Международно-правовые основы прав и свобод человека и роль международных организаций в их защите

Механизм защиты прав человека охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ отмечается, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлено иное правило, чем предусмотрено федеральным законом, то действует правило международного договора.

В настоящее время существует обширный комплекс международных документов, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Среди них особое значение имеет Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Она включает преамбулу и 30 статей. Декларация послужила моделью для разработки конституций более чем в 100 государствах. В 1966 г. ООН были приняты два международных пакта: 1) о гражданских и политических правах; 2) об экономических, социальных и культурных правах. Они призваны были дальше развивать положения Всеобщей декларации и в настоящее время вместе с ней составляют своего рода Международную хартию прав человека.

РФ является участником и других международно-правовых актов по правам человека. Особое значение является участие РФ в качестве члена Совета Европы, что предполагает к действующим в Европе актам по правам человека: Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Европейской конвенции о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и другим документам.

Конституция России в ч. 3 ст. 46 гарантирует каждому право на обращение в межгосударственные органы защиты прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностью государств в сфере защиты прав человека.

1. Органы ООН. Основными органами ООН по правам человека являются:

- Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности и делать по ним рекомендации;

- Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых на 4 года) и создана для контроля за выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах;

- Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертов и контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 г.;

- Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1984 г.

2. Региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории.

Россия принята в СЕ 28 февраля 1996 г. Европейская конвенция ратифицирована Российcкой Федерацией 30 марта 1998 г. и вступила в силу 5 мая 1998 г. С этого времени россияне получили доступ в Европейский Суд. Европейский Суд состоит из 46 судей и обслуживает 46 государств.

Сегодня юрисдикция Суда обязательна для всех государств - членов СЕ и распространяется на вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней, включая жалобы отдельных лиц. Под юрисдикцию Европейского Суда подпадают все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней. Суд, в частности, может получить заявление от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что стали жертвами нарушения со стороны государства (правительства) прав, изложенных в Конвенции или в протоколе к ней.

Содержание Конвенции составляют основные политические и гражданские права и свободы. Вместе с тем, за редким исключением (право на беспрепятственное пользование своим имуществом), они не распространяются на социально-экономические права. Последние защищены не Конвенцией, а Европейской социальной хартией (вступила в силу 26 февраля 1965 г.).

Государства-участники обязались никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению прав любого человека по обращению в Европейский Суд. Вместе с тем действует ряд условий, включая и ограничения обращения с жалобой (всего их шесть). Так, Суд рассматривает исключительно жалобы, направленные в адрес Генерального секретаря СЕ, против государства, которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством. Европейский Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и протоколами к ней. К рассмотрению принимаются жалобы лишь при условии, что все внутригосударственные правовые средства защиты заявителя исчерпаны. Европейский Суд может принять дело к рассмотрению, если обжалование по внутригосударственным инстанциям не дало положительного результата и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. Суд не рассматривает анонимные жалобы, а также заявления, которые стали предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации. Суд может принять решение об отказе в приеме заявлений, если сочтет их несовместимыми с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно необоснованными или представляющими собой злоупотребление правом подачи заявления.

Следует иметь в виду, что Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти; жалобы против частных лиц или негосударственных учреждений не принимаются. Ответчиком в Европейском Суде может выступать исключительно соответствующее государство, но не частные или неправительственные организации (это, правда, не значит, что спор должен возникнуть именно между заявителем и государством). Необходимо лишь, чтобы решение (приговор) суда по делу нарушал ту или иную статью Конвенции с учетом практики Европейского Суда (национальный суд представляет в данном случае само государство).

Жалобы направляются в СЕ непосредственно заявителем. Государственные организации, включая Уполномоченного по правам человека, не могут быть посредниками для пересылки жалобы. Первоначальное обращение может быть написано на русском языке.

Кассационная инстанция российского суда считается последним средством решить проблему заявителя. После отклонения кассационной жалобы можно направить обращение в Европейский Суд (в течение шести месяцев со дня получения соответствующего определения).

Основанием для обращения в Европейский Суд (при наличии других условий) является и отказ Конституционного Суда РФ (включая отказ в приеме заявления). Податель жалобы в Европейский Суд не обязательно должен быть гражданином государства-ответчика.

Члены Суда от каждого государства избираются Парламентской Ассамблеей СЕ большинством поданных голосов - из списка, включающего трех кандидатов, выдвинутых каждым из государств. Члены Суда избираются сроком на 6 лет. Вместе с тем срок полномочий половины членов Суда первого состава истекает через 3 года. Они определяются по жребию сразу после избрания. Сделано это с целью периодического обновления состава Суда наполовину. Член Суда может быть отстранен от должности по решению остальных судей большинством в 2/3 голосов. По достижении 70 лет судьи автоматически уходят в отставку.

Все решения Европейского Суда по существу дела (а также об отказе в приеме заявления) должны быть мотивированными.

Государства-участники обязуются выполнять решение Суда по существу любого дела, сторонами которого они являются. Окончательное решение направляется Комитету Министров СЕ, который осуществляет надзор за его исполнением. За историю деятельности СЕ случаев отказа от исполнения решений Суда не было. Теоретически такие прецеденты возможны, но они влекут приостановление членства государства в СЕ и соответственно в Европейском Суде.

Наши рекомендации