Конституционные основы системы

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА

И КОНТРОЛЯ

Органы прокуратуры играют важную роль в обеспече­нии стабильности конституционного строя, его основ и за­нимают важное место в государственном механизме стра­ны. Основным назначением прокуратуры практически на всех этапах ее существования был надзор за исполнением законов всеми государственными, общественными органа­ми и гражданами.

Впервые органы прокуратуры были учреждены в Рос­сии указами Петра Великого от 18 января 1722 г. «Об ус­тановлении должности прокуроров в надзорных судах и о пределах компетенции надзорных судов в делах по доносам фискальским и прочих людей»1 и от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора»2 как инструмент надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата. Вмес­те с тем согласно Указу Петра I от 17 апреля 1722 г. «О хра­нении прав гражданских»3 органы прокуратуры наделялись и существенными функциями по защите прав граждан.

В Беларуси Прокуратура была создана согласно поста-ювлению ЦИК БССР от 26 июня 1922 г. Структурно до 1933 г. Прокуратура входила в систему Народного комис­сариата юстиции БССР. Как самостоятельный орган функционирует с 20 июня 1933 г.

Действующая Конституция Республики Беларусь по­свящает прокуратуре статьи 125—128. Так, в статье 125 за-тасано, что на Генерального прокурора Республики Бела­русь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и дру­гими подведомственными Совету Министров органами,

4. Законода- 182-186. 4. Законода- 194-199. 4. Законода- 186-187.

^Российское законодательство в X—XX вв. В 9 т. Т. тельство периода становления абсолютизма. М., 1986. С.

^Российское законодательство в X—XX вв. В 9 т. Т. тельство периода становления абсолютизма. М., 1986. С.

''Российское законодательство в X—XX вв. В 9 т. Т. тельство периода становления абсолютизма. М., 1986. С.





местными представительными и исполнительными органа­ми, предприятиями, организациями и учреждениями, об­щественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет немаловажное значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Решение вопроса о месте проку­ратуры в системе государственно-правовых институтов вы­текает из общей концепции механизма государства, содер­жащейся в Конституции Республики Беларусь, лежащих в ее основе принципов разделения властей.

В условиях становления нового демократического бело­русского государства место и роль Прокуратуры Респуб­лики Беларусь в государственном механизме необходимо рассматривать в аспекте конституционного принципа раз­деления властей как важнейший элемент системы «сдер-жек и противовесов». Из содержания Конституции Рес­публики Беларусь следует, что прокуратура не относится ни к одной из трех ветвей власти. Парламент — Нацио­нальное собрание Республики Беларусь является предста­вительным и законодательным органом (статья 90 Консти­туции Республики Беларусь). Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Со­вет Министров (статья 106 Конституции Республики Бела­русь), а судебная власть принадлежит судам (статья 109 Конституции Республики Беларусь). В свою очередь, Пре­зидент Республики Беларусь, будучи Главой государства, непосредственно или через создаваемые им органы осущест­вляет контроль за соблюдением законодательства, и таким образом по существу принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка в стране. Про­куратура же становится важнейшей опорой Президента в укреплении правовой стабильности общества. В этих усло­виях повышается роль прокуратуры как централизованной системы, имеющей подчиненных Генеральному прокурору своих представителей во всех областях, городах и районах. Она осуществляет надзор за точным и единообразным ис­полнением законодательства, принимает меры к устране­нию любых нарушений законов, от кого бы они ни исхо­дили. Своей деятельностью прокуратура способствует

взаимодействию ветвей власти, их согласованному функ­ционированию как единой государственной власти.

