Основные подходы к пониманию государства.
Признаки государства.
1. Особая властная структура, не имеющая аналогов в обществе, включающая в себя:
ü Публичную власть – от имени народа;
ü Единую власть – объединяющей всех членов общества и само общество;
ü Универсальную власть – распространяет свои веления на все общество;
ü Верховную власть – высшую по значению и силе в обществе;
ü Независимую власть – обладающую исключительным правом на ведение гос. дел;
ü Официальную власть – признанную обществом и мировым сообществом;
ü Централизованную власть – с иерархической основой управленческих структур.
2. Территориальное верховенство – единая пространственная организация власти, собственное административно-территориальное деление, единство сухопутной, водной и воздушной территорий, пределы которой определяются Г-вом в международных соглашениях.
3. Личностное верховенство – объединяет своей властью и защитой население.
4. Издание и исполнение юридически обязательных велений путем правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
5. Суверенитет. Два аспекта – внутренний (верховенство гос. власти внутри Г-ва) и внешний (независимость и равноправие среди других Г-в).
6. Собственная финансово-денежная система и налогообложение, в т.ч. эмиссия денег.
7. Имеет официальную символику в виде герба, гимна, флага, девиза, языка и т.п.
8. Международное признание. Существуют две основные теории признания: конститутивная и декларативная. Конститутивная – признание необходимо для существования Г-ва, появления международных прав и обязанностей с его участием. Декларативная – каждая нация имеет право на самоопределение, Г-во существует вне зависимости от факта предоставления ему признания.
1) Территория
2) Население
3) Публичная власть – отделенная от общества
4) налоги – мат. средства, взымаемые с населения для функционирования гос.аппарта.
5) Законы
6) Легальное принуждение
7) Суверенитет – внутренний и внешний.
Отличие от родовой общины:
1) власть над членами рода, а не над территорией – способ связи кровно-биологический.
2) Публичная власть
3) отсутствовало разделения труда на производительный и управленческий
4) мононормы
5) убеждение – всласть носила общественный характер
Функции Государства
Функции Г-ва – основные направления деятельности Г-ва в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их организации. Адам Смит (XVII в.) – 3 принципиальные обязанности Г=ва: оборона; защита свободы граждан; организация общественно необходимых служб.
Современная классификация функций Г-ва:
Ø По продолжительности существования – постоянные и временные;
Ø По степени значимости – основные (социальная, экономическая) и производные;
Ø По пространственному воздействию (для федераций): федеральные и региональные;
Ø По сферам государственной деятельности: внешние и внутренние – основной критерий.
Внутренние функции Г-ва:
Политическая - представление общества и граждан в стране; обеспечение национальной безопасности; гарантии конституционного строя и национального суверенитета;
Экономическая – выработка и исполнение основных направлений экономического развития;
Социальная – социальная защита, поддержка здоровья, охрана труда, пособия и гарантии;
Фискальная – проведение и формирование финансово-денежной политики и гос. бюджета;
Правозащитная – признание, закрепление, гарантии основных прав и свобод личности;
Правоохранительная – обеспечение правопорядка, борьба с преступностью;
Идеологическая – организация и поддержка науки, образования, искусства и творчества;
Экологическая – охрана окружающей среды и выработка экологических стандартов.
Внешние функции Г-ва:
Защита государственного суверенитета от внешних посягательств, организация обороны;
Сотрудничество с другими Г-вами: дипломатическое, культурное, научно-техническое;
Сотрудничество с международными организациями, участие в них;
Сотрудничество в решении общемировых проблем, борьба с терроризмом, защита экологии.
Основные правовые формы осуществления функций Г-ва:
Правотворческая – подготовка, принятие, изменение правовых актов гос. органами.
Правореализационная – принятие правоприменительных актов на основе правовых актов.
Правообеспечивающая – контроль и надзор за соблюдением, привлечение к юр. ответственности.
Основные методы осуществления функций – это метод гос. принуждения (не допускающий отступления от правовых предписаний); метод гос. убеждения (отстаивание правильности действий Г-ва); метод договорного регулирования; метод рекомендаций; метод поощрений.
Сущность государства
Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
Классовый подход при раскрытии сущности государства – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.
Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства – его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.
На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
Плюрализм в учениях о Г-ве обусловлен сосуществованием стран с различными правовыми и политическими режимами, появлением новых Г-в, распадом старых и т.п. Характерная черта – преодоление прежних антиэтатистских взглядов (т.е. нивелирующих роль Г-ва в обществе). Теперь особая роль Г-ва признается.
Возможно выделить 3 основных направления современных учений:
ü О механизме управления Г-вом (доктрины элит и технократии и их интерпретации)
ü О целях и задачах Г-ва (учение о правовом Г-ве, «максимальном» и «минимальном» Г-ве)
ü О перспективах Г-ва, как общечеловеческой ценности (концепции «мирового Г-ва»)
Концепция элит – массы не имеют права на управление, оно принадлежит элите (В.Парето, XX).
Концепции элитарной демократии – у власти должен быть не один слой, а несколько соперничающих друг с другом элитарных групп.
Технократическая теория – (К.Сен-Симон, XIX в.) – технократия есть власть, основанная на специальных знаниях и компетенции людей. У власти должен быть класс технократов – специалистов – управленцев, администраторов, менеджеров, ученых.
Теория корпоративного Г-ва – Г-во, как успешно работающая корпорация.
Теория социального контракта – налогоплательщики нанимают себе управленцев.
Концепция максимального Г-ва говорила, что Г-во должно максимально помогать социально незащищенным гражданам. Однако практика (США) показала, что слишком высокие пособия приводят к росту безработицы. Возникла концепция минимального Г-ва, которое оказывает помощь лишь самым нуждающимся. От него производна идея Г-ва, благоприятствующего труду, которое обеспечивает только основные нужды человека, давая ему возможность трудиться.
Учение глобализма – человечество в лице Запада достигло вершины цивилизации, остальные страны будут догонять развитые. Когда все страны достигнут единого уровня развития, можно будет говорить о едином мировом Г-ве.
Правовое Г-во – демократическое Г-во, основанное на праве и верховенстве закона, осуществляющее власть посредством ее разделения и при приоритете прав личности. Концепция зародилась в античное время. Аристотель называл «правильным» Г-вом то, в котором есть «власть закона». Платон предрекал гибель тем Г-вам, где закон не имеет силы, и находится под чьей-то властью. Идея нашла свое развитие в Европе в XVII-XVII вв. Теория господства права (Д.Локк) – народ контролирует власть посредством законов, им же и принимаемых. Идею поддерживали И.Кант, К.Вельнер, Ф.Шпаль (GER). Признаки правового Г-ва:
Ø Демократический государственно-правовой режим, с легитимной властью;
Ø Связанность правом – все гос. решения должны иметь легальную основу;
Ø Верховенство закона – прямое действие конституции и законов;
Ø Разделение властей на основе их равновесия и взаимодействия;
Ø Нерушимость прав личности, в т.ч. признание прав иностранцев, бипатридов и апатридов;
Ø Гражданское общество – развитые общественные институты, независимые от Г-ва.