Понятие и элементы системы законодательства. Конституционные основы построения системы законодательства РФ

Система законодательства - единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, С.з. отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни, необходимостью ее эффективной, оптимальной регламентации.

В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную С.з. Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение. образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне.

В основе вертикальной (иерархической) С.з. лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям НПА государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством,органами местного самоуправления и др.). В РФ вертикальная С.з. складывается из следующих подразделений: Конституция РФ; ФКЗ; ФЗ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

Федеративная С.з. определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на: а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти); б)законодательство субъектов РФ; в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления; г) массив локальных нормативных актов.

Современный период развития и совершенствования законодательства РФ характеризуется возрастанием роли субъектов РФ в законотворчестве, основанном на разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов и активной деятельности субъектов РФ по подготовке и принятию региональных законов, кодексов и иных актов.

Понятие законодат-ва применяется в узком и в широком смысле. В узком смысле -это законы, в широком - законы и ПЗА, Система законодат-ва включает: 1. Отдельно нормативно-правовое предписание - это логич заверш-е правило изложенное в статье или пункте НПА. Изменение законодат-ва происходит через НПП;2. Раздел НПА;3. В целом НПА;4. Отрасль законодательства - это совокупность НПА, кот регулир-ет отдельный ? общ отношений. Отрасль законодат-ва – совокупность НПА, которуют регулируют отдельный вопрос общ.отношений. Отрасль законодательства больше чем отрасль права. Общее количество и виды отраслей законодат-ва закреплены Указом Президента "О классиф пр отраслей" (около 70 отраслей). Один и тот же НПА может входить в различные отрасли законодат-ва (например, Конституция). В КРФ закреплено несколько главных правил построения системы законодат-ва: 1. Законодат-во делится на федеральное, субъектовое, муниципальное; 2. ? законодат-ва регулир-ся разграничены между федерацией и субъектом, между субъектом и муниц-ми и т.д.; 3. Выделены отрасли законодат-ва искл ведения федерации (уголовное, угол-процесс, гражданское и др.); 4. Выделены отрасли совместного ведения (семейное, трудовое, административное и т.д.). Принимаются базовые ФЗ, а субъеты сам-но на их основе могут доп регулировать. Нормо-контроль осуществляет Президент, Правительство, Прокуратура, конституционный суд В системе законодат-ва постоянно осуществляется систематизация (доп, изд-я, отмена, принятие).

Наши рекомендации