Лекция 2
Понятие источников уголовно-процессуального права.
В науке термин «источник права» имеет множество значений. Это результат неоднозначности внешне простого и часто употребляемого русского слова
«источник». Что касается уголовного процесса, то для нас первостепенным является понимание источника права как источника сведений о правилах, которые должны соблюдаться при производстве по уголовным делам. Любой участник уголовного процесса должен знать, прежде всего, о том, где, в каком акте следует черпать авторитетную информацию о правилах его поведения (правах и обязанностях, полномочиях и ответственности). Таким образом, под источником уголовно- процессуального права следует понимать внешнюю форму выражения его норм. В широком смысле сюда мы отнесем любые нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, относящиеся к уголовному процессу.
При этом не может считаться источником уголовно-процессуального права решение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц, является индивидуально-конкретным властным предписанием.
Возникновение и основные этапы развития уголовно-процессуальногозаконодательства Республики Беларусь.
Учитывая, что государства, реализуя свою правоохранительную функцию, с древних времен создавало нормы, запрещающие отдельные деяния, необходимо было создавать и нормы, которые бы регулировали процесс расследования преступлений и разрешения дел по существу.
Уголовно-процессуальные нормы были и в статутах Великого княжества Литовского. Так, в Статуте 1566 г. была сделана попытка сформулировать прогрессивную норму о презумпции невиновности. По Статуту 1588 г. процессуальное право уже приобретает многие прогрессивные черты современного, такие, как устность, гласность, состязательность процесса с участием адвоката, презумпция невиновности. Судьи должны были знать белорусский язык, иначе не избирались шляхтой на должность.
Судебная реформа в Российской империи на землях Беларуси проводилась урезанно. Как мы помним, основанием для реформы были четыре устава и среди них для нас имеет значение Устав уголовного судопроизводства Российской империи
1864 г. Вновь на землях Беларуси вводилась гласность процесса с участием адвоката, суд присяжных, в 1872 году – мировые суды, в 1882 году – окружные суды.
Сразу же после свершения Октябрьской революции в Беларуси, как и по всей стране, был сломлен старый государственный аппарат, в том числе и органы юстиции. В первые недели существования Советской власти и до издания Декрета СНК РСФСР о суде № 1 новые суды и органы следствия создавались по инициативе населения городов и деревень. Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось на национальном языке, процессу была присуща гласность, обвиняемый пользовался правом на защиту. Все вопросы разрешались судом коллегиально, приговоры постановлялись на основании революционного правосознания и убеждения судей. В первых декретах о суде и изданных на их основе законодательных актах многие вопросы уголовного процесса регулировались недостаточно полно, большая роль придавалась судебной практике, революционному правосознанию судей.
Судебная система ССРБ создавалась по типу единого народного суда РСФСР. В качестве основного нормативного акта о судоустройстве и судопроизводстве в 1919 г. было принято Положение едином народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. с внесенными уточнениями и изменениями (был, например, установлен срок ведения предварительного следствия, обсуждены принципы организации единого следственного аппарата для народных судов и революционных трибуналов и др.). С образованием Литовско-Белорусской республики па территории Беларуси вводилось в действие Положение о едином народном суде и Положение о революционных трибуналах, принятые в Советской Литве.
С восстановлением ССРБ в 1920 г. восстанавливается и судебная система. Обвинение и защита в народных судах и ревтрибунале организуются на началах своего рода трудовой повинности ряда должностных лиц. Поскольку в законодательстве этого периода все еще не разрешались многие вопросы уголовного процесса, местные органы юстиции разрабатывали инструкции.
Первым законодательным актом республики в области уголовного судопроизводства было Положение о Революционном трибунале БССР от 29 января 1921 г. Судом второй инстанции по делам, рассмотренным Революционным трибуналом, являлся Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Последнему при рассмотрении обжалованных приговоров предоставлялось безусловное право их отмены или изменения в случае назначения меры наказания, явно не соответствующей содеянному. Укреплению законности и усилению надзора за деятельностью органов дознания, следствия и судов в значительной степени способствовало введение института прокуратуры в 1922 г.
