Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения занятий могут использоваться компьютерные классы, специализированная аудитория, оснащенная следующим оборудованием: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, интерактивная доска.
Есть возможность в ходе занятия анализировать учебные фильмы.
Приложение 1
К рабочей программе дисциплины
«Административное право»
ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
I. Образовательные технологии
При освоении дисциплины «Административное право» используются следующие образовательные технологии:
· Опережающая самостоятельная работа – изучение бакалаврами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий. По модулю 1-2, 6.
· Проблемное обучение – стимулирование бакалавров к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. По модулю 3 и 5.
· Информационные технологии –обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. По модулю 4.
· Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе для выполнения практических заданий. По модулю 8.
· Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. По модулю 7-8.
· Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности бакалавра за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения. По модулю 8.
· Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи. По модулю 8-9.
II. Виды и содержание учебных занятий
Модуль 1. Введение в курс административного права
Теоретические занятия (лекции) - 2 часа
Лекция 1. Государственное управление как объект административного права
Тип занятия: информационная лекция
1. Государственное управление. Понятие, принципы и характерные черты государственного управления.
2. Исполнительная власть: признаки, механизм, соотношение с государственным управлением.
3. Понятие муниципального управления, принципы и характерные черты.
Краткое изложение материала
Государственное управление.
Управление- функция организованной системы (общества), обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности и реализацию программы по достижению цели деятельности. В обществе цели управления определяются интересами господствующего класса.
Структура управления может быть реализована в виде одного из вариантов - анархического, авторитарного и иерархического.
Анархическая структура предполагает независимое существование и борьбу за выживание всех звеньев системы, которые на эту борьбу затрачивают основные усилия.
Авторитарная структура предполагает жесткую структуру системы и сосредоточение всех функций управления в одном верхнем звене, что делает всю систему не гибкой.
В иерархической структуре управления функции управления распределены по иерархическим уровням организации структуры, каждый уровень обладает свободой выбора действий в пределах своих полномочий, и помимо вертикальных связей имеются горизонтальные связи между звеньями одного иерархического уровня. Такая система является наиболее гибкой и устойчивой.
В обществе сложилось два типа управления - стихийное (анархическая структура) и сознательное (авторитарная или иерархическая структура) . При стихийном управлении управляющее воздействие на систему является усредненным результатом действия различных сил, часто противоречащих друг другу, таков, например, рынок - основной регулятор капиталистической экономики. Однако стихийное управление вытесняется сознательным программным управлением, которое при капитализме ослабляет рыночную стихию, заменяя ее государственно-монополистическим регулированием, а при социализме осуществляется на научной основе, предполагающей активный процесс познания общественных закономерностей и тенденций развития и разработку соответствующей программы деятельности.
Государственное управление предполагает создание законодательной властью законов, а исполнительной властью выдачу на их основе командных воздействий с соответствующим контролем их исполнения.
В переводе с латыни, английского и многих европейских языков «административный» – значит «управленческий». «Административное право» – значит «управленческое право» или «право управления».
Можно выделить пять подходов к понятию государственного управления
1. Государственное управление в широком смысле слова – сфера организующей деятельности всей совокупности государственных и муниципальных органов.
Государственное управление в широком смысле осуществляют Президент РФ, Правительство и иные федеральные и региональные органы исполнительной власти, законодательные, судебные органы и органы местного самоуправления.
2. Государственное управление в собственном смысле слова представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой исполнительная власть практически реализуется специальными субъектами – органами исполнительной власти.
3. Государственное управление в узком смысле слова дополняет второе понятие включением в себя внутриорганизационной деятельности, осуществляемой в органах представительной власти и суда (решение кадровых, материально-технических и иных вопросов).
4. «Отрицательное» (или «негативное») определение государственного управления (возникшее раньше других) – государственное управление – это все, что не относится к другим видам государственной деятельности – законотворчеству и правосудию.
5. С организационной точки зрения государственное управление – это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства в лице его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.).
Более конкретно государственное управление – это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства.