Лекция 14
Заключение эксперта как источник доказательств.
Заключение эксперта – представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом органом, ведущим уголовный процесс, или сторонами (ст. 95 УПК). То есть, заключение эксперта, в отличие от показаний, дается в письменном виде.
Судебная экспертиза назначается в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные знания. Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки, житейского опыта и требующие особой подготовки, профессиональных навыков. Исключение составляют правовые познания, которыми должны в достаточной мере обладать сами следователи и судьи. Вместе с тем признается правомерным назначение экспертизы о соблюдении каких-либо технических и иных специальных правил, поскольку их трактовка нередко требует специальной подготовки и практических навыков, например, строительных правил, правил бухгалтерского учета, некоторых наиболее сложных правил дорожного движения (в частности, правил обгона) и др.
Эксперт дает заключение от своего имени, по своему внутреннему убеждению и несет за него личную ответственность. Заключение дается экспертом на основании проведенного им исследования. Вопросы, хотя и решаемые с применением специальных знаний, но не требующие никакого исследования, устанавливаются не посредством проведения экспертизы, а путем истребования справок от соответствующих учреждений или допроса сведущих лиц.
Содержание заключения эксперта подробно регламентировано ст. 236 УПК. Традиционно в теории и на практике в заключении эксперта выделяется три части – вводная, исследовательская и выводы.
Во вводной части указывается время и место производства экспертизы, по какому делу и кем назначена, основания ее производства (т.е. обстоятельства дела, требующие для своего установления соответствующих специальных знаний), сведения об эксперте и об экспертном учреждении, которому поручена экспертиза, вопросы, поставленные на разрешение эксперта и объекты и материалы, представленные для производства экспертизы. Далее должна быть отметка о предупреждении эксперта об ответственности за отказ или уклонение от исполнения без уважительных причин возложенных на него обязанностей или дачу заведомо ложного заключения, заверенная подписью эксперта. Здесь же приводятся сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы, если таковое присутствие имело место.
В исследовательской (описательной) части излагаются содержание и
результаты исследования, дается оценка полученных результатов и приводится обоснование даваемых выводов. Должно быть описано также состояние объектов исследования, примененные методы исследования, даны ссылки на нормативно- справочные материалы, которыми руководствовался эксперт, и на литературные источники, использованные при проведении исследования.
Выводы (заключительная часть) представляют собой ответы на поставленные вопросы. Они должны быть изложены четким и ясным языком, не допускающим различных истолкований и понятным лицам, не обладающим специальными знаниями.
Выводы эксперта могут быть категорическими и вероятными. Доказательственное значение имеют категорические выводы. Вероятные выводы доказательственного значения не имеют, но могут быть использованы следователем, лицом, производящим дознание, при построении версий, разработке тактики проведения следственных действий.
Вещественные доказательства.
В самом общем виде вещественные доказательства можно определить как материальные следы (последствия) преступления или иного расследуемого деяния. В качестве вещественных доказательств выступают предметы материального мира (вещи), которые подвергались в результате исследуемого события какому-то видоизменению, перемещению или были созданы преступными действиями. Доказательственное значение имеют их физические свойства (например, размер и конфигурация следа), местонахождение (например, похищенная вещь, обнаруженная у обвиняемого) либо факт их создания (изготовления) или видоизменение (например, фальшивая монета, поддельный документ и т.п.). Таким образом, вещественные доказательства, в силу сохранившихся признаков или свойств, являются носителями доказательственной информации. Уголовно-процессуальный закон (ст. 96 УПК) называет следующие виды вещественных доказательств:
1. предметы, служившие орудием преступления;
2. предметы, которые сохранили на себе следы преступления;
3. предметы, на которые были направлены преступные действия;
4. деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем;
5. иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления, установления фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо опровержению обвинения или смягчению ответственности обвиняемого.
Процессуальное оформление вещественных доказательств включает три момента. Во-первых, должен быть процессуально оформлен факт обнаружения или получения предмета следователем (судом). Во-вторых, предмет должен быть осмотрен (ч. 1 ст. 97 УПК). Осмотр предмета может быть произведен в ходе того следственного действия, при котором он изъят, и тогда его результаты фиксируются в протоколе данного следственного действия, либо в ходе отдельного следственного
действия – осмотра вещественного доказательства (предмета), оформляемого самостоятельным протоколом. В-третьих, предмет в качестве вещественного доказательства должен быть приобщен к делу особым постановлением следователя либо постановлением или определением суда. Лишь после вынесения такого постановления (определения) на предмет может быть распространен режим вещественного доказательства.
Нужно иметь в виду, что предмет становится вещественным доказательством только после вынесения такого постановления (определения). Поэтому, когда говорится о поиске вещественных доказательств, их обнаружении, изъятии и т.п. (например, в ч. 3 ст. 192 УПК), то этот термин употребляется условно, имея в виду потенциальные вещественные доказательства, т.е. предметы, лишь могущие стать таковыми.
Вещественные доказательства могут быть первоначальными и производными. Первоначальные вещественные доказательства – это предметы- подлинники, оригиналы. Производные вещественные доказательства – это различного рода их материальные модели. Можно выделить следующие виды производных вещественных доказательств: 1) копии вещественных доказательств;
2) предметы-аналоги, которые обычно используются взамен вещественного доказательства-оригинала, когда последний не обнаружен; 3) к производным вещественным доказательствам нередко относят образцы для сравнительного исследования (спорно).