Прокуратура по своим функциональным направлениям деятельности весьма близка к судебной власти и связана с ней, но не является ее составной частью или придатком и организационно не включена ни в судебную власть, ни в исполнительную власть, ни в законодательную власть. Де­ятельность прокуратуры носит особенный, специфический характер. Являясь по своей конструкции властью, она, тем не менее, не входит и не должна входить ни в одну из су­ществующих ветвей власти. В будущем прокуратура ви­дится как многофункциональный, специализированный, профессиональный, независимый орган, призванный осу­ществлять контроль за реализацией полномочий всеми вет­вями власти путем надзора за точным исполнением актов законодательства, и по существу представляющий собой в единстве с органами государственного контроля (и, преж­де всего, с Комитетом государственного контроля) полно­правную, самостоятельную четвертую ветвь власти — конт-роЛьно-надзорную.

Место и роль прокуратуры в государственном механиз­ме Республики Беларусь находит свое конкретное вопло­щение в ее функциях, которые представляют собой основ­ные направления деятельности прокуратуры, осуществля­емые с использованием специфических форм и методов в рамках определенной законом компетенции. Перечень дан­ных функций определяется Законом Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь». Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства за­кона, укрепление законности в целях защиты прав и сво­бод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, уч­реждений, организаций, общественных объединений, по­литических партий.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением за­конов при расследовании преступлений, соответствием за­кону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных законом, проводит предвари­тельное следствие, поддерживает государственное обвине­ние в судах.

Единую и централизованную систему органов проку­ратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый

Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Рес­публики Национального собрания. В своей деятельности Генеральный прокурор Республики Беларусь подотчетен Президенту. Нижестоящие прокуроры назначаются Гене­ральным прокурором.

Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры неза­висимы в осуществлении своих полномочий и руковод­ствуются законодательством.

В системе прокуратуры Республики Беларусь функци­онируют также специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной военной прокуратуры, транспорт­ные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и неко­торые другие). Эти прокуратуры являются составной частью единой и централизованной системы органов проку­ратуры, осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора, За­коном «О Прокуратуре Республики Беларусь» и руковод­ствуются приказами и указаниями Генерального прокурора.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О по­литических партиях» (статья 12) прокурорские работ­ники (как и судьи, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Бела­русь и его территориальных органов, органов безопаснос­ти, военнослужащие и другие лица, на которых распрост­раняется статус военнослужащих) не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры не мо­гут являться членами общественных объединений, пресле­дующих политические цели, и принимать участие в их де­ятельности.

Создание и деятельность политических партий и их ор­ганизаций в органах прокуратуры не допускается. Прокуро­ры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Бела­русь «О Прокуратуре Республики Беларусь» воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти, общественных и политических организаций и дви­жений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора, чтобы повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его де­ятельности, влечет установленную законом ответствен­ность.

В целях сохранения и развития исторических традиций органов прокуратуры в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 марта 2001 г. № 156 учрежден ге­ральдический знак — эмблема Прокуратуры Республики Бе­ларусь, указывающий на принадлежность работников к орга­нам прокуратуры. Изображение эмблемы размещается на:

• знаках различия и отличия работников органов про­
куратуры, имеющих классные чины;

• печатной продукции, издаваемой Прокуратурой.

Геральдический знак -- эмблема Прокуратуры Рес­публики Беларусь представляет собой щит, расположен­ный поверх двух перекрещенных мечей золотистого цвета, направленных остриями вниз. Поле щита красного цвета с каймой золотистого цвета. В поле щита поверх расходя­щихся от подножия лучей золотистого цвета расположено изображение Государственного герба Республики Бела­русь золотистого цвета. Эмблема помещается в кабинете Генерального прокурора Республики Беларусь и в зале коллегии Прокуратуры.

Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» Генеральный про­курор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуро­ры осуществляют надзор:

• за точным и единообразным исполнением законов рес­
публиканскими, местными органами государственного и
хозяйственного управления и контроля, местными Совета­
ми депутатов и иными органами местного самоуправления,
воинскими формированиями и учреждениями, органами
государственной безопасности, внутренних дел и милиции,
субъектами хозяйствования независимо от принадлежнос­
ти и форм собственности, учреждениями и организациями,
политическими партиями, иными общественными и рели­
гиозными объединениями, должностными лицами и граж­
данами;

• за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно- розыскную деятельность, дознание и предва­
рительное следствие;

• за соответствием закону судебных решений по граж­
данским и уголовным делам, делам об административных
правонарушениях;

• за исполнением законов в местах содержания задер­
жанных, предварительного заключения, при исполнении

наказаний и иных мер принудительного характера, назна­чаемых судом.

