Судебное толкование, значение и особенность
Акт судебного толкования - это один из видов правовых актов, издаваемый судебными органами в процессе их правоприменительной и контрольной деятельности и содержащий в себе официальное разъяснение смысла и содержания правовых норм в целях их наиболее правильного и единообразного применения.
Создание актов судебного толкования как и других актов официального толкования представляет собой сложный праворазъяснительный процесс.
Понятие праворазъяснительного процесса появилось в юридической литературе сравнительно недавно. Его появление связано с тем, что деятельность уполномоченных на дачу разъяснений официальных органов по толкованию правовых норм представляет собой определенный процесс, состоящий из нескольких стадий. Праворазъяснительный процесс определяется в литературе как интеллектуально-волевая деятельность по истолкованию, изложению и доведению до сведения других субъектов познанной в процессе уяснения государственной воли, содержащейся в нормах права.
Выделяются следующие стадии праворазъяснительного процесса:
1) стадия праворазъяснительной инициативы;
2) обобщение практики и проверка необходимости в даче разъяснения законодательства;
3) выработка и обсуждение текста разъяснения;
4) принятие или утверждение разъяснения;
5) опубликование акта разъяснения.
Процесс создания акта судебного толкования является одним из видов праворазъяснительного процесса и характеризуется следующими особенностями:
- он протекает в деятельности судебных органов;
- относится только к официальному толкованию и не распространяется на толкование, имеющее неофициальный характер;
- данный процесс состоит из пяти стадий, необходимость выделения которых обусловлена рядом объективных причин.
Стадии процесса создания акта судебного толкования прослеживаются четко не везде: там, где ставится специальная цель толкования, самостоятельность каждой стадии более очевидна, нежели в тех случаях, когда толкование выражается в мотивировочной части акта применения (приговора, решения и т.д.) и выделить ее четко практически невозможно.
Первой стадией создания акта судебного толкования является стадия праворазъяснительной инициативы. Смысл ее заключается в том, что граждане, должностные лица, государственные организации, органы, учреждения, общественные объединения могут обратиться в компетентные органы в связи с необходимостью более четкого установления смысла закона за получением соответствующих разъяснений по тому или иному вопросу; кроме того, и сами органы, в компетенцию которых входит судебное толкование, осуществляют процесс толкования по собственной инициативе в связи с возникшей необходимостью.
Так, согласно п. 5 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции Российской Федерации.
Ст. 39 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляет Генеральному прокурору право обратиться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.
После получения запроса, представления, ходатайства, или придя к убеждению о необходимости издания акта судебного толкования, осуществляющие данное толкование органы анализируют существующую практику и выясняют необходимость в даче соответствующего разъяснения. Данная стадия имеет немаловажное значение в связи с тем, что выяснение необходимости издания акта судебного толкования влияет на дальнейшую судьбу праворазъяснительной инициативы и может оказаться завершающей стадией правореализационного процесса, если компетентный судебный орган придет к убеждению о нецелесообразности издания такого акта.
Третьей стадией процесса создания акта судебного толкования является выработка и обсуждение текста разъяснения. На данной стадии происходит внимательное изучение правовых норм, установление действительного смысла и воли законодателя, обсуждаются вопросы, связанные с практикой неверного понимания или неправильной реализации правовых норм, разрабатывается текст акта судебного толкования.
После этого проект разъяснения принимается или утверждается.
Согласно ч.4 ст. 72 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение о толковании Конституции РФ принимается большинством, не менее двух третей от общего числа судей.
Последней, пятой стадией является опубликование акта судебного толкования. В зависимости от субъекта праворазъяснительной деятельности их публикация осуществляется в разных изданиях. Так, согласно ст. 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ публикуются в «Вестнике Конституционного Суда РФ», в официальных изданиях органов государственной власти- «Собрании законодательства РФ» и др. Официальными изданиями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ являются «Бюллетень Верховного Суда РФ» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ». Акты казуального толкования находят свое отражение в обзорах и сборниках судебной практики, «Бюллетене Верховного Суда РФ», «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», в периодических журналах, газетах и т.д.
При исследовании процесса создания акта судебного толкования особого внимания заслуживает вопрос о необходимости издания интерпретационного акта. Данный вопрос логически вытекает из проблемы необходимости толкования права вообще. Анализ правовой литературы, а также некоторые особенности юридической практики свидетельствуют о том, что такая необходимость обусловлена рядом как объективных, так и субъективных причин.
Объективные обстоятельства, которые независимо от сознания индивидов и конкретных жизненных фактов вызывают необходимость уяснения и разъяснения права, заключены в государственно-волевом характере права, его относительной самостоятельности, а также в особенностях непосредственного предмета толкования - формы правовых актов, иерархичности норм права и т.д.
45. Неофициальное толкование: виды, особенность, значение.
Признаки неофициального толкования
1) субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и непрактикующие юристы, отдельные граждане;
2) между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность по толкованию автономно
3) большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличает высокий уровень подготовки в области права;
4) оно осуществляется субъектами права по доброму разумению,не основано на вменении им в обязанность делать это;
5) содержание неофициального толкования очень часто ограничивается уяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему;
6) оно является необязательным для субъектов права и посему не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному;
7) оно не регламентировано законом и осуществляется в свободной форме. Это касается всех ого параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.;
8) его значимость состоит в выполнении им познавательной, воспитательной роли, а также функции ориентирования субъектов в правовом пространстве.
Виды неофициального толкования
1) обыденное толкование осуществляется субъектами, которые не являются специалистами в области права. Практически каждый гражданин может осуществлять неофициальное толкование. Обыденное толкование больше основано на применении политических, нравственных методов.
Характерная особенность обыденного толкования — оно в значительной мере проводится не с помощью рациональных приемов, им руководят в значительной мере чувства и эмоции.
Внешне обыденное толкование выражается редко. В основном его результаты бывают представлены в виде мыслительных операций или в лучшем случае устно;
2) профессиональное толкование. Его еще называют компетенционным. Оно исходит от сведущих в области права лиц, хотя их действия по толкованию норм права и не приобретают обязательного значения.
Сведущие в области права лица — это лица, имеющие диплом юриста и профессиональные знания. Профессиональное сознание отличается следующими особенностями:
♦ наличие правовой культуры у толкователей, причем она имеет в основном рациональный, а не иррациональный (чувственный) характер;
♦ оно отражает личную правовую позицию интерпретатора. Как справедливо говорят, юрист — это не человек с кодексом, а человек с совестью;
♦ в основе правовой позиции профессионального юриста лежит обостренное чувство справедливости;
♦ результаты профессионального толкования в отличие от обыденного могут быть выражены не только в устной, но и в письменно: форме: лекции, беседы, ответы на вопросы, речи, статьи, комментарий в печатных изданиях, видео- и кинофильмы, радиопередачи и др.;
3) доктринальное толкование - научное толкование.
1) оно отличается глубиной;
2) ему присуща системность;
3) имеет высокий авторитет;
4) используется неоднократно широким кругом практических работников и других лиц;
5) его результаты находят отражение в монографиях, статьях, учебниках, комментариях, докладных записках, экспертных заключениях, предложениях по совершенствованию законодательства ив иных письменных документах. Возможны и публичные выступления ученых по разъяснению норм права.
Неофициальное толкование обогащает юридическую науку и практику новыми знаниями, придает импульс для реформирования правовой системы и юридической практики.
47.0сновные правила способов толкования: языкового, логического, систематического, специально-юридического, телеологического и других.
Способы толкования права это совокупность мыслительных операций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащееся в НА.Языковое толкование- уяснение смысла нормы права на основе ее текста; предшествует применению др.способов толкования.
Стадии: 1)выясняется значение отдельных слов (например, убийство- это лишение человека жизни, а не подрыв его достоинства и не унижение чести); 2)производится грамматический разбор предложения (напр., причинение вреда в случае совершения халатности наказывается лишь тогда, когда он носит существенный характер); 3)устанавливаются связи слов в предложении (напр., выясняется, наказывается ли причинение ущерба личности и (или) имуществу); 4)определяется структура положения в целом и роль знаков препинания, союзов(казнить нельзя помиловать.). Логическое- основана на использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы. При этом применяются самые различные логические приемы: лог. преобразование, лог. анализ понятий, умозаключения степени, выводы по аналогии и от противного и др. Лог. толкование позволяет конкретизировать смысл нормы в процессе правоприменительной деятельности. Лог. анализ понятия является самым распространенным в толковании норм права. С лог. стороны правоприменение представляет собой силлогизм, т.е. умозаключение, когда из двух категорических суждений необходимо выбрать третье. Суждения (посылки) и образуют логическую связь правовых терминов и конструкций, при этом учитываются термины, объединяющие суждение в умозаключение.
Систематическое толкование - уяснение смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между ними. Это толкование осуществляется с помощью анализа системных связей юр. нормы с другими нормами, путем выявления места и роли конкретной нормы права в системе права, например, необходимо правильное установление отсылочных связей между общими и конкретными нормами. Это позволяет толковать правовую норму без изменения ее внутреннего содержания, дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов в процессе применения нормы права. Установление систематических связей между нормами позволяет правильно определить сферы их применения, что является необходимым условием квалификации юр. фактов.
Специально-юридический способ - толкование с помощью раскрытия содержания юр. терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил ЮТ и технико-юридических средств. Спец.-юр. толкование, основанное на юридико-технических средствах и приемах, прежде всего касается толкования спец. терминов ("траст", "комитент", "акцепт" и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов. Специально-юр. способ позволяет формализовать системные отношения между отраслями, институтами и отдельными нормами права, выработать определенные стандарты применения норм права, на основе типичных приемов раскрытия содержания юр. терминов. Телеологический способ - толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов. Кроме того, данные цели прослеживаются по результатам законодательной работы (пояснительные записки, доклады по законопроекту и др.). Такое толкование основано на приоритетных задачах правового урегулирования конкретных ситуаций, нацеленное на определенный результат, например, на защиту прав человека и гражданина.
Историко-политическое толкование - уяснение целей и задач на основе анализа истор-ой обстановки, в которых они были приняты. Он помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение (в связи с изменением условий и фактов, на которые была рассчитана норма). Также предполагает уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомление с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта.
Функциональный способ - основан на факторах и условиях реализации права. Он зависит от применяемых подходов (статика или динамика) толкования и заключается в применении различных оценочных терминов и суждений (добросовестный выгодоприобретатель, сделка, противная основам правопорядка и нравственности, корыстные, низменные цели, уважительные и неуважительные причины, мнимые сделки, фиктивный брак, нравственные качества опекуна или попечителя, существенный вред, преступление определенной степени тяжести и др.).