Тема 2.4 Иные конституционные системы
I. Задания для самостоятельной работы
1. Каковы причины распада колониальной системы. Выберите правильные ответы. Лишнее зачеркните.
1) Оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом.
2) Нежелание народов колоний жить в неволе.
3) Выступление двух сверхдержав против колониализма.
4) Подготовка метрополиями условий для предоставления независимости своим колониям.
5) Использование освободительным движением соперничества великих держав.
2. Соотнесите государства и свойственные им формы правления. Проставьте буквы в квадратах.
а) Республика Индия;
б) Бруней;
в) Республика Ангола;
г) Республика Ботсвана;
д) Иорданское Хашимитское Королевство;
е) Республика Куба.
ограниченная монархия
президентская республика
парламентская республика
смешанная республика
советская республика
абсолютная монархия
3. Изменение положений Конституции Индии:
а) требует ратификации 2/3 штатов;
б) требует ратификации 1/2 штатов;
в) требуют ратификации только важные поправки;
г) не требует ратификации;
д) требует подписи Президента;
е) требует согласия Президента.
4. Изучите ст.1, 2 ч.1 и ст.75, 77 ч.5 Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. и заполните пробелы в тексте.
Ст.1 «Арабская Республика Египет – это __________ государство, основанное на ______________. Египетский народ – часть ____________ - трудится для осуществления ее _______________».
Ст.2 «Государственная религия - ___________...
Основной источник законодательства - _____________».
Ст. 75. «Чтобы стать избранным Президентом, лицо должно быть ____________, родившимся от _________________, пользоваться _________________. Его возраст должен быть не менее _____ лет».
Ст. 77. «Срок президентства - __________ лет. Президент может быть переизбран на ___________________».
5. Зарегистрированные касты и племена в Индии:
а) имеют дополнительные конституционные права;
б) для них создаются благоприятные условия по осуществлению конституционных прав;
в) они имеют дополнительные права неконституционного характера.
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная)
1. Конституции развивающихся стран.
2. Основы правового положения личности.
3. Форма государства.
4. Статус главы государства и правительства.
5. Высшие представительные органы государственной власти в развивающихся странах.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Представленные задания определяют уровень усвоения студентами основных понятий связанных с характеристикой конституционного строя развивающихся стран (государств третьего мира). Для выполнения заданий следует обратить внимание на соответствующий материал учебников и дополнительную литературу. При выполнении заданий тестового характера необходимо выбрать один верный вариант.
Рассматривая первый вопрос, следует уяснить особенности социально-экономического положения развивающихся стран и в связи с этим - особенности конституционного строя стран «третьего мира». Важно обратить внимание на то обстоятельство, что в этих государствах имеет место нестабильность конституционного режима, частое изменение, отмена, приостановление конституций. Поразмышляйте, чем обусловлены эти качества государственно-политической жизни.
Следует обратить внимание на традиционные институты (вожди, родоплеменные связи и т.д.) в политической системе изучаемых стран, их роль и место.
Необходимо определить характерные черты действующих конституций развивающихся стран.
При рассмотрении второго вопроса, важно учесть, что конституции и акты текущего законодательства исходят из формального равенства всех граждан (подданных), действует запрет на дискриминацию по отношению к религии, по признакам пола, места жительства и др. Однако следует помнить, что система основных прав и свобод характеризуется формальностью, декларативностью, отсутствием реальных гарантий. Институт судебной защиты не получил широкого распространения. Почему?
При ответе на третий вопрос, следует усвоить особенности формы государства развивающихся стран. Подумайте, какие черты являются определяющими для характеристики форм государства развивающихся стран.
Важно помнить, что в государствах третьего мира преобладают унитарные формы государственного устройства. Небольшое число государств выбрало федеративную форму. Предпринимались попытки создания конфедераций.
Рассматривая четвертый вопрос, следует обратить внимание на принципы функционирования государственной системы в развивающихся странах. Важно учесть, что чаще всего главой государства является президент, а не монарх, при этом статусу главы государства присущ ряд неотъемлемых черт. Каковы характерные черты присущие статусу главы государства?
Следует также помнить, что правительство в развивающихся странах чаще всего ответственно перед главой государства, а не перед парламентом и работает под его контролем.
При ответе на пятый вопрос, необходимо охарактеризовать положение представительных органов власти в этих странах. В том или ином виде они формируются на основе выборности и выражают конкретные социально-политические интересы. Однако они не всегда обладают реальной властью. Подумайте почему?
Парламенту в развивающихся странах присущи определенные характерные черты. Что они собой представляют?
Особое внимание следует уделить характеристике конституционных моделей социалистических государств (КНДР, Куба, Ливия и др.). Необходимо рассмотреть особенности системы власти и управления, особенности избирательного права в данной группе стран, положение человека и гражданина.
IV. Рекомендуемые источники