Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина. Проблемы реализации.

В действующей Конституции РФ гражданские (личные) права и свободы (ст. 20-29) открывают главу 2 о правах и свободах человека и гражданина, их специфические особенности заключаются в следующем: эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, те каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству гос-ва, не вытекают из него; неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, здоровья, свободы, достоинства человека как личности и т.д.

Основным личным правом является право на жизнь (ст. 20), вытекает из содержания ст. 2 Конституции, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью. Ч. 2 этой же статьи содержит положения о смертной казни – суровому наказанию за уголовные преступления, как исключительная мера наказания за «особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь».

Ст. 21 установлено, что государством охраняется достоинство личности. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным или иным опытам.

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) право, принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному решению. Арест и задержание, заключение под стражу и содержание под стражей допустимы лишь при условии соблюдения надлежащей правовой процедуры, те на основании закона и судебного решения (приговора или санкции). До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23). В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления, врачебная тайна, тайна исповеди, тайна завещания и тд. Частная жизнь, личная и семейная тайны охраняются законом. Ук устанавливает ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя и др. В силу этого права не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни кого бы то ни было без его согласия (ст. 24). Часть 2 этой статьи возлагает на органы госвласти и мсу, на должностных лиц этих органов обязанность обеспечить возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц в случаях, указанных в законе, или на основании судебного решения.

К личным правам и свободам относится право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.26). Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Важное место занимает свобода передвижения. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Есть определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и тд.).Закреплено право каждого, кто находится законно на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в нее. Право на выезд из своей страны может быть временно ограничено в силу некоторых обстоятельств: имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу –до окончания этих служб и т.д.

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). –каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

9. Специальную главу Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, учесть желание детей, которые могут в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, по возможности сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В ст. 25 содержатся общие положения о том, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их письменного согласия; гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, когда необходимо решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется ее гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РФ прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет это гражданство. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства.

На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечиваются сохранение или приобретение усыновленными российского гражданства.

Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. В качестве условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость его безгражданства.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

11. Послание Президента России Федеральному Собранию — ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Обращение главы Российского государства с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. В соответствии с пунктом «е» ст. 84 Конституции Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

С сугубо правовой точки зрения, президентское Послание не является нормативным правовым актом главы государства и не обладает юридической силой. Законами не предусмотрена также и форма реагирования Федерального Собрания на послания Президента.

По своей конституционной природе Послание не может рассматриваться как юридический документ Президента, поскольку Конституцией предусмотрено только два вида правовых актов главы государства — его указы и распоряжения. При этом Послание является значимым политическим и программным документом, адресованным, по сути дела, не только парламенту, но и всем другим органам власти в Российской Федерации, обществу в целом. Поэтому справедлива характеристика таких посланий как политических актов с элементами распорядительных функций или как нормативно-политической формы деятельности главы государства.

Содержание и форма Послания в целом зависят от усмотрения Президента и какими-либо специальными правилами не регламентируются, не считая того, что Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год . Однако на практике это требование не соблюдается.

Палаты Федерального Собрания по итогам заслушивания президентских посланий нередко принимают специальные постановления, направленные на реализацию намеченных в посланиях законодательных мероприятий.

Федеральные органы исполнительной власти также реагируют на послания главы государства принятием соответствующих правовых актов, которыми устанавливаются меры по реализации поставленных Президентом задач. Субъекты Российской Федерации в развитие положений Послания также принимают свои нормативные акты.

Всё сказанное свидетельствует о значительной роли, которую играют послания Президента не только в политическом, но и в правотворческом процессе.

12. Законодательный процесс

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива;2) предварительное рассмотрение законопроекта; 3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой; 4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:

1) Президент РФ;2) Совет Федерации; 3) члены Совета Федерации; 4) депутаты Государственной Думы; 5) Правительство РФ;6) законодательные (представительные) органы субъектов РФ7) Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;8) Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;9) Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, после чего совершается правовую экспертизу законопроекта.

Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

Третья стадия - рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой осуществляется в трех чтениях.

в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;2) отклонить законопроект;3) принять закон.

во втором чтении по окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов Государственной Думы в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено голосование о принятии закона в целом.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий.

Третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав и статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. ФЗ принимается ГД РФ большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, ФКЗсчитаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем 2/3 от общего числа депутатов ГД.

Принятый ГД РФ ФЗ,ФКЗ, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ в течение 5 дней передаются ГД на рассмотрение Совета Федерации.

Если принятый ГД РФ ФЗ не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106(Обязательному рассмотрению подлежат законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира. ) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то этот ФЗ направляется ГД Президенту РФ для подписания и обнародования.

Четвертая стадия - рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения принятого ГД федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить федеральный закон.

Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

Постановление Совета Федерации об одобрении ФЗ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, а ФКЗ- не менее 3/4 голос от общего числа.

Если при повторном рассмотрении ГД ФЗ, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, ответственный комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого ГД ФЗ без обсуждения.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, ГД приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, ФЗ рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Факультативная стадия - преодоление разногласий , возникших между Советом Федерации и ГД в связи с отклонением Советом Федерации принятых ГД законов.

В случае, если ФЗ отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении разногласий и сопоставительную таблицу статей закона.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении ФЗ, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД. Принятый в указанном порядке ФЗ направляется в течение 5 дней Председателем ГД Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия — подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». ФКЗ, ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Факультативная стадия - повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Президент РФ по Конституции РФ обладает правом отлагательного вето в отношении ФЗ, принятых ГД и одобренных Советом Федерации. В отличие от ФЗ на ФКЗ право отлагательного вето Президента РФ не распространяется.

Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

ФЗ, отклоненный Президентом РФ, передается Советом ГД на заключение в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ об отклонении федерального закона. По итогам рассмотрения ответственный комитет выносит одно из следующих решений:

1) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ;(большинство)

2) согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой; (большинство)

3) принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ; (большинство)

создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий;

4) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции. (2/3)

ФЗ считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов ГД, а для пункта 4 необходимо 2/3.

Государственная Дума может принять решение об одобрении закона в ранее принятой Государственной Думой редакции, то есть о преодолении президентского «вето». Решение в этом случае принимается большинством не 2/3 третей голосов от общего числа депутатов ГД.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон направляется Председателем ГД в Совет Федерации.

Закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации ФЗ председателем Совета Федерации Президенту РФ. Если за одобрение ФЗ проголосовало менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации, закон считается отклоненным палатой.

13. законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

В системе источников конституционного права на уровне субъектов Российской Федерации можем выделить следующие виды нормативных правовых актов:

I. Группа - законодательные акты субъектов Российской Федерации:

а) конституции, уставы субъектов Федерации

б) законы субъектов Федерации

II. Группа - подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций)

б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации

в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации

г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве)

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

14. Избирательная система – это порядок проведения и организации выборов в органы государственной власти страны различных уровней власти.

Мажоритарная избирательная система.

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Достоинства

Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте.

Недостатки

Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками — частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Как распределяются депутатские места в Госдуме

Избирательный барьер –7%, со следующих выборов- 5%

Но он «плавающий», т.к. может понижаться, если за две партии подано 60 и менее процентов или если за 1 список подано более 60% голосов

Сумма голосов избирателей, поданных за списки, делится на 450. Полученный результат есть первое избирательное частное. Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное.Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.Если остались нераспределенные мандаты, то проводится вторичное распределение оставшихся мандатов.Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения .

Достоинства

Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.

Недостатки

1)При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны») 2)Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной

Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе. Сейчас используется Пропорциональная избирательная система.

Наши рекомендации