Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации
В Конституции РФ личные (гражданские) права и свободы представлены в ст. 20 – 28. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем: 1) это права и свободы человека, не связанные и не вытекающие из факта наличия гражданства; 2) они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3) связаны с индивидуальной, частной жизнью человека.
Основным личным правом является право на жизнь (ст. 20). Обладание им является предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Содержание этого права в Конституции не раскрывается. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс действий всех государственных и общественных структур по созданию и поддержанию социальной и природной среды обитания, условий жизни. В частности это может выражаться в целенаправленной политике государства по борьбе с преступлениями против личности, хранением и распространением оружия. Имеет значение и стремление самого человека вести здоровый образ жизни.
Право на жизнь заключается и в том, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Однако Конституция не признает права на уход из жизни (право на смерть). Ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. запрещает медицинскому персоналу осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении смерти действиями или средствами, в т.ч. прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 1 Дополнительного протокола №6 к Европейской конвенции провозглашает отмену смертной казни и недопустимость вынесения смертного приговора. Государства, вступающие в Совет Европы, обязаны отменить смертную казнь в течение ближайших трех лет. 16 апреля 1997 г. Россия подписала дополнительные протокол, но не ратифицировала его.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Таким образом, по Конституции смертная казнь допустима только за особо тяжкие преступления против жизни, тогда как в советское время она могла назначаться как санкция за хищение государственного имущества в особо крупных размерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества при отягчающих обстоятельствах. Последний раз в РФ смертные приговоры были вынесены в 1995 г. – 141 человек, а с августа 1996 г. смертные приговоры в РФ в исполнение не приводятся.
Впервые в Конституции установлено, что государством охраняется достоинство личности.
Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21). До сих пор не выработано общепринятой формулировки понятия «достоинство». Достоинство должно защищаться и до рождения и после смерти. Под достоинством понимают осознание самим человеком факта обладания им определенными этическими и интеллектуальными качествами.
В Конституции РФ закреплено, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
В Конвенции ООН 1984 г. под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или то третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается.
Согласно ст. 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода – это возможность совершать любые действия, не противоречащие закону. Право на личную неприкосновенность предполагает недопустимость вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность и психическую неприкосновенность (моральную, духовную).
Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами В ч. 2 ст.22 Конституции РФ указывается, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Ранее право арестовывать, заключать под стражу принадлежало прокурору, который в большинстве случаев принимал решение заочно. Судебная процедура должна способствовать принятию законных и обоснованных решений.
До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ранее 72 ч.). При этом согласно ст. 91 УПК РФ:
- осуществить задержание могут только орган дознания, следователь или прокурор;
- допускается оно в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы;
- задержание возможно при наличии оснований, указанных в законе.
В соответствии со ст. 23 Конституции каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Право на частную жизнь означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Предметом личной и семейной тайны являются биографические сведения; сведения о состоянии здоровья; о совершенных правонарушениях; философских, религиозных, политических взглядах и убеждениях; имущественном положении; профессиональных заболеваниях; об отношениях в семье и т.д.
Классификацию нарушений «права на приватность» можно представить следующим образом:
- нарушение уединения лица или вмешательство в его личные дела (подслушивание или перехват телефонных переговоров, перлюстрация корреспонденции);
- предание гласности сведений личного характера, которые, с точки зрения лица, неблагоприятно влияют на его имидж в обществе (и в тех случаях, когда такие сведения соответствуют действительности);
- использование имени или изображения лица в интересах того, кто его использует (с целью получения коммерческой выгоды).
Но сейчас в России не существует ни одного закона, регулирующего несанкционированное воздействие на психику человека, результатом чего может быть блокирование на неосознаваемом уровне его свободы., манипуляция общественным сознанием.
Современное российское законодательство относит честь, достоинство, доброе имя и деловую репутацию к числу важнейших благ, которые государство призвано защищать. Если честь и доброе имя подверглись унижению или оскорблению, то в законодательстве определен порядок их судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Унижение чести предполагает, что человек ощущает изменение общественного мнения о себе. Это сознательная дискредитация человека в общественном мнении. Обиженное лицо имеет следующие возможности защиты своих прав и законных интересов:
- внесудебный порядок защиты;
- гражданско-правовой порядок защиты;
- уголовно-правовой порядок защиты (вправе выбрать любой).
Статья 25 Конституции РФ закрепляет неприкосновенность жилища. Суть этого права в том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (под жилищем понимается: квартира, дом, земельный участок, комната в общежитии, номер в гостинице или санатории, палатка, садовый дом, хозяйственная постройка, приспособленная под жилье, отдельная каюта на теплоходе, отдельное купе в поезде, служебное помещение, временно используемое для жилья и любое другое помещение, занимаемое лицом на законных основаниях).
Под запретом проникновения в жилище понимается не только недопустимость вхождения в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающей аппаратуры. Согласно Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности» В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации. Частным детективам запрещается: собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц и т.д.
Незаконное проникновение в жилище вопреки воли проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ. Часть 3 ст. 3 ЖК РФ устанавливает, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Важным конституционным правом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свобода передвижения.
В советский период нашей истории прямых законодательных запретов на передвижение граждан внутри страны не устанавливалось. Но каждый человек обязан был иметь прописку по месту жительства. Проживание без паспорта и прописки влекло уголовную ответственность вплоть до лишения свободы. От прописки зависело трудоустройство граждан, прикрепление их к лечебным учреждениям, прием детей в воспитательные и образовательные учреждения.
Действующая Конституция, закрепив право на свободу передвижения, фактически отменила все ограничения прав граждан, связанные с пропиской.
На основе Конституции был принят Закон РФ от 25.06.93 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбоpа места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Данный закон проводит разграничение понятий места пребывания и места жительства.
Местом жительства признается, в соответствии с этим законом, жилой дом, квартира, служебное и иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных законных основаниях. Местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, больница, иные подобные учреждения, жилое помещение, не являющееся местом жительства, где он проживает временно, например, дачный (садовый) домик. Предмет свободы передвижения заключается в возможности находиться в любом месте.
Согласно данному закону граждане, изменившие место жительства, должны в срок не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства подать в органы регистрационного учета необходимые документы для регистрации. Закон предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, в течение семи дней обратиться в органы регистрационного учета граждан (органы внутренних дел) с заявлением о постановке на временный или постоянный учет.
Закон устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение или иной документ о праве на вселение либо его заверенную копию).
Закон не связывает регистрацию граждан с его правом на трудоустройство. В Трудовом кодексе РФ говорится о запрете прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от места жительства и других обстоятельств, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания (ст. 64 ТК РФ).
В соответствии с Конституцией РФ каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.
Федеральный закон от 26.09.97 "О свободе совести и о религиозных объединениях" не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Не допускается в официальных документах о личности, анкетах при приеме на работу, других документах наличие требования об указании религиозной принадлежности человека. По закону никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. В целях обеспечения свободы вероисповеданий закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в Российской Федерации доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции.
В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Запрещается любая деятельность, связанная с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества, в том числе проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.
5.2 Политические права и свободы. Конституционное право граждан РФ на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
Политическими правами являются возможности участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.
Политическим правам граждан посвящены статьи с 29 по 33 Конституции РФ. Это целый набор базовых прав, свобод и гарантий:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
5. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
6. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
7. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
8. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
9. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.[1]
10. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
11. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
12. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Нормативную основу права граждан на публичные мероприятия составляют: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г., Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д.
Законодатель впервые четко определил понятие и основные признаки форм публичных мероприятий. Под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В ст. 2 закона дается определение пяти форм таких мероприятий:
- собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
- митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
- демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
- шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
- пикетирование- форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с законом не могут быть организатором публичного мероприятия: 1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; 2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Для проведения публичного мероприятия требуется подать уведомление в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Уведомление (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
Закон предусматривает не разрешительный, а уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.
Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях его проведения, а также призывать граждан и их объединения принять в нем участие. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством формы агитации.
Материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения данного публичного мероприятия, если федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта РФ не установлено иное.
Для контроля за проведением публичного мероприятия орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления назначают уполномоченного представителя.
Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель дает указание организатору публичного мероприятия прекратить его, обосновав причину прекращения. В случае невыполнения указания сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством РФ.
Порядок прекращения публичного мероприятия путем уведомления не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.
В соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в российской Федерации» Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан.
О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.
Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.
За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.
На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.