Проблемная лекция (и разновидность проблемной лекции – лекция вдвоем).

К характерным особенностям проблемной лекции относится выдвижение в процессе её чтения спорных положений, различных вариантов решения той или иной задачи, а также вовлечение обучающихся в активное обсуждение поставленных проблем и принятие совместных решений. Последнее представляется крайне важным. Задача проблемной лекции – отвлечь от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной познавательной деятельности. Поэтому целесообразно, чтобы поставленные в процессе чтения лекции проблемные вопросы не объяснялись тут же самими преподавателем, а их решение определялось в процессе обсуждения и к выводам слушатель пришёл самостоятельно. Целесообразно также, чтобы даже в недостаточно чётком решении обучающегося, преподаватель находил рациональное звено, акцентировал на нём внимание и, тем самым, поощрял спасателя к дальнейшей активности.

Разработка и проведение проблемной лекции встречает наибольшие трудности, которые объясняются не отсутствием проблем, а возникающим часто у преподавателя желанием подать проблему в препариро­ванном виде. В этом случае обучающимся остается лишь заучить предлагаемые варианты решения проблемы.

Проблемная лекция начинается не там, где преподаватель указывает на противоречия и вовлекает аудиторию в дискуссию по намеченной схеме. Проблемная лекция начинается там, где преподаватель, учитывая объективно выявленные противоречия (тенденции, подходы, позиции), об­ращается к опыту аудитории с тем, чтобы выявить, актуализировать, соотнести подходы, позиции, существующие у обучающихся, с имеющи­мися в психологической практике тенденциями в анализе проблемы.

Дефицит лекционного времени ограничивает возможности проводить развернутые обсуждения проблемы. Поэтому весьма перспективной является такая форма лекции, когда во время чтения преподаватель ставит проблему и делает краткий ввод в её решение, а сам процесс обсуждения проблемы со слушателями переносится на практические или семинарские занятия. Такая форма позволяет слушателю попытаться решить проблемную ситуацию.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и аудитории. Основная задача преподавателя состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении обучающихся к объективным противоречиям. «Сотрудничая» с проблемой, спасатели «открывают» для себя новые знания.

Общий эффект проблемной лекции определяется её содержанием, способом организации совместной деятельности и теми средствами общения, которые обеспечивают эффективную «трансляцию» материала. Включение преподавателя в общение со обучающимися возможно при выполнении следующих условий:

1. преподаватель входит в диалог со спасателями не как «законодатель», а как собеседник, пришедший на занятие «поделиться» с ними своим опытом;

2. преподаватель не только признаёт право спасателя на собственное суждение, но и заинтересован в нём;

3. новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя или автора учебника, но и в силу доказательств его истинности системой рассуждений;

4. материал занятия включает в себя обсуждение различных точек зрения, их логики, разрешение спорных моментов и объективных противоречий;

5. коммуникация со спасателями строится таким образом, чтобы подвести их к самим выводам, сделать «соведущими» занятия.

Основные методические задачи проблемной лекции последовательно реализуются в плане методического сценария.

1. Экспозиция проблемы.

Смысл анализа изучаемой проблемы в системе целей и задач курса

2. Введение в проблему.

Выявление и фиксация состава противоречий, возможных подходов к их разрешению. Сопоставление разных подходов к решению проблемы. Выделение уровней решения про­блемы и специфики этих уровней.

3. Введение внешнего диалога.

Актуа­лизация позиций обучающихся в отношении к рассматриваемой проблеме. Анализ выявленных подходов и оценка меры адекватности предложенных решений.

4. Перестройка функций внешнего диалога

Переход к решению рефлексивных задач: анализ оснований и предпосылок собственного понимания проблемы у обучающихся. Введение ситуаций, провоцирующих интеллектуальный конфликт между исходны­ми позициями обучающихся и предлагаемыми преподавателям позициями в ре­шении проблемы.

5. Анализ продуктивности решения проблемы в контексте предлагаемого подхода, выявление нерешенных аспектов проблемы.

Указанный план сценария проблемной лекции охватывает лишь центральные моменты проектирования диалога в проблемной ситуации и не претендует на ис­черпывающую полноту. Он может быть использован в качестве ориентира, облегчающего выбор и конструиро­вание последовательности этапов организации сценария проблемной лекции, включающей элементы эвристической беседы. Вместе с тем в нем подчеркнута развивающая сторона проблемной лекции - ориен­тация обучающихся на широкий исследовательский поиск, преодоление догматизма в подходе к тому или иному найденному решению проблемы.