В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. Кроме того, прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддер­живают государственное обвинение.

Организация деятельности органов Прокуратуры Республики Беларусь строится на следующих основных принципах:

1) составляют единую централизованную систему с под­
чинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Гене­
ральному прокурору Республики Беларусь;

2) осуществляют полномочия в пределах своей компе­
тенции независимо от органов государственной власти и
управления, должностных лиц, средств массовой инфор­
мации, политических, иных общественных и религиозных
объединений в соответствии с Конституцией и законами
Республики Беларусь;

3) принимают меры по пресечению нарушений закона,
от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных
прав и привлечению к установленной законом ответствен­
ности лиц, допустивших эти нарушения;

4) взаимодействуют с другими правоохранительными
органами в деле укрепления правопорядка;

5) действуют гласно и открыто в той мере, в какой это
не противоречит требованиям закона об охране прав и сво­
бод личности, а равно государственной и иной охраняемой
законом тайны.

При осуществлении своей деятельности прокурорские работники обеспечивают соблюдение гарантированных го­сударством прав и свобод личности независимо от граждан­ства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, об­разования, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основаниях и в порядке, предусмот­ренных законом. Не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство, или могущих повредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного.

При расследовании преступлений прокурорские работ­ники предоставляют задержанным и заключенным под

стражу лицам возможность реализации права на юриди­
ческую защиту. '

В свою очередь граждане вправе получать от органов прокуратуры разъяснения, информацию по поводу ограни­чения их прав и свобод, знакомиться с имеющимися в от­ношении их материалами после завершения проверки или расследования. Лицо, полагая, что действиями прокурор­ского работника ущемлены его права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать их вышестоящему прокуро­ру, а в случаях, предусмотренных законом, — в суд.

Компетенция Генерального прокурора Республики Беларусь закреплена в статье 16 Закона Республики Бела­русь «О Прокуратуре Республики Беларусь», в соответ­ствии с которой он руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет силами аппарата контроль за их работой, в соответствии с законами издает приказы, указания, распоряжения, утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работни­ками органов Прокуратуры Республики Беларусь. Кроме того, Генеральный прокурор Республики Беларусь утверж­дает в пределах бюджетных ассигнований организа­ционную структуру и штатное расписание органов проку­ратуры.

Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью аппаратов соот­ветствующих прокуратур и подчиненных органов прокура­туры, издают приказы, указания и распоряжения, обяза­тельные для исполнения всеми подчиненными работника­ми. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур, вносят вышестояще­му прокурору предложения об изменении штатной числен­ности аппарата и подчиненных прокуратур, о расстановке кадров.

Согласно статье 15 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех ни­жестоящих прокуроров — 5 лет.

Государственный контроль представляет собой од­ну из важнейших функций государства, осуществляемых в целях организации выполнения конституционных установ­лений, иных актов законодательства, соблюдения государст­венной дисциплины, правильного использования финансо­вых средств и имущества, а также работы с предложения-

I

ми и заявлениями граждан. В той или иной мере государ­ственный контроль осуществляют все государственные ор­ганы. Для этих целей создаются специальные государст­венные или государственно-общественные органы и конт­рольные подразделения в государственных органах.

