Германия. В Основной закон ФРГ не были включены институты непосредственной демократии; небольшое исключение составляет норма ст
В Основной закон ФРГ не были включены институты непосредственной демократии; небольшое исключение составляет норма ст. 29 о реорганизации федеральной территории. Такое отношение к этим институтам объясняется опытом Первой (Веймарской) Республики, во время существования которой было проведено несколько референдумов, оказавших существенное влияние на ее судьбу. В ФРГ по вопросам изменения территорий земель проводятся референдум и народный опрос.
1. Референдум. На референдум выносится закон, посредством которого закрепляется деление федеральной территории. Референдум проводится в землях, из территории или частей территории которых должна быть образована новая или с новыми границами земля (заинтересованные земли). Голосование проводится по вопросу, должны ли заинтересованные земли оставаться в прежних границах или должна быть образована новая или с новыми границами земля. Решение об образовании новой или с новыми границами земли считается одобренным на референдуме, если на этой будущей территории и в целом на территориях или частях территории заинтересованной земли, чья принадлежность к земле в этом смысле должна соответственно измениться, большинство выскажется за эти изменения. Решение считается отрицательным, если на территории одной из заинтересованных земель большинство отклоняет изменения; однако отклонение не принимается во внимание, если на части территории, чья принадлежность к заинтересованной земле должна измениться, большинство в две трети выразит согласие на изменение, кроме случая, когда на всей территории заинтересованной земли большинство в две трети отклонит изменение. Посредством Государственного договора земли могут реорганизовывать соответствующие деление их территорий или частей территории. Государственный договор нуждается в утверждении референдумом в каждой заинтересованной земле. Если государственный договор касается части территории земли, то утверждение его референдумом ограничивается только этой частью территории. На референдуме решение принимается большинством поданных голосов, если оно составляет по меньшей мере четвертую часть голосов избирателей, обладающих правом участвовать в выборах Бундестага.
2. Народный опрос. Если во взаимосвязанном ограниченном населенном и хозяйственном пространстве, части которого расположены в нескольких землях и которое имеет не менее одного миллиона жителей, десятая часть избирателей, пользующихся правом избирать в Бундестаг, потребует путем народной инициативы введения на этой территории единой принадлежности к земле, то федеральный закон в течение двухлетнего периода должен определить, будет ли изменена принадлежность этой территории к определенной земле или в заинтересованных землях будет проведен народный опрос. Цель народного опроса должна быть направлена на то, чтобы установить, одобряется ли предлагаемое в законе изменение принадлежности территории к земле. Закон может выносить на народный опрос различные предложения, однако их должно быть не более двух. Если большинство одобрит предлагаемое изменение принадлежности к земле, то в течение двух лет федеральный закон должен установить, изменяется ли принадлежность к земле. Если предложение, вынесенное на народный опрос, получает одобрение, то в течение двух лет после проведения такого опроса следует издать федеральный закон об образовании предлагаемой земли, который более не требует утверждения на референдуме. Большинством на референдуме и на народном опросе признается большинство поданных голосов, если оно охватывает не менее четвертой части избирателей, обладающих правом голоса на выборах в Бундестаг. Основным законом предусмотрено принятие федерального закона, регулирующего вопросы референдума и народного опроса.
Греция
Предметом референдума являются:
1. Решение национальных вопросов. Президент Республики объявляет декретом проведение референдума по важным национальным вопросам в соответствии с решением абсолютного большинства от общего числа депутатов Парламента, принимаемым по предложению Совета Министров.
2. Законопроект. Путем издания декрета Президент может объявить референдум по принимаемым законопроектам (за исключением законопроектов по финансовым вопросам) на основании решения трех пятых всех депутатов Парламента, принимаемого по предложению двух пятых депутатов Парламента. Декрет о назначении референдума по законопроекту скрепляется подписью председателя Правительства. Для проверки авторитетности и результатов референдума создается высшей специальный суд.
Грузия
Референдум назначается:
1.Президентом по требованию Парламента
2. Президентом по требованию не менее двухсот тысяч избирателей
3. Президентом по собственной инициативе в течение 30 дней со дня получения этого требования.
Не допускается проведение референдума для принятия или отмены закона, по вопросам амнистии или помилования, ратификации и денонсации международных договоров и соглашений, а также по вопросам, ущемляющим основные конституционные права и свободы человека (п.2 ст.74). Конституционный суд Грузии рассматривает споры, связанные с конституционностью референдумов. Конституцией предусмотрено принятие органического закона о референдуме (п.3 ст.74).
Дания
Предметом референдума могут быть:
1. Законопроект. Если законопроект был принят Фолькетингом, одна треть депутатов может обратиться не позже трехнедельного срока после принятия законопроекта к председателю Фолькетинга с требованием о проведении референдума по законопроекту. Если выдвинуто требование о проведении референдума по законопроекту, Фолькетинг может отозвать законопроект не позднее пяти недель после принятия законопроекта. Если Фолькетинг не принимает решения в таком порядке, то он незамедлительно извещает Премьер-министра о том, что по законопроекту должен быть проведен референдум, и Премьер-министр издает постановление об опубликовании законопроекта и проведении референдума. Референдум проводится в соответствии с решением Премьер-министра не ранее чем через двенадцать и не позже чем через восемнадцать недель после опубликования законопроекта. На референдуме голосование проводится за и против законопроекта. Законопроект отклоняется большинством голосов избирателей, принимающих участие в голосовании, при том условии, что не менее тридцати процентов от общего числа избирателей, наделенных правом голоса, голосуют против законопроекта.
Не могут быть предметом референдума по законопроекту:
- финансовые законопроекты,
- законопроекты о дополнительных ассигнованиях,
- законопроекты о временных ассигнованиях,
- законопроекты (поправки к закону) о государственной службе,
- законопроекты о заработной плате и пенсиях,
- законопроекты о натурализации,
- законопроекты об экспроприации,
- законопроекты о налогообложении (прямом и косвенном),
- законопроекты, имеющие целью отмену существующих международно-правовых обязательств,
- и другие.
2. Решение международных вопросов. Полномочия, предоставленные Конституцией государственным органам, могут быть в пределах, установленных законом, делегированы международным организациям. Для принятия законопроектов по вышеуказанным вопросам требуется большинство в пять шестых голосов от общего числа членов Фолькетинга. Если законопроект не получил указанного большинства голосов, но за него собрано большинство голосов, требуемое для принятия обычных законопроектов, а также в том случае, если его поддерживает правительство, законопроект выносится на референдум (ст.20)
3. Пересмотр Конституции Если Фолькетинг принимает законопроект с целью принятия нового конституционного положения и правительство желает его принятия, издается указ о новых выборах Фолькетинга. Если законопроект принимается Фолькетингом нового состава без изменений, он передается в течение шести месяцев после принятия на референдум для утверждения или отклонения. Если большинство участвующих в голосовании, но не менее сорока процентов от общего числа избирателей, голосует в поддержку законопроекта, принятого Фолькетингом, и законопроект получает одобрение Короля, он становится неотъемлемой частью настоящей Конституции (ст.88).
4. Вопросы изменения возрастного ценза Возрастной избирательный ценз устанавливается таким же, каким он был определен на основании референдума Законом от 25 марта 1953 г. Возрастной ценз избирательного права может быть в любое время изменен законом. Законопроект, принятый Фолькетингом по указанному вопросу, получает одобрение Короля только в том случае, если изменение возрастного ценза одобрено на референдуме(п.2 ст.29). Конституцией предусмотрено принятие закона о референдуме.