При проведении лекции вдвоем наглядно реализуется принцип проблемности материала, который излагается в диалоге двух преподавателей. Моделируется реальная ситуация, например: обсуждение практических и теоретических вопросов с двух точек зрения (психолог и медик, психолог и физиолог и т.д.). Такая организация занятия должна активизировать у обучающихся имеющиеся знания, необходимые для понимания и участия в диалоге, втягивать обучающихся в обсуждение проблемы. Кроме того, диалог двух преподавателей демонстрирует обучающимся культуру дискуссии, совместного поиска принятия решений, подготавливая их тем самым к семинарским занятиям. Наличие двух преподавателей, а следовательно двух источников, заставляет слушателей сравнивать точки зрения, делать выбор, присоединятся к высказываемым мнениям, либо вырабатывать свою позицию. При подготовке к лекции преподавателями должны быть выделены проблемные вопросы.

Использование лекции вдвоем предъявляет дополнительные требования к преподавателям. Так, преподаватели должны обладать развитыми коммуникативными способностями, быстрой реакцией и способностью к импровизации, должна быть личная и индивидуальная совместимость.

Семинары представляют собой активную форму обучения. Традиционно семинары решают следующие задачи: развитие творческого и научного мышления, усиление познавательной деятельности, овладение научным языком, овладение умениями и навыками, постановки и решения проблемных задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения, проверка, закрепление и контроль знаний. Вариантами семинарских занятий являются по сути приемами интерактивного обучения: дискуссия, мозговая атака, круглый стол, пресс-конференция, деловые, ролевые игры с элементами тренинга.

В отличие от лекции, где основную нагрузку несет преподаватель занятия, на семинаре требуется высокая активность и обучающего и обучающихся. Семинарское занятие можно считать удавшимся, если оно проходит в диалоговой форме, если на нем высказываются различные точки зрения, происходит обмен опытом участников. При этом преподаватель активно вмешивается в ход обсуждения, являясь одновременно и его участником и его “дирижером”. В результате такого обсуждения устанавливается единое и правильное понимание всеми обучающимися обсуждаемых вопросов, делаются выводы о применимости получаемых знаний в профессиональной деятельности.

Подготовка к семинару в курсе психологической подготовки обычно включает в себя:

- личную подготовку преподавателя по содержанию и методики преподавания материала;

- учет особенностей группы обучающихся;

- уточнение плана проведения семинара;

- обеспечение занятия необходимыми учебно-методическими и наглядными пособиями, техническими средствами обучения;

- подготовка обучающихся, которые выступят на семинаре в качестве помощника преподавателя, инструктирование о задачах на семинаре (в случае значительной разницы в уровне подготовки обучающихся).

Тема и основные вопросы семинара, списки литературы определены утвержденной программой по курсу психологической подготовки. Однако ход семинара определяется готовностью обучающихся. Поэтому вопросы семинара можно и нужно уточнить и конкретизировать в соответствии со спецификой группы. В это же время определяются и практические задания отдельным обучающимся.

В соответствии со структурой преподаватель составляет для себя в произвольной форме рабочий план, который в общем виде содержит:

- название темы семинара;

- цели занятия;

- основные вопросы, их содержание и примерное время на обсуждение каждого из них;

- перечень дополнительных вопросов для развёртывания обсуждения;

- практическое задание для самостоятельной работы;

- тезисы вступительного слова;

- перечень наглядных пособий, технические средства обучения, которые необходимо использовать на семинаре.

Готовясь к семинару, преподаватель должен ориентироваться на уровень психологической, воспитательной, развивающей, образовательной готовности, преобладающим среди обучающихся взглядам и настроениям, национальный состав, социально-психологический климат в учебной группе. Это позволяет уточнить замысел предстоящего семинара, определить наиболее целесообразные методические приёмы с тем, чтобы добиться максимальной активности обучающихся. Подготовка к семинару требует от преподавателя кропотливой проработки в методическом и организационном плане.

Основной цельюпрактических занятийв рамках курсов подготовки спасателей является формирование и совершенствование умений и навыков профессиональной деятельности в условиях дежурства и в условиях ЧС, параллельно решаются задачи по углублению и расширению, детализации знаний, проверке знаний обучающихся.

