Обязанность погашения долгов
Современная доктрина универсального наследственного правопреемства по ГК РФ изменила институт ответственности наследников по долгам наследодателя, усилив в нем системные начала универсального правопреемства и вместе с тем, сохранив общие гарантии прав кредиторов в обязательствах.
Долги наследодателя, ответственность за которые возлагается на наследников, принявших наследство, следует понимать в рамках обязательств, возникших с участием наследодателя на стороне должника и сохраняющихся на момент открытия наследства в качестве тех же обязательств, но с участием на стороне должника правопреемников наследодателя. Долги наследодателя, понимаемые как его обязанности, перешедшие к наследникам, принявшим наследство, включают обязанности не только уплатить денежную сумму, но и совершить иные действия (например, вернуть имущество), в также исполнить обязанность, возникшую из нарушения обязательства (например, уплатить проценты). Поскольку в состав наследства не входят обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя или не подлежащие передаче в силу закона, такие обязанности не могут признаваться долгами наследодателя, возлагаемыми на наследников, принявших наследство. Отметим, что наследство – это та относительно малая, но замкнутая имущественная сфера, внутри которой совершается переход прав и обязанностей наследодателя к его наследникам.
Наследство всегда индивидуализировано фигурой наследодателя и совокупностью прав и обязанностей, ему принадлежащих. В соответствии с этим наследство в своей активной части служит источником покрытия долгов самого наследодателя. Обособленность наследства и внутренних процессов правопреемства, приводящих к смене наследодателя его правопреемниками в совокупности правоотношений с его участием, делает недопустимым использование наследства для погашения долгов другого лица, даже если этим другим лицом окажется наследник (трансмиттент), право наследования которого в порядке наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК РФ), перешло трансмиссарам (наследникам трансмиттента). Исходя из положений ст. 1175 ГКРФ, следует отметить, что в условиях расширяющегося гражданского оборота и повышения экономической ценности наследства важным является прямое и недвусмысленное закрепление (в названной статье) принципа имущественного разграничения наследственных сфер наследодателя и его наследника, у которого возникло право на наследство и который, не успев принять наследство, стал в свою очередь наследодателем до истечения срока для принятия наследства. Право на принятие наследства не входит в состав наследства, открывшегося после смерти наследника (трансмиттента), и не может быть имущественной базой погашения долгов этого наследника. Таким образом, наследник, принявший наследство в порядке наследственной трансмиссии, отвечает в пределах стоимости этого наследственного имущества лишь по долгам наследодателя, которому это наследство принадлежало, и не отвечает этим имуществом по долгам наследника, от которого к нему перешло право на принятие наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ ответственность наследников по долгам наследодателя ограничена: каждый из наследников, принявших наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследства, т.е. из числа призванных к наследованию лиц по долгам наследодателя отвечают именно наследники, принявшие наследство, они отвечают по этим долгам в пределах стоимости перешедшего к каждому из них наследства.
Наследники, принявшие наследство, не обязаны удовлетворять требования кредиторов наследодателя в части, превышающей стоимость наследства, за счёт своего собственного имущества. Долги наследодателя по их совокупности ограничены стоимостью наследства в виде вещей, иного имущества и имущественных прав, принадлежащих наследодателю. При этом стоимость наследства, предназначенного для удовлетворения долгов наследодателя перед кредиторами в рамках ст. 1175 ГК РФ, уменьшается на ту ее часть, которая необходима для приоритетного возмещения расходов, вызванных смертью наследодателя, расходов на охрану наследства и управления им (ст. 1174 ГК РФ).