Исследование вещественных доказательств осуществляется посредством различных следственных действий. Наиболее простым способом исследования является осмотр вещественных доказательств. Для исследования свойств вещественных доказательств может проводиться также следственный эксперимент, а для идентификации – предъявление для опознания. Наиболее сложной формой исследования вещественных доказательств является экспертиза. Проверке подлежат подлинность вещественных доказательств, а также неизменность их свойств с момента их получения. В этих целях могут проверяться условия хранения. Оценка вещественных доказательств включает в себя установление их допустимости, относимости и доказательственного значения. Вещественные доказательства всегда оцениваются в совокупности с другими доказательствами, и прежде всего с документами, в которых фиксируются обстоятельства их изъятия и результаты их исследования.
Нельзя признать состоятельной концепцию об особой роли вещественных доказательств как «немых свидетелей», которые в отличие от «говорящих свидетелей» не лгут. Вещественные доказательства тоже могут быть сфальсифицированы.
Вещественные доказательства хранятся при уголовном деле, а при передаче дела другому органу или должностному лицу передаются вместе с ним. Вместе с тем закон (ст. 97 УПК) допускает и иные варианты обращения с вещественными доказательствами, если их хранение при деле невозможно или затруднительно. Так, громоздкие предметы, большие партии товаров и т.п. могут храниться в ином
месте, указанном следователем (лицом, производящим дознание), о чем в деле должна быть справка. При этом они фотографируются или снимаются на видео- или киносъемку и по возможности опечатываются. Вещественные доказательства (например, скоропортящиеся предметы) могут быть также возвращены их законному владельцу, переданы для реализации.
При хранении вещественных доказательств в месте, определяемом следователем или лицом, производящим дознание, а также при передаче их для реализации к материалам дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования.
За исключением указанных случаев, вещественные доказательства хранятся до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования определения или постановления о прекращении уголовного дела. В приговоре, определении или постановлении о прекращении уголовного дела должна быть опреде- лена их судьба в соответствии со ст. 98 УПК. Споры о принадлежности вещественных доказательств разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Предметы, которые были изъяты в ходе досудебного производства, но вещественными доказательствами признаны не были (например, оказались неотносимыми к делу), подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты.
Протоколы следственных действий, судебного заседания и оперативно-розыскных мероприятий.
Это письменные акты, в которых фиксируются ход и результаты различных следственных действий (осмотра, предъявления для опознания и др.). К ним относятся протоколы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, протоколы судебных заседаний (ст. 99 УПК). В ходе досудебного производства каждое следственное действие оформляется отдельным протоколом, на судебном следствии все проводимые судом действия фиксируются в одном документе – протоколе судебного заседания (за исключением экспертного исследования, которое оформляется отдельным документом – заключением эксперта). Протоколы оперативно-розыскных мероприятий о прослушивании и записи переговоров, осуществляемых с использованием технических средств связи, и иных переговоров, составленные в установленном законом порядке и с приложением соответствующей записи прослушивания могут являться источником доказательств в уголовном процессе.
Не относятся к данному виду доказательств протоколы допросов, поскольку ими оформляется другой вид доказательств – показания, которые сами по себе являются источником доказательств. Протоколы могут служить доказательством различных фак- тов. Доказательственное значение протокола зависит от того факта, который устанавливается в ходе данного действия.
При производстве следственных действий могут применяться различные научно- технические средства – фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись и изготавливаться иные, помимо протокола, источники доказательственной информации
— фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, которые прилагаются к протоколу (ст. 193 УПК). Все эти
источники доказательственной информации не названы в числе отдельных видов доказательств (ст. 88 УПК) и поэтому их обычно именуют приложениями к протоколам. Действительно, они могут иметь доказательственное значение только при наличии протокола, в котором отражены конкретный факт, а также условия изготовления слепков и оттисков.
Протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний допускаются в качестве доказательств только при условии, если они соответствуют требованиям, установленным законом (ст. 99 УПК). Эти требования являются важной гарантией соблюдения прав личности и достоверности зафиксированных в протоколе сведений. Поэтому нарушения этих правил могут повлечь недействительность – в целом или в части – протокола как доказательства.
Иные документы и другие источники информации как источникидоказательств.
К ним относятся любые документы, изготовленные не в ходе процессуальной деятельности (справки, акты ревизий, аудиторских и иных проверок, ведомости, расписки и др.). Доказательствами они становятся, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств уголовного дела и эти сведения удостоверены должностными лицами организаций или гражданами (ст. 100 УПК). Наиболее распространенными являются письменные документы (печатные и рукописные). Но сведения, содержащиеся в документе, могут быть зафиксированы и в ином виде. К таким документам относятся материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации (ст. 100 УПК).
В качестве доказательств могут выступать как официальные документы (справки, акты и т.п.), так и неофициальные (например, личное письмо). Документы могут быть первоначальными (подлинники) и производными (копии).
Документы должны быть получены в установленном законом порядке – изъяты в ходе производства какого-либо следственного действия, истребованы либо представлены кем-либо из участников уголовного процесса. Факт их получения следователем или судом должен быть соответствующим образом процессуально оформлен.
Обязательным условием использования документов в качестве доказательств является то, что должен быть известен их источник – автор или исполнитель.
Документы приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в течение всего срока его хранения (ч. 3 ст. 100 УПК). Однако вынесения особого постановления (определения) о таком приобщении, как это имеет место в отношении вещественных доказательств, не требуется.
По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему, если это требуется для правомерных целей (ч. 3 ст. 100 УПК).
Документы, как самостоятельный вид доказательств, необходимо отличать от документов – вещественных доказательств.