В структуру практических занятий входят: вступление преподавателя, ответы на неясные вопросы, практическая часть, обратная связь, заключительное слово преподавателя. Методика проведения практических занятий может быть различной, зависит от авторского стиля и индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы достигалась общая дидактическая цель. При планировании практического занятия следует учитывать необходимость того, что бы обучающиеся постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успешного обучения, были заняты творческой продуктивной деятельностью. Основная роль преподавателя – консультирование, не подавляя инициативы и самостоятельности обучающихся. Следует учитывать роль повторений, которые должны быть вариативными.

Занятия по психологической подготовке в форме практических занятий может обрести форму организации психокоррекционой работы последствий профессионального стресса. Занятия, организованные подобным образом, не предполагают строгого следования всем классичес­ким канонам методики преподавания психологии или же тренинговой работы. А содержание занятия должно ориентировать преподавателя на организацию позитивного общения с целью преодоления психогенного влияния обстоятельств профессиональной деятельности. Можно отметить широкую вариативность используемых средств, методов и техник работы. Выбор их будет зависеть от нескольких обстоятельств:

- достаточно четкого понимания преподавателем-психологом, ведущим эти занятия, характера негативного влияния обстоятельств профессиональной деятельности и вызванных этим влиянием переживаний слушателей;

- необходимости строго придерживаться этических норм психолога;

- ориентирование в работе на рефлексивное отреагирование слушателями причин, вызвавших эти переживания и осознание истинной ценности и значимости их личного профессионального опыта и всего, что с ним связано.

При организации занятий по психологической подготовке необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. отказ от одного из широко распространенных в настоящее время принципов преподавания психологии на курсах подготовки спасателей – информирования и замены его принципом интеграции системы психологических знаний в профессиональную деятельность, как в повседневных условиях, так и в условиях ЧС.

2. степень готовности преподавателя к эмпатийному восприятию слушателей, переживших психотравмирующие обстоятельства профессиональной деятельности, полноту и конкретные формы выражения слушателями психотравмирующего опыта и готовности к их психологической поддержке;

3. возможность включить профессиональную деятельность спасателей в максимально широкий социальный контекст;

4. отношение к спасателю как к человеку, обладающему опытом эффективного совладания в экстремальных ситуациях и опытом конструктивного общения с пострадавшими в ЧС;

5. необходимость отслеживания влияния психотравмирующих факторов профессиональной деятельности на развитие синдрома профессионального выгорания, в частности, влияния профессиональной жизни на личную жизнь.

Безусловно, преподаватель не имеет возможности предварительно повлиять на формирование состава группы по уровню знаний в области психологической подготовки или по уровню проявлений постравматических нарушений. Разный уровень подготовки слушателей создает определенные трудности при проведении занятий. Однако, эти трудности могут быть скомпенсированы организацией занятий таким образом, что более подготовленные в области психологии слушатели выступают в качестве экспертов, а преподаватель направляет ход занятия и дает уточняющие комментарии.

Однако, мы считаем, что эффективность занятий будет выше, если подбирать группы спасателей по специализации. В зависимости от специализации необходимо изменять акцентирование тех или иных моментов.

Преподаватель, ведущий подобного занятия, при полном соблюдении всех вышеперечисленных принципов, должен вести группу. Преподаватель в начале курса должен дать полную информацию о формах занятий и формах контроля, объяснить каким образом занятии будут происходить. Еще раз подчеркнем, что преподаватель соблюдает принцип безоценочного отношения к мнению, суждениям и высказываемым мыслям каждого из спасателей. Повторимся: все, что произносится, имеет право на существование.

В ходе занятий желательно использовать техники и упражнения, направленные на мышечную релаксацию и психоэмоциональную регуляцию, значение которых особенно существенно, если рассматривать их применение на занятиях как модель использования этих техник в повседневной профессиональной деятельности спасателей.

Личный опыт преподавателя, психолога, его про­фессиональные навыки, уверенность в необходимости психологической подготовки и искреннее желание оказать содействие обучающимся в овладении необходимыми знаниями, навыками и умениями в области психологии подразу­мевают гораздо более широкий содержательный и технологический спектр форм учебных занятий и средств обучения, чем это традиционно принято. Основным условием эффективности занятий долж­ны стать те принципы и ориентиры, о которых говорилось выше.

Дополнительные занятия.