22 июня 1922 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс БССР. Первый Уголовно-процессуальный кодекс в структурном отношении был построен применительно к видам судебных органов в связи с особенностями судопроизводства и компетенцией отдельных звеньев судебной системы. В Кодексе нашли закрепление и развитие принципы советского уголовного процесса – принцип законности, гласности, национального языка судопроизводства, обеспечения права обвиняемого
на защиту, а также и такие важные общие условия стадии судебного разбирательства, как устность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства. Кодекс предусматривал возможность рассмотрение дел в дежурных камерах и в порядке судебного приказа. В дежурных камерах слушались дела о преступлениях лиц, виновность которых достаточно ясна и доказательства несомненны, а сами обвиняемые были задержаны на месте преступления. В порядке судебного приказа народный судья единолично разрешал мелкие уголовные дела. Но этой категории дел обвинитель и подсудимый в судебное заседание не вызывались, но в случае их явки в суд они допускались к даче объяснений. Судебный приказ вступал в законную силу немедленно после ого постановления, но мог быть обжалован н а общих основаниях.
В Уголовно-процессуальном кодексе БССР 1927 г. подробнее регламентируется вопрос о языке судопроизводства в БССР (оно ведется на белорусском языке, а в случаях, когда обвиняемый не владеет им, народный суд в распорядительном заседании решает вопрос о передаче дела в национальную камеру народного суда), изменяется перечень мер пресечения: залог, личное и имущественное поручительство исключаются и вводится поручительство общественной организации; получает закрепление институт общественных обвинителей и защитников; четко формулируется правило о недопустимости поворота решения к худшему, обеспечивающее свободу обжалования приговора.
В 1929 г. распорядительные заседания суда были упразднены (до 1934 г.), функции предания суду по делам с обязательным предварительным следствием переходят к прокурору. В некоторых положениях этого закона нашло свое отражение процессуальное упрощенчество.
Некоторые изменения в УПК БССР были внесены в связи с изданием общесоюзного закона 1934 г., которым по делам о террористических организациях и террористических актах устанавливался сокращенный срок предварительного следствия – десять дней, копия обвинительного заключения подсудимому вручалась за день до рассмотрения дела в суде, а судебное разбирательство проводилось без участия сторон. Приговоры по указанным делам кассационному обжалованию не подлежали и вступали в силу немедленно после оглашения в судебном заседании. С 1937 г. эти правила были распространены на дела о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. В 1938 г. Верховный суд БССР потерял право давать руководящие разъяснения и указания судам по вопросам судебной практики. Как известно, это был период репрессий, для которых и приспосабливалось уголовно- процессуальное законодательство.
29 декабря 1960 г. принимается Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. Новый УПК от ранее действовавшего отличают: установление единого режима производства для всех видов уголовных дел и во всех органах дознания, следствия, прокуратуры и судах; более полное и конкретное определение полномочий суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, а также процессуального положения участников процесса и иных субъектов процессуальных действий; допущение участия защитника на предварительном следствии; обстоятельное регламентирование доказательств и доказывания; более совершенный
порядок предания обвиняемого суду, производства по применению принудительных мер медицинского характера, пересмотра приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, и др.
Указом от 19 сентября 1966 г. УПК дополнен новым 8 разделом, статьи которого регулировали особенности производства по делам о хулиганстве. Но эта норма просуществовала до 1977 г. Раздел 8 постепенно расширил свое применение относительно составов уголовных преступлений. Поэтому в 1985 г. был преобразован в «Протокольную форму досудебной подготовки материалов», а с 1999 г. преобразился в ускоренное производство, нормы о котором имеются и в ныне действующем УПК.
С восстановлением Беларусью независимости началось активное преобразование уголовно-процессуального закона. С апреля 1990 года защитник обвиняемого допускается в уголовное дело с момента предъявления лицу обвинения. Допущенному в уголовное дело защитнику было предоставлено право иметь свидания с обвиняемым наедине без ограничения их количества и продолжительности.
