Институты прямой (непосредственной) демократии.

Выборы – это институт конституционного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных и содержащихся в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права), устанавливающих права и обязанности субъектов права в сфере осуществления народовластия – выборы в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Формирование различных органов государственной власти, субъектов федерации, местных органов самоуправления осуществляется посредством выборов.

Акт выборов – это обозначенный во времени процесс, имеющий особое внутреннее содержание: формирование из индивидуальной и коллективной воли членов общества волеизъявления народа, либо территориального коллектива по вопросу комплектования представительных органов власти. Выборы представляют собой растянутую во времени избирательную компанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентируемых законодательными и иными нормативными актами. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее.

Классификация выборов. Выборы бывают прямые, при которых вопрос об избрании решают сами граждане, и косвенные, при которых вопрос об избрании решают избранные ими лиц (выборщики, депутаты и др.).

Так же выборы подразделяются на всеобщие, в которых участвуют все избиратели страны, и частичные, проводимые при необходимости пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта федерации) и местными (по выборам органов местного самоуправления). В зависимости от сроков проведения выборы подразделяются на выборы очередные - проводимые в установленные законом сроки, и внеочередные - назначенные в случае досрочного роспуска парламента или отставки Президента РФ.

Референдум – это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного значения. (Вообще это следующий вопрос, но считай тут конец 16, который перетекает криво в 17).

Ограничения вопросов, выносимых на референдум: об изменении статуса субъектов Российской Федерации; о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Совета Федераций, Государственной Думы, либо отсрочка таких выборов; о принятии и изменении федерального бюджета, исполнении или изменении внутренних финансовых обязательств государства; о введении, изменении или отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; об амнистии и помиловании.

Федеральное законодательство о референдумах устанавливает запрет на проведение референдумов в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории России либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение 3-х месяцев после их отмены.

Назначает проведение всероссийского референдума Президент РФ по инициативе не менее чем двух миллионов граждан России, либо по инициативе Конституционного Собрания, предлагающего принять новую Конституцию РФ. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Данное решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории Российской Федерации. Это же правило применяется в отношении решения, принятого на референдуме субъекта Федерации и на местном референдуме. На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

17. Референдум: понятие и виды.Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органоми вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы.

Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции.

Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов.

Международно –правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории

Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, * прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума. Первый в России местный административный референдум был проведен в 1990 г. в г. Воронеже по поводу строительства в городе атомной электростанции. Большинство граждан проголосовало против строительства, и оно было заморожено.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдумпроводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По времени проведения референдума – до или после принятия закона – различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы.

В зависимости от степени необходимости обязательные (на которые выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе чем путем референдума они не могут быть решены) и факультативные (на которых решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно).

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местныереферендумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум. В Российской Федерации законодательство о референдуме состоит из Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», * Федерального закона от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» **, Федерального закона от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» *** законодательства субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации