Принцип федерализма как принцип конституционнго строя РФ.

Федер-м—принцип, на основе кот создается федеративное гос-во.

Федерат-ое гос-во—это

1) союзное гос-во, созданное путем договороного объединения нескольких гос-в в одно ( исторически 1е опред-ие). В этом определ отождествляется понятие союзного гос-ва и федерации (Швейцария).

2) Альтернативная федерация—создается на базе уже существующего унитарного гос-ва, путем наделения провинций унитарных гос-в статусом субъекта федерации т.е. дать право решения ? общегос-го значения (Канада, Индия, РФ).

Альтернативные федер-ии дел-ся:

А)октраированные федерации т.е. созданные сверху волевым актом центральной власти.

Б) договорные федер-ии—образуются из унитарного гос-ва. Статус субъекта федерации разрабатывается централ властью по соглашению с властями провинций.

В) конституц федерации—статус субъекта федер-ии проходит 2 стадии разработки:

-договорное соглашение власти провинций с центорм

-утверждение статуса субъекта федерации кон-ей федерации.

3) смешанные федер-ии. Частично образуются как союзные, частично как альтернативные (СССР США)

зависимости от статуса субъекта федер-ии делятся на

1) федер-ии семитричные (равноправн статуса субъекта)

2) федерации асимитричные (субъекты неравноправны)

в зависимости от статуса

1) субъекты, кот сохраняют гос суверенитет ( союзные федерации, в отдел случаях объединенные добровольно на основе договора, субъекты имеют право на сецессию).

2) субъекты не сохраняют гос суверен-та (альтернативные федер-ии).

Право на сецессию отличается от права народа на самоопредел-е. отличается гос образование, гос-во (конфедерация). Форма реализации сецессии только одна выйти или не выйти. Самоопределение разное: создание свобод гос-ва, автономии, партии и т.д. право на сецессию должно быть процедурно урегулировано. Процедура должна предполагать несколько этапов:

-переходный период (для долгов). Процедура нации на самоопредел никогда не прописываеися. Это полит процедура.

Степень обязанностей субъектов федеративных установлений:

1) полный статус т.е. признают все акты федерал власти.

2) Признают только часть актов федерал власти (асотивное членство; США и пуэрто-рико)

По хар-ру субъектов

1) федерации с субъектами созданными по национал признаку. Означает, что граница коллективного проживания национального массива совпадают с территориальными границами.

2) федерации с субъектами созданными на безнационал основе. Означает, что субъекты могут создаваться на

-геоегрфич основе

-экономич основе

-бытовой основе

Симонов: федератив гос-во—это сложное гос-во, субъекты кот обладают правом участвовать в решении федеральных вопросах и самостоятельны в решении вопросов внутреннего собственного развития (Авакьян, Богданова)

Антиподом федерации является унитарное гос-во.

Унитарное гос-во—это гос-во, составные части кот не обладают правом решении вопросов общегосударственного значения.

Унитарные гос-ва бывают

1) простое унитарное гос-во—состоит из одних территорал админист единиц, полностью управляются центральной властью, не обладают сверхномативной властью.

2) Унитарные гос-ва смешенные т.е. где существуют провинции с автономн статусом на ряду с территориал-админист единицами

3) Регионалиское гос-во, кот целиком состоит из автономных образований, кот не обладают правом участвовать в решении общегосуд вопросов.

Автономии создаются по:

-национальному

-экономическому

-бытовому.

Территориальная автономия в унитарном гос-ве—часть унитарного гос-ва, не имеющая права участвовать в гос вопросах, имеет право решать внутрении вопросы.

По юрид. Статусу территоиал автономии бывают:

1) государственные или государ-но подобные. Имеют права на собственные конституции и законодательство, кот как правило утверждается государст властью.

2) Административная автономия—органы не имеют право принимать свои конституции, законы самостоятельны в ? исполнительной сферы.

Унитарные гос-ва делятся на

1) централизованные гос-ва, кот не содержат такого института как местное самоуправление.

2) Децентрализованные гос-ва, там где есть местное самоуправление (гос-ва имперского типа или империи).

Империя—это не монархия; это такое унитарное гос-во, кот

-обладает значительной территорией

- в большинстве случаях многонациональное население

-сильная общеимперская власть, имеющая значение для империи в целом

- провинции обладают самостоятельностью во внутренних вопрасах

-власти провинций могут налагать вето на решение общеимперской власти.

Есть две разновидности империй

1)империи великих географич открытий ( завоевательные)

2)традиционные (Рим империя, византийская империя, росс имп-ия) в основном не завоевательная, а хозяйственная колонизация. Бол часть—договорн отношения.

Империи более долговечны т.к. они создаются глобальными геополит связями.

Этапы становления и развитие российского федерализма.

Рос. Фед-м зародился 1917 после октябрьской революции.

1) с январ 1918-по июль1918. начинается с актов на 3-м всероссийском съезде советов—провозглашение федерации. Конец констиуция РСФСР 1918г. Советс Федр-ия должна была быть в рамках всей бывш рос имп-ии, но началась граждан-ая война.

2) Июль 1918-по30дек1922 территория России сводится к территории Великороссии. Фед-ия развивается как смешанное унитарное гос-во. Другие советс рес-ки выстраивают отношения с РСФСР как отношения союзного хар-ра. Юрид закреплено это в декрете ВЦИК 1918г советские республ-ки заключили с РСФСР ряд 2устороних соглашений (военные, политич и т.д.). этот союз получил название военн-полит хозяйств союз советс-х рес-к. летом кризис этого союза

3) Развитие федеративных отношений в составе СССР с дек 1922 по конец дек 1991.

4) Этап с дек 1991—по сей день.

РФ как альтернативная федерация самостоятельное, суверенное, отдельно существующее гос-во. Этот этап имеет свои подэтапы

-с 1991 по 92 смешанное унитарное гос-во

-31март92 рф превращается в альтернативно-договорную федерацию.

-93 рф становится альтернатив-договорн конституц федерацией

-с кон 1997 начало централизации отношений.

Федеративный договор.

Федер-ый договор РФ был заключен 31 марта 1992г этот договор не превратил РФ в союзное гос-во, но положил начало в формировании ее как федерацию альтернативного типа (дговорная, до этого актроированое). Россия как субъект международного права существовала за долго до заключения федеративного договора, кот изменил лишь связи.

Союзный договор один, он многосторонний.

Федеративн договор—2х, 3-х сторонний. С одной стороны рос власть, а сдругой—рес-ки, края, обл-ти, города федерал значения, автоном округа, автоном обл-ти т.е стороны совокупны (состоят из нескольких участников). Договор не обеспечил одинакого статуса субъектам федерации, не только между субъектами, но и внутри группы субъектов.

Этот договор стал тормозом для распада РФ, но не обеспечил равноправие субъектов. Договор подписали не все субъекты РФ, что дало основание говорить не подписавшим, что они не субъекты РФ. Это не правильно т.к. в альтернативных федерациях не подписание договора означает автономию.

Когда приняли кон-ию РФ 1993, она сыграла положит роль в унификации отношений т.к. она установила федеральные и совместные сферы ведения одинаковыми для всех субъектов РФ. Сегодня этот договор применяется в той части, в кот он не противоречит кон-ии РФ.

Принципы российского федерализма.

2 подхода

-широкий подход: непосредственные (ст.15 кон-ии РФ) + широки (основы кон-го строя)

-узкий непосредственные

В статье 5 кон-ии РФ проводится мысль о равноправии субъектов, но равноправие заключается лишь во взаимоотношении с центральной властью, а во взаимоотношениях друг с другом они не равноправны (пр автонм округ находится в составе др субъекта РФ), т.е равноправие усеченное.

Равноправие есть лишь в группах субъектах:

1) рес-ки, у них прав больше всех т.к. есть своя конст-ия, может учреждаться гос суверенитет, есть свой президент.

2) Город фед значения—юр прав меньше чем у респуб-к

3) Края и области—есть простые и сложносоставные ( наличие/отсутствия автоном округов)

4) Автономная область и чукотский автономный округ—т.к. они входят в состав РФ не посредственно, а непосредственно через область или край

5) Автономн округа входящие в состав краев и обл-тей

Т.е. равноправие у субъектов нет, федерация—ассимитричная.

Государств целост-ть—означает что территория РФ едина и не делима. Субъекты РФ не имеют права на сецессию. Гос целостность и территор целостность близкие понятия, но гос целостность уже т.к. целостность суверенного гос-ва.

Единство системы гос власти.

1) гос власть основывается на единых принципах

2) эти органы призваны выражать едину сувереную Гос волю

3) федерал часть и субъектн часть этой системы тесно взаимосвязаны друг с другом.

4) Функциональное подразделение гос аппарата имеет четко определ компетенцию. Не вмешиваются в компетенцию друг друга, но контролируют деятельность друг друга.

Единство системы гос власти РФ озночает, что деятельность этих органов является функциональным выражением гос суверенитета.

Принцип разграничения ведения полномочий между федерации и субъектами РФ.

Двукамерная схема: четким и исчерпывающим методом определяется сфера ведения федер-ии, а то что туда не входит то достается субъектам +фйедерация не может злоупотреблять

«--» походу развития могут возникать вопросы кот должны быть разрешены на фед уровне, а ведения такого нет.

С другой стороны исчерпывающе описываются полномочия субъектов, а все остальное—федерации

«+» дает гарантии прав субъектов

«-» предпосылки укрепления федерации

Исчерпывающе можно описать полномочия федерации и субъектов федерации, но один из переченей должен быть открыт.

При 3-х камерной схеме появляются 3-е ведение—совместное ведение субъектов и федерации. Оно призвано обеспечить участие субъектов в решении ? федерал значений.

А) но может быть так. Федерал сфера и сфера субъектов описаны исчерпывающим образом, совместное все, что осталось.

Б) федеральное и совместное ведение исчерпывающе описаны, все остальное субъектам.

В) исчерпывающим образом совметное ведение и ведение субъектов федерации описана, а все остальное—федерации.

А как разводятся роли федерации и субъектов в сфере совместного ведения:

1) конкурирующая компетенция, приоритет признается за теми, кто раньше издал по этому ? НПА.

2) заключение договора фед власти и власти субъектов о разграничении полномочий.

3) принимается закон о разграничении полномочий в сфере совместного ведения

В РФ распределение происходит по 3-х камерной схеме 2-го варианта. Субъекты федерации осуществляют свою сферу ведения, кот не вошла ни федер ни в совместную.

1) полномочия субъектов совместного ведения

2) собственные полномочия субъектов федер-ии, кот осуществляют самостоятельно.

В РФ предметы ведения фед уровня ст.71, совместного ведения ст72, схема субъектного ведения ст73 кон-ии РФ.

Равноправие и самоопределение народов в РФ.

Это значит что все народы равны между собой, не равноправие осуществляется неграж-н/граж-н. единственные льготы допустимы для коренных и малочисленных народов, существование кот под опасностью. Самоопредел народов должно происходить в рамках всего общ-ва проживающего на данной территории.

Наши рекомендации