1.Конституция характеризует Российскую Федерацию как правовое государство. Российская правовая доктрина считает государство правовым, если оно основано на принципе разделения властей, обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Дятельность органов государственного управления в России должна соответствовать Конституции, и в первую очередь требованиям ее ст. 15, устанавливающей обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и граждан, их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
2.Принцип законности является основой конституционного строя России. Особое значение данный принцип имеет в сфере публичного управления. Соблюдение данного принципа – важное условие нормального и эффективного функционирования всей системы субъектов публичного управления
3.Реализация прав и свобод человека и гражданина зависит от неукоснительного соблюдения законов и иных нормативных правовых актов многочисленными субъектами административной власти. Последние, реализуя свои задачи и функции, обязанности и права, осуществляют правовую деятельность, в том числе принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, т.е. регулируют широкий круг общественных отношений, затрагивающих права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц. Важно, чтобы эти акты соответствовали закону, иерархии законодательства, а внешневластная и внутриорганизационная деятельность субъектов управления осуществлялась в соответствии с требованиями законности.
4.Принцип верховенства закона является абсолютным, т. е. действует без ограничений и в обязательном порядке для всего управления в целом — и для публично-правового, и для частноправового управления и указывает на то, что действия органа управления, если они лежат в плоскости определенной нормы права, не могут нарушать эту норму. Таким образом, все издаваемые акты управления должны соответствовать законодательству и Конституции РФ. Из принципа верховенства закона вытекают требование применения закона (существующие законы подлежат применению) и запрет отклонения (от законов нельзя отклоняться)
5.Принцип основанности на законе означает, что действия органов исполнительной власти должны базироваться на полномочиях, предоставленных законом или иным нормативным правовым актом. Если соответствующие нормы отсутствуют, то действия публичной власти так же неправомочны, как если бы было нарушено требование верховенства закона.
6.Принцип связанности законом, имеющий следующие особенности. В зависимости от степени регламентации действий публичной администрации при осуществлении ей своих функций различают два основных вида государственного управления: связанное законом управление и свободное управление, именуемое также административным усмотрением. Связанное законом государственное управление означает, что положениями закона установлено четкое правовое регулирование деятельности органов государственного (публичного) управления и у них отсутствует свобода усмотрения относительно того, могут ли они осуществлять исполнение предписаний правовых норм и каким именно образом. Свободное государственное управление (административное усмотрение) отличается от связанного тем, что орган государственного управления имеет право на определенную свободу действий при принятии решения. Административное усмотрение означает возможность выбора одного из нескольких предусмотренных законом способов поведения и принятие одного решения из нескольких видов возможных решений. Существуют случаи, когда возможность выбора ограничивается только одним вариантом поведения. Эти случаи в административном праве называются «сужением усмотрения до нуля». Органы публичной власти осуществляют свою деятельность по собственному усмотрению в соответствии с целями предоставленных им полномочий и обязаны соблюдать установленные законом границы усмотрения.
3. Современная модель федеративного устройства России и её конституционное закрепление
Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ). Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации. Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства. Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке установленном Конституцией РФ. Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях. Анализируя конституционные основы федеративного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации” и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г. Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ. Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России. Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются: 1. Добровольность объединения наций и народностей. 2. Суверенность и равноправие наций. 3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. 4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации. 5. Государственная целостность Российской Федерации. 6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. | | | | |