Направ-ленность влияния Эксперты (вероятность влияния) Сред-няя оценка Взвешенная средняя
Э1 Э2 Э3
Политические   О    
Сильное государственное влияние на деятельность коммерческих структур на территории Российской Федерации. 0,3 Отрица-тельная 0,4 0,3 0,3 0,33 0,1
Несовершенство законодательной базы в сфере лесопользования. 0,3 Отрица-тельная 0,5 0,6 0,4 0,5 0,15
Отношения правительства с иностранными государствами. 0,1 Отрица-тельная 0,7 0,7 0,8 0,73 0,073
Изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции. 0,2 Отрица-тельная 0,7 0,6 0,5 0,6 0,12
Изменения в налоговой политике государства. 0,1 Положи-тельная 0,6 0,6 0,4 0,53 0,053

Продолжение таблицы 2

    Факторы Весовой коэф-фициент степени влияния Направ-ленность влияния Эксперты (вероятность влияния) Сред-няя оценка Взвешенная средняя
Э 1 Э2 Э3
Экономические            
Волатильность мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса 0,7 Положи-тельная 0,7 0,7 0,7 0,7 0,49
Отсутствие преференций для малого предпринимательства при предоставлении лесных участков в аренду. 0,3 Отрица-тельная 0,5 0,7 0,4 0,53 0,16
Социальные            
Дефицит на рынке труда специалистов для обслуживания высокотехнологичного производственного оборудования. 0,5 Отрица-тельная 0,7 0,8 0,6 0,7 0,35
Наличие учебных заведений, осуществляющих подготовку профильных специалистов. 0,2 Положи-тельная 0,7 0,6 0,8 0,7 0,14
Падение престижа работы в отрасли в связи с низкими материальными стимулами. 0,3 Отрица-тельная 0,6 0,5 0,4 0,5 0,15
Технологические            
Отсутствие инновационного высокотехнологического сопровождения развития лесопромышленного комплекса. 0,6 Отрица-тельная 0,8 0,9 0,9 0,87 0,52
Несоответствие стандартов и различие процессов сертификации продуктов компаний в разных странах. 0,4 Отрица-тельная 0,6 0,7 0,5 0,6 0,24

Таблица 3 – PEST-анализ развития судостроительной отрасли в Архангельской области (Авторы – М. Н. Лобур, Р. Р. Ружников, Б. Ш. Абдурахимов, с. 38 - 39).

Политические факторы Экономические факторы
Отрицательные факторы: 1) Сокращение международных рынков сбыта для предприятий судостроительной отрасли вследствие введения санкций.     Отрицательные факторы: 1) Сокращение объемов финансирования, приведших к ряду негативных последствий, одно из которых заключается в сокращении объема оборонных НИОКР. 2) Недостаточный объем инвестиционных вложений в перспективные проекты судостроительной отрасли. Положительные факторы: 3) Рост поддержки предприятий судостроительной отрасли со стороны государства.  

Продолжение таблицы 3

Социальные факторы Угрозы
Отрицательные факторы: 1) Замедленный процесс получения разрешений на проведение судостроительных работ. 2) Недостаточный объем подготовки учащихся по рабочим специальностям в сфере судостроения. Положительные факторы: 3) Наличие специализированных учебных заведений СПО, ВО по подготовке квалифицированных кадров в сфере судостроения. 1) Высокий уровень износа технологического оборудования предприятий судостроительной отрасли. 2) Отсутствия соответствующих мощностей для удовлетворения потребностей государства и отечественных компаний в малотоннажных и среднетоннажных судах практически всех классов. 3) Неотлаженная система аутсорсинга предприятий судостроения на территории Архангельской области.  

Таблица 4 – Оценка степени вероятности влияния факторов на развитие судостроительной отрасли в Архангельской области (Авторы – М. Н. Лобур, Р. Р. Ружников, Б. Ш. Абдурахимов, с. 40 - 41).

Факторы Весов. коэфф степени влияния Направлен-ность влияния Эксперты вероятность влияния Средняя оценка Взвешен. средняя
Э1 Э2 Э3
1. Сокращение международных рынков сбыта для предприятий судостроительной отрасли вследствие введения санкций 0,1 - 0,4
2. Сокращение объемов финансирования, приведших к ряду негативных последствий, одно из которых заключается в сокращении объема оборонных НИОКР 0,05 - 0,2
3. Недостаточный объем инвестиционных вложений в перспективные проекты судостроительной отрасли 0,05 - 3,3 0,17
4. Рост поддержки предприятий судостроительной отрасли со стороны государства 0,15 + 4,6 0,69
5. Замедленный процесс получения разрешений на проведение судостроительных работ 0,2 + 0,8
6. Недостаточный объем подготовки учащихся по рабочим специальностям в сфере судостроения 0,1 - 3,3 0,33

Продолжение таблицы 4

Факторы Весов. коэфф степени влияния Направлен-ность влияние Эксперты вероятность влияния Средняя оценка Взвешен. средняя
Э1 Э2 Э3
7. Наличие специализированных учебных заведений СПО, ВО по подготовке квалифицированных кадров в сфере судостроения 0,15 + 0,6
8. Высокий уровень износа технологического оборудования предприятий судостроительной отрасли 0,05 - 4,6 0,23
9. Отсутствие соответствующих мощностей для удовлетворения потребностей государства и отечественных компаний в малотоннажных и среднетоннажных судах практически всех классов 0,05 - 2,3 0,12
10. Неотлаженная система аутсорсинга предприятий судостроения на территории Архангельской области 0,1 - 2,6 0,26

Приложение Г

Пример выполнения SWOT анализа

Таблица 1 – SWOT-анализ развития лесопромышленного комплекса Архангельской области (Авторы- В. Н. Филиппова, К. О. Зиновьев, с. 31)

Сильные стороны Возможности
Наличие запасов лесных ресурсов, позволяющих увеличить объёмы заготовки и переработки древесины. Сохранение роли леса в жизнеобеспечении человека, потенциально ёмкий рынок сбыта лесопродукции в России и за рубежом.
Наличие мощностей по переработке древесины, производству основных видов лесопродукции, в том числе на экспорт. Рост спроса на вторичные ресурсы (биотопливо, пеллеты).
Разработка и внедрение современных специализированных технологий производства и сбыта продукции лесопромышленного комплекса
Большой опыт предпринимательской деятельности в сфере лесозаготовок и лесопереработки. Повышение уровня квалификации сотрудников отрасли в соответствии с мировыми стандартами.
Высокое качество поставляемых лесоматериалов. Внутрирегиональная интеграция с предприятиями других отраслей, создание лесопромышленного регионального кластера.
Положительная деловая репутация предприятий лесопромышленного комплекса региона, их известность. Создание эффективного комплекса глубокой переработки древесины для удовлетворения внешнего спроса.
Наличие отработанных связей и партнерских отношений с поставщиками техники, оборудования и пр. Совершенствование федерального законодательства в области использования труднодоступных и сухостойных насаждений для получения биотоплива, обеспечения нужд населения.
Слабые стороны Угрозы
Труднодоступность территорий для освоения лесов. Волатильность мировых цен на продукцию ЛПК, целлюлозно-бумажной промышленности.
Нерациональное использование лесных ресурсов и их неэффективное восстановление. Снижение объёмов экспорта и внутреннего потребления в результате уменьшения производства и падения цен, сокращение рабочих мест.
Износ основных производственных фондов, высокий уровень энергозатрат, низкие темпы модернизации производства.
Отсутствие надёжных источников инвестиций в основное производство лесопромышленного комплекса. Несоответствие продукции стандартам качества, ухудшение качества древесины на труднодоступных территориях, в случае её неиспользования.
Неэффективно действующая система стандартизации и сертификации готовой продукции и технологических процессов. Неэффективная государственная налоговая и финансовая политика в лесной отрасли; неустойчивость федерального законодательства.
Недостаточно высокий уровень системы менеджмента, маркетинга и логистики, медленный процесс интеграции предприятий лесопромышленного комплекса. Недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность лесной промышленности.
Недостаток сырья, связанный с неразвитостью дорожной инфраструктуры и постепенным истощением хвойных пород древесины. Дальнейшее ухудшение качества лесных ресурсов в случае их не использования.
Слабая инновационная деятельность, недостаточное научное обеспечение. Усиление конкуренции со стороны близлежащих регионов.

Таблица 4 – SWOT-анализ развития судостроительной отрасли Архангельской

области (судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области). (Авторы – М. Н. Лобур, Р. Р. Ружников, Б. Ш. Абдурахимов, с. 43).

Сильные стороны Возможности
1. Высокий уровень производственных компетенций участников кластера. 2. Высокое качество выпускаемой продукции. 3. Высокая инновационная составляющая в кластере. 4. Единственный строитель атомных подводных лодок в России. 5. Наличие системы «дуальной» подготовки кадров для производственных предприятий. 6. Наличие уникальной производственной базы. 7. Наличие системы подготовки кадров. 1. Выгодное географическое положение. 2. Возможность выхода на новые рынки сбыта и другие сегменты рынка (в области гражданского судостроения и арктической морской техники). 3. Дальнейшая диверсификация производства. 4. Модернизация технологий производства. 5. Наращивание исследовательской базы. 6. Расширение образовательного, научного и инновационного потенциала кластера.  
Слабые стороны Угрозы
1. Высокая себестоимость продукции. 2. Высокая степень износа оборудования по отдельным группам производства. 3. Инфраструктурные ограничения (транспортная, инженерная, энергетическая, социальная инфраструктура). 4. Недостаток финансовых средств. 5. Неудовлетворительный уровень менеджмента, высокий уровень бюрократизации. 6. Отсутствие гибкой системы реагирования на внешние вызовы. 7. Высокая доля импортных комплектующих для производства. 8. Недостаточный уровень квалификации специалистов. 1. Медленный рост рынка сбыта. 2. Сокращение международных рынков для предприятий России. 3. Высокий уровень инфляции. 4. Повышение цен на закупаемые материалы. 5. Изменение законодательства (налогового, таможенного). 6. Высокий уровень конкуренции на мировом рынке. 7. Миграционная убыль населения и сокращение численности трудовых ресурсов. 8. Ограничения на передвижения иностранных инвесторов.  

[1] Приведены общие наименования разделов. При написании курсового проекта следует в наименовании разделов указывать предметную область, например, «Анализ потенциала Архангельской области в лесной промышленности».

Наши рекомендации