В бывшем СССР государственный контроль осущест­влялся представительными, исполнительно-распорядитель­ными и специальными контрольными органами. Так, еще в феврале 1917 г. в России был введен рабочий контроль над производством и распределением продуктов как фор­ма революционного вмешательства пролетариата в эконо­мику. Сразу после Октябрьской революции декретом ВЦИК от 14 (27) ноября 1917 г. рабочий контроль был введен на всех предприятиях. Согласно декрету ВЦИК от 18 (31) января 1918 г. «О Центральной контрольной кол­легии и местных учетно-контрольных коллегиях» органы государственного контроля стали создаваться в учрежде­ниях и на предприятиях. На территории Беларуси учетно-контрольная коллегия при Областном исполкоме Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта были созданы в мае 1918 г. В качестве органа государственного контроля в 1920—1934 гг. функ­ционировал Рабкрин — Рабоче-крестьянская инспекция — с юридическим статусом народного комиссариата. До соз­дания в 1922 г. органов прокуратуры на Рабкрин возлагал­ся контроль за соблюдением законности в управлении. С 1923 г. данный орган действовал совместно с Централь­ной Контрольной Комиссией ВКП(6) как единый совет­ско-партийный орган, главной задачей которого был конт­роль во всех областях хозяйства и государственного уп­равления, надзор за проведением в жизнь советских зако­нов, своевременное рассмотрение в учреждениях жалоб и заявлений трудящихся. В 1923 г. Наркомат РКИ БССР был также объединен с Центральной Контрольной Комис­сией КПБ(б) в ЦКК КПБ(б) -- Наркомат РКИ БССР. Постановлением ЦИК и СНК БССР от 8 марта 1934 г. Наркомат РКИ был ликвидирован, а на его основе созда­на Комиссия советского контроля при Совете Народных Комиссаров БССР.

Затем были образованы министерства государственного контроля, комитеты партийно-государственного контроля, на смену которым пришли комитеты народного контроля. <)|>г;пи.| народного контроля сочетали государственный

контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Они контролировали выполнение государственных планов и заданий, вели борьбу с нарушениями государственной дисциплины, волокитой и бюрократизмом, способствовали совершенствованию работы государственного аппарата. Данные органы были ликвидированы в 1991 г. В соответст­вии с Конституцией СССР 1977 г. всеобъемлющий государ­ственный контроль осуществляли также Советы народных депутатов.

По содержанию и объему полномочий различают госу­дарственный контроль общий (по всем вопросам) и спе­циальный (по определенному кругу вопросов).

К примеру, в Российской Федерации контрольные функции в бюджетно-финансовой сфере осуществляет Счетная палата Российской Федерации, действующая под руководством палат Федерального Собрания. В структуре Администрации Президента Российской Федерации функ­ционирует Главное контрольное управление. После избра­ния Президента Республики Беларусь в 1994 г. была соз­дана Служба контроля Президента. В 1996 г. после внесе­ния изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь был образован конституционный орган — Коми­тет государственного контроля Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь данный Комитет осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, ис­пользованием государственной собственности, исполнени­ем актов Президента, Парламента, Правительства и дру­гих государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансо­вые и налоговые отношения. Комитет государственного контроля Республики Беларусь образуется Президентом Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Ко­митета государственного контроля Республики Беларусь после его образования в 1996 г. определялся Указом Пре­зидента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. № 510 «О Комитете государственного контроля Республики Бе­ларусь». В настоящее время правовую основу деятельнос­ти данного органа устанавливает, прежде всего, Закон Рес­публики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете госу­дарственного контроля Республики Беларусь».



1



Систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы — комитеты госу­дарственного контроля областей и города Минска. По ре­шению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут созда­ваться в городах и районах Республики Беларусь. Струк­тура и штатная численность Комитета государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля возглавляет Пред­седатель, который назначается на должность и освобожда­ется от должности Президентом Республики Беларусь. Первый заместитель и заместители Председателя Комите­та государственного контроля назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета госу­дарственного контроля. Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля (за исключе­нием районных и городских) назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Комитета го­сударственного контроля Республики Беларусь по согласо­ванию с Президентом Республики Беларусь.