В ряде случаев, когда спасатели во время курсов повышения квалификации оторваны от дома, возникает возможность и необходимость проведения дополнительных занятий. Хорошо, если у преподавателя есть возможность провести дополнительное занятие по темам, запрошенным обучающимися. В этом случае дополнительное занятие не отличается по методам и формам от плановых. Однако, подобная возможность представляется не всегда. Другой формой проведения дополнительного занятия может быть самостоятельная работа обучающихся: реферирование по заданной теме. Для организации такой формы занятий необходимо заранее подготовить исходный материал, выделить время для проверки и подведения итогов работы. Можно выделить ряд тем, которые представляют безусловный интерес для спасателей и имеющих непосредственное отношение к их профессиональной деятельности. Кроме того, по-нашему опыту, именно в означенном направлении спасатели испытывают потребность в информации, но часто не представляют, где ее найти.

Для проведения дополнительного занятия по теме«Проблемы организации реабилитации спасателей МЧС России»необходимы следующие раздаточные материалы:

Постановление Правительства Российской Федерации № 1312 от 31.10.1996 «О порядке бесплатной медицинской реабилитации спасателей в Российской Федерации»

Приказ № 806 от 18.12.1996 «О порядке бесплатной медицинской реабилитации спасателей в Российской Федерации».

Федеральный закон об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей.

Информация о ведомственных реабилитационных центрах.

Методические рекомендации по организации и проведению психологической реабилитации специалистов МЧС России.

Для проведения дополнительного занятия по теме«План работы руководителя по организации мероприятий по профилактике профессионального стресса во время и вскоре после ЧС»необходимы следующие раздаточные материалы:

Перечень симптомов профессионального стресса методом.

Перечень стрессогенных факторов, влияющих на деятельность специалистов в ЧС.

Описание чрезвычайной ситуаций, участие в которой принимал условный спасательный отряд.

Использование современных Интернет-технологий для организации занятий в рамках курса психологической подготовки спасателей.

На современном этапе развития технических средств, особенно с внедрением в повседневную практику использование Интернет-ресурсов в ближайшей перспективе, эффективность преподавания может быть значительно повышена.

Использование телеобучения в рамках психологической подготовки спасателей возможно с двумя категориями:

1. телеобучениедля психологов-преподавателей и других специалистов, участвующих в образовательном процессе;

Учитывая, что преподаватели УМЦ не всегда имеют практический опыт работы в ЧС, данные мероприятия могут стать значительным подспорьем при подготовке к проведению практических занятий по теме острые стрессовые реакции или по другим темам, для того чтобы максимально грамотно и эффективно организовать процесс обучения.

2. телеобучение спасателей.

Значительный вклад в повышение эффективности психологической подготовки спасателей в части обучения могут внести занятия по ряду наиболее важных тем с привлечением специалистов-преподавателей, находящихся на удаленном расстоянии.

Все существующие виды телемедицинских систем дистанционного обучения могут быть задействованы в процессе курса психологической подготовки:

- телеконсилиумы: обсуждение хода подготовки к проведению курса, региональных особенностей подготовки спасателей, результатов проведенного курса со специалистами УМЦ, находящихся в территориально удаленных центрах (off-line, on-line);

- видеоконференции (семинары) с одновременным участием преподавателей различных профильных учреждений в центре и на периферии (on-line);

- обучение на основе предварительного дистанционного проведения занятий со спасателями или преподавателями, находящимися на периферии (off-line);

- справочно-информационная служба в корпоративной сети (off-line). В этой части необходимо создание специализированной базы данных, которая будет содержать всю сумму знаний в области экстремальной психологии и смежных наук. Немаловажным условием для успешного функционирования базы данных является качественное обучение пользователей.

Безусловно, имеет смысл говорить об использовании средств телемедицины, как о дополнительных, дающих возможность повысить эффективность курса психологической подготовки. Однако, на наш взгляд, ставить вопрос о дистанционном обучении преждевременно, более правомерно говорить о комплексном подходе к организации курса психологической подготовки. Кроме того, на сегодняшний день существует практика широкого применения документальных и учебных видеозаписей, которые можно отнести к телемедицинским технологиям и которые являются ярким иллюстративным материалом, погружающим в учебную ситуацию. Эти материалы могут быть использованы в занятиях по различным темам. Банк этих материалов должен постоянно пополняться, что можно делать и на сайте МЧС России и с помощью самих спасателей.

Наши рекомендации