Особо масштабные изменения произошли в 1994 г., так как многие нормы Конституции 1994 г. необходимо было трансформировать в законодательстве. В целях укрепления законности и усиления защиты прав граждан в 1994 году впервые в уголовно-процессуальном законодательстве был введен судебный контроль за соблюдением прокуратурой прав и свобод личности при избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Защитнику предоставлялось право участвовать во всех следственных действиях, проводимых с участием обвиняемого.
Однако кодекс 1960 г. не смог полностью освободиться от рудиментов прошлого, что обусловило его половинчатый, непоследовательный характер. В нем так и не удалось закрепить принцип разделения процессуальных функций, характерный для состязательного процесса. В Беларуси разработка нового Уголовно- процессуального кодекса началась в 1990 г. после опубликования для широкого обсуждения проектов Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК РСФСР. Первый вариант проекта белорусского Уголовно- процессуального кодекса был подготовлен в декабре 1991 г.
Впервые на официально-правовом уровне задача разработки и принятия нового Уголовно-процессуального кодекса была поставлена и Концепции судебно- правовой реформы, принятой парламентом республики 23 апреля 1992 г. Кропотливый труд многочисленного авторского коллектива завершился принятием 24 июня 1999 г. Палатой представителей и одобрением 30 июня 1999 г. Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь нового Уголовно- процессуального кодекса. 16 июля 1999 г. новый кодекс был подписан Президентом Республики Беларусь и введен в действие с 1 января 2001 г.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство и его задачи.
Как и в любой отрасли права уголовно-процессуальное право имеет свою систему источников. Особенностью этой системы является наличие единого
источника – Уголовно-процессуального кодекса, который устанавливает обязательный для всех органов, ведущих уголовный процесс, и иных участников уголовного процесса порядок производства по материалам и уголовному делу (ст. 1 УПК). В тоже время УПК своей основой имеет Конституцию Республики Беларусь, в которой заложены основные принципы уголовного процесса. Если УПК противоречит Конституции, то действуют нормы последней.
В теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно.
Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Беларусь, поэтому и в уголовном процессе конституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативные правовые акты высшей юридической силы.
В соответствии со ст. 1 УПК международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина, в уголовном процессе применяются наряду с кодексом. Из этой нормы можно сделать вывод о том, что в уголовном процессе могут применяться международные договоры, которые в установленном порядке ратифицированы Республикой Беларусь. При этом слово
«наряду» указывает, что указанные договоры могут использоваться на одинаковых условиях с кодексом. А учитывая, что в конституционном праве международные договоры занимают более высокое место в иерархии источников права чем закон, то при противоречии УПК и международного договора, определяющего права и свободы человека и гражданина, приоритетом будут обладать последние. Отметим также, что органы, ведущие уголовный процесс, должны использовать в своей деятельности международные договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, а также о выдаче.
Кроме УПК в систему источников уголовно-процессуального права входят и иные законы Республики Беларусь (например, Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-исполнительный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь (ст. 70), законы Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.)
Отдельные нормы уголовно-процессуального права можно обнаружить в декретах и указах Президента Республики Беларусь.
Некоторые нормы УПК получили свое развитие в постановлениях Совета Министров Республики Беларусь.
В сфере уголовного процесса действуют и нормативные правовые акты соответствующих министерств и Генеральной прокуратуры. Особое значение имеют приказы и постановления МВД Республики Беларусь (определяют порядок учета, хранения, передачи, выдачи и инвентаризации уголовных дел, порядок регистрации заявлений о преступлениях, объявления обвиняемых и подозреваемых в республиканский, межгосударственный и международный розыск и др.) и Генерального прокурора (особенности прокурорского надзора).
Особое место в иерархии источников уголовно-процессуального права занимают нормативные правовые акты высших органов судебной власти. Обобщение судебной практики осуществляется в рамках постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, которыми не может создаваться новой нормы права.