Председатель Комитета государственного контроля несет персональную ответственность за выполнение возло­женных на Комитет и его территориальные органы задач.

Как уже отмечалось выше, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О политических партиях» (статья 12) сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов не могут быть членами поли­тических партий на весь период своих полномочий.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 2 ноября 2001 г. № 617 структура Комитета го~ сударственного контроля Республики Беларусь выгля­дит следующим образом: Председатель Комитета государст­венного контроля, первый заместитель Председателя Ко­митета, два заместителя Председателя, Заместитель Пред­седателя Комитета — директор Департамента финансовых расследований, два Департамента, десять главных управ­лений, три управления, секретариат, шесть комитетов го­сударственного контроля областей, шесть управлений Де­партамента финансовых расследований по областям и г. Минску, а также межрайонные комитеты государствен­ного контроля и межрайонные отделы управлений Депар-

тамента по областям и г. Минску, осуществляющие свою деятельность на правах управления1.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 декаб­ря 2001 г. № 781 установлено, что должности заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директора Департамента финансо­вых расследований соответствует специальное звание гене­рал-майора финансовой милиции.

Основными направлениями деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов является осуществление конт­роля за:

=> исполнением республиканского бюджета, соблюде­нием законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государствен­ных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

=> расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, со­хранностью и использованием государственного имущества;

=^ исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и ино­го отчуждения объектов государственной собственности и инвестиционной деятельности;

=> законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

=> соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредит­ных и валютных средств, и состоянием контрольно-реви­зионной работы в государственных органах;

=> финансово-хозяйственйой деятельностью государст­венных органов, представительств и учреждений Республи­ки Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

=> соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, их лома и отходов, в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных ме­таллов и драгоценных камней во всех видах и состояниях;

'Количество межрайонных комитетов государственного контроля и межрайонных отделов управлений Департамента по областям и г. Минс­ку и их штатная численность утверждаются Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь.





=> исполнением Национальным банком Республики Бе­ларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регули­рующего отношения государственной собственности, хо­зяйственные, финансовые и налоговые отношения;

=> соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля и его территори­альные органы вправе устанавливать и поддерживать не­посредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.

Принципы организации и деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов определены в статье 4 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Бе­ларусь», в соответствии с которой данные органы:

1) составляют единую централизованную систему с под­
чинением нижестоящих органов вышестоящим;

2) работают на основе коллегиального обсуждения ре­
зультатов проверок (ревизий), необходимых мер по пре­
дупреждению и устранению выявленных правонарушений,
вопросов об ответственности лиц, допустивших нарушения
законодательства;

3) реализуют свои полномочия в пределах своей компе­
тенции в тесном взаимодействии с Советом Министров
Республики Беларусь, исполнительными и распорядитель­
ными органами;

4) во взаимодействии с правоохранительными органа­
ми, Национальным банком Республики Беларусь и иными
государственными органами Республики Беларусь осущест­
вляют свои полномочия по вопросам восстановления нару­
шенных прав юридических и физических лиц и
привлечения к установленной законом ответственности
лиц, допустивших нарушения законодательства;

5) осуществляют свою деятельность на основе строгого
соблюдения законности, охраны интересов государства,
прав и свобод граждан;

6) действуют открыто и гласно в той мере, в какой это
не противоречит требованиям законодательства об охране
прав и свобод личности и о государственных секретах и
иных охраняемых законодательством сведениях.

Комитет государственного контроля осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Беларусь, а его территориальные органы — на территории соответству­ющих административно-территориальных единиц.

