Оформлению контрольной работы

Методические рекомендации, задания для контрольных работ по курсу «Право» для заочного обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Правоведение» обучающийся должен

знать/понимать:

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника, супруга и т.д.); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь:

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, полномочия, судопроизводство и т.д.);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Методические указания по выполнению и

оформлению контрольной работы

Важным элементом самостоятельной работы учащихся-заочников при изуче­нии дисциплины «Правоведение» является выполнение предусмотренной учебным планом контрольной работы, в которой должно проявиться качество самостоятель­ной работы студентов в объеме, установленной программой

По дисциплине «Правоведение» учащиеся-заочники выполняют одну кон­трольную работу, включающую ответы на один теоретический вопрос, одно практическое задание и решение одной ситуационной задачи. В заданиях для контрольной работы даны 50 вопросов, охватывающих узловые моменты каждой из тем программы, 50 практических заданий и 50 задач.

В процессе выполнения контрольной работы можно выделить следующие этапы:

1. Изучение литературы по варианту контрольной работы.

2. Составление плана работы.

3. Написание работы.

4. Окончательное выполнение контрольной работы для отправки ее на рецензи­рова­ние.

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы проверить, как научился уча­щийся пользоваться основной и дополнительной литературой, нормативным мате­риалом.

Решение задач должно помочь учащимся критически оценивать предлагаемую к разбору ситуацию. Задачи, включённые в пособие, составлены на основе конкрет­ных судебных и арбитражных дел. Текст каждой задачи – это набор определенных жизненных фактов, к которым учащийся должен подобрать конкретную правовую норму и сделать вывод о том, какое решение вопроса соответствует закону. Решение задач должно быть мотивированным и содержать ссылку на соответствующий нор­мативный акт (номер пункта или ста­тьи), на котором основывается решение.

Для примера предлагается порядок решения задачи:

Условие.Супруги Хомяковы состояли в браке 15 лет. За время совместной жизни они приобрели дачу, мебельный гарнитур, автомо­биль, пианино. Кроме того, у жены был дом в деревне, полученный ею в период брака в порядке наследования, а муж в период брака по­лучил в подарок от отца компьютер. Хомякова обратилась в суд с за­явлением о разводе и разделе имущества. При разделе имущества она про­сила отступить от начала равенства долей, поскольку с ней остается проживать не­совершеннолетняя дочь. Какое имущество подлежит разделу между супругами? Вправе ли суд отступить от начала равенства долей при разделе имущества между супругами?

Решение.По закону имущество супругов делится на общую со­вместную соб­ственность супругов и имущество каждого из супругов, т.е. собственность супругов.

Так, в соответствии с п.1 ст. 34 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. «К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства» - п. 2 ст. 34 СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 36 СК РФ: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью». В соответствии с п. 2 ст. 36 СК РФ: «Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался».

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие) (ст. 37 СК РФ).

Исходя из условия задачи, общей совместной собственностью супругов Хомя­ковых является: дача, мебельный гарнитур, автомо­биль, пианино.

Собственностью супруги является дом в деревне, а собственно­стью супруга - компьютер.

При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (п. 1 ст. 39 СК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ: «Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи».

В семье Хомяковых имеется несовершеннолетняя дочь, которая остается с ма­терью. Поэтому суд может отступить от начала равенст­ва долей (при разделе иму­щества между супругами), учитывая инте­ресы несовершеннолетней дочери.

Излагая ответ на теоретический вопрос контрольной работы, необходимо тесно увязать его с конкретным законодательным материалом, подкрепляя ссылками на правовые акты. Не следует злоупотреблять большим количеством цитат, не до­пускаются пропуски или извращения отдельных слов, предложений, изменений пунктуации; обязательны точные указания источников. При этом следует указывать не только полное наименование акта, но и дату его принятия соответствующим ор­ганом государства.

Совершенно недопустимо механическое переписывание абзацев или даже страниц из учебника, брошюры или статей периодической печати. Попытки подоб­ного рода приводят, как правило, к непоследовательному изложению материала. Такое выполнение контрольной работы свидетельствует о стремлении автора пойти по наиболее легкому пути, нежелании думать, усвоить прочитанный материал и изло­жить его самостоятельно.

При выполнении контрольной работы необходимо обращать внимание на грамотность написания текста, т.к. наличие грамматических ошибок влечет за собой снижение качества контрольной работы. Контрольная работа выполняется учащимся в процессе само­стоятельной ра­боты по одному из вариантов. Номер варианта контрольного задания выбирается по первой и последней цифрам порядкового номера студента. Например, для студента 01- номера заданий контрольной работы будут: 2т, 49п, 9з. ; для студента 26- номера заданий 27т, 24п, 27з и так далее.

Контрольная работа по «Правоведению» сдаётся в срок, установленный в учеб­ном графике. Объём её должен быть в пределах 10-15 страниц компьютерного текста. На обложке указываются инициалы и фамилия автора, шифр, домашний ад­рес, курс, отделение. На 1-й странице – номера и перечень вопросов. В тексте сле­дует выделять вопросы. В конце контрольной работы помещают список использо­ванной литера­туры. При использовании учебной литературы указывается фамилия автора, полное название книги и год ее издания. В конце контрольной работы следует ос­тавить 1-2 страницы для рецензии преподавателя.

При рецензировании контрольной работы учитываются соответствие ответов вопросам и плану, глубина раскрытия вопросов, последовательность изложения ма­териала, степень использования рекомендованной литературы, обоснованность ав­тором работы положений и выводов, достаточность объема, эстетичность оформле­ния, аккуратность и грамотность, правильное выделение структурных частей, нали­чие ссылок и указатели использованной литературы.

Зачёту не подлежит работа, выпол­нен­ная не по своему варианту. Зачёту не подлежит также контрольная работа, в ко­торой неверные ответы и неполные ответы даны, по крайней мере, на два из трех заданий, а последний ответ носит поверхностный характер. Если, по тем или иным причинам контрольная работа не будет зачтена, студент должен прочитать рецензию, внимательно изучить все заме­чания и указания сделанные в ней. С учетом них необходимо вновь по этому же варианту сделать контрольную работу и сдать её вместе с незачтённой работой на повторное рецензирование в методический кабинет колледжа, с тем, чтобы ре­цензент мог проверить, выполнены ли его указания.

Таблица

Наши рекомендации