Признание того, что нормы уголовно-процессуального права могут содержаться только в законе, обусловлено тем, что в сфере уголовного процесса могут быть ограничены или так или иначе затронуты действиями и решениями государственных органов и должностных лиц конституционные права и свободы человека и гражданина. Очевидно, что основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав могут регулироваться только законом, а не ведомственным или иным актом органов управления.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь как систематизированный свод правовых норм, во взаимосвязи и содержательном единстве регулирующих уголовный процесс в целом и отдельные его части, этапы, стадии, институты – с учетом их общих свойств, черт и проявлений, – призван обеспечить единообразие и согласованность нормативно-правовых установлений и складывающейся на их основе правоприменительной практики, чем и обусловливается закрепление данного Кодекса в качестве закона, регулирующего производство по уголовным делам.
УПК 1999 г. отражает изменения, происшедшие в обществе, и направления его дальнейшего развития. Характерными его чертами являются:
- дальнейшая демократизация уголовного процесса;
- повышение правоохранительной и правозащитной роли суда, освобождение его от обвинительных функций;
- обеспечение состязательности и равноправия сторон в суде;
- расширение круга участников процесса и усиление защиты их прав и интересов;
- повышение эффективности производства на досудебных и судебных стадиях процесса;
- дифференциация процессуальной формы предварительного расследования и судебного разбирательства.
Пределыдействияуголовно-процессуальногозаконавовремени,пространстве и по кругу лиц.
При производстве по материалам и уголовному делу применятся уголовно- процессуальный закон, действующий соответственно во время дознания, предварительного следствия, рассмотрения дела судом и при разрешении вопросов, возникающих при исполнении приговоров (ст. 5 УПК). Однако такая формулировка не совсем точна. Не понятно, каким законом следует руководствоваться, если в УПК вносятся изменения, когда уголовное дело находится на одной из перечисленных стадий. Нормы уголовно-процессуального права обратной силы не имеют. Если производство по уголовному делу начато до вступления в силу нового УПК, все действия и решения, принятые до этого момента, сохраняют свою силу, а
дальнейшее производство со дня введения в действие УПК (или какой-либо его нормы) производится в соответствии с новым УПК.
Производство по материалам и уголовным делам на территории Республики Беларусь независимо от места совершения преступления во всех случаях ведется в соответствии с УПК Республики Беларусь, если международным договором Республики Беларусь не установлено иное (ч. 1 ст. 3 УПК).
Процессуальные действия, проводимые при исполнении просьбы органа иностранного государства, осуществляются в соответствии с УПК Республики Беларусь. При исполнении просьбы органа иностранного государства может быть применено процессуальное законодательство иностранного государства, если это не противоречит законодательным актам Республики Беларусь и если об этом указано в решении об исполнении просьбы органа иностранного государства, принятом Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или их заместителями (ч. 2 ст. 497 УПК).
Производство по материалам и уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории дипломатического представительства и консульского учреждения Республики Беларусь в иностранном государстве, на воздушном, морском или речном суднах, находящихся вне пределов Республики Беларусь под флагом или с опознавательным знаком Республики Беларусь, если судно приписано к порту в Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с УПК Республики Беларусь (ч. 2 ст. 3 УПК).
Производство по материалам и уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства, ведется на территории Республики Беларусь по правилам УПК Республики Беларусь (ч. 1 ст. 4 УПК). В случае совершения преступления на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, вопрос о его выдаче для уголовного преследования или осуществления уголовного преследования в иностранном государстве решается по правилам, предусмотренным международным договором Республики Беларусь или разделом XV УПК.
Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
Заслуживает внимания вопрос о возможности применения уголовно- процессуальных норм по аналогии к процессуальным отношениям, не предусмотренным этими нормами. В УПК вопрос не разрешается, а в литературе по нему единой точки зрения нет.
ТЕМА 3. Принципы уголовного процесса. (4 часа)