Полномочия Председателя Комитета государствен­ного контроля Республики Беларусь и председателей территориальных органов сформулированы в статьях 11—12 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которыми Председатель Комитета государственного контроля:

• руководит деятельностью Комитета государственного
контроля, его территориальных органов, организует и
контролирует их работу;

• решает в пределах своей компетенции вопросы, свя­
занные с осуществлением государственного контроля в
республике, планированием, проведением проверок (реви­
зий), а также назначением должностных лиц Комитета
государственного контроля и его территориальных органов
(за исключением первого заместителя, заместителей Пред­
седателя Комитета, председателей территориальных коми­
тетов);

• организует работу коллегии Комитета государственно­
го контроля и руководит ее деятельностью;

• информирует Президента Республики Беларусь о де­
ятельности Комитета государственного контроля и его тер­
риториальных органов;

• вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Мини­
стров Республики Беларусь и иные государственные органы
предложения по совершенствованию законодательства;

• представляет Комитет государственного контроля в
государственных и иных органах, международных органи­
зациях, заключает по поручению Президента Республики
Беларусь договоры по вопросам финансово-экономического
контроля, сотрудничества в области валютного контроля с
контрольно-финансовыми органами других государств и
международными контрольно-финансовыми организациями;

• утверждает в пределах бюджетных ассигнований
штатное расписание Комитета государственного контроля
и его территориальных органов, а также положения о
структурных подразделениях Комитета государственного
контроля.

Председатели территориальных органов Комитета госу­дарственного контроля осуществляют руководство дея-






тельностью возглавляемых ими органов, издают приказы и распоряжения, дают соответствующие требованиям зако­нодательства указания, обязательные для исполнения под­чиненными им сотрудниками.

Компетенция Комитета государственного контроля и его территориальных органов определяется статьей 14 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которой дан­ные органы правомочны:

• проводить проверки (ревизии) деятельности государст­
венных органов, иных юридических лиц, а также индиви­
дуальных предпринимателей;

• получать от государственных органов, иных юриди­
ческих лиц, а также индивидуальных предпринимателей
необходимую для проведения проверок (ревизий) отчет­
ную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведе­
ния об операциях, состоянии счетов, а также справки и ко­
пии документов по операциям и расчетам проверяемых
объектов;

• безвозмездно пользоваться информационными банка­
ми данных государственных органов, иных юридических
лиц государственной формы собственности;

• привлекать в установленном законодательством по­
рядке к участию в проверках (ревизиях) представителей
правоохранительных, контролирующих органов, а также
специалистов других государственных органов, иных юри­
дических лиц Республики Беларусь независимо от их под­
чиненности и форм собственности;

• выносить в пределах своей компетенции обязательные
для исполнения должностными лицами государственных
органов, иных юридических лиц, а также индивидуальны­
ми предпринимателями решения о взыскании в бюджет
невнесенных платежей, выявленных проверками (ревизия­
ми), а также экономических санкций, в том числе штра­
фов; об устранении в установленные сроки выявленных
нарушений и др.

• направлять материалы проверок (ревизий) в государст­
венные органы для рассмотрения и принятия по ним необ­
ходимых мер;

• при установлении оснований обращаться в компетент­
ные органы с представлением о возбуждении дела о лик­
видации юридических лиц, прекращении деятельности ин-

дивидуальных предпринимателей либо об аннулировании соответствующих разрешений (лицензий);

• согласовывать назначение на должность и освобожде­
ние от занимаемой должности руководителей государст­
венных органов, иных юридических лиц государственной
формы собственности;

• давать заключения о соответствии должностных лиц
государственных органов занимаемым должностям;

• вносить в соответствующие государственные органы,
руководителям юридических лиц предложения об отмене
(изменении) принятых ими актов, регулирующих
отношения государственной собственности, хозяйствен­
ные, финансовые и налоговые отношения, в случае несо­
ответствия этих актов законодательству;

• по требованию Президента Республики Беларусь ли­
бо при необходимости по собственной инициативе инфор­
мировать Президента Республики Беларусь о несвоевре­
менном или ненадлежащем выполнении поручений, содер­
жащихся в декретах, указах, распоряжениях и других ре­
шениях Главы государства.

Законодательством могут быть установлены и иные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

АТА

СТРУКТУРА

Наши рекомендации