Функции госуд. : понятие и классификац.
Функции госуд. – основные направления деятельности госуд. по решению стоящих перед ним задач.
Классификация:
По сфере действия: внутренние, внешние
По времени действ.: постоянные, временные
По форме осуществления: правовые, не правовые
По значимости: основные, вспомогательные
Внутренние функц.:
· Постоянные:
1.экономическая – выработка и реализация планов экономич. развития страны.
2.финансовоналоговая – налоговая и бюджетная политика госуд., сбор и распределение денежных средств
3.политикоидеологическая – разработка и поддержка государственной идеологи, деятельность госуд. в сфере образовательной и культурной политики, взоимодействие со СМИ
4.социальная – обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества.
5.экологическая – выработка правового режима природопользования
6.правоохранительная – укрепление правового порядка, обеспечение прав и свобод человека.
· Временные :
Подавление антиконституционных выступлений, ликвидация последствий экологич.и технологич. котостроф.
Внешние функции:
1.постоянные: обеспечение обороноспособности госуд., взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, обеспечение мира и коллективной безопасности, противодействие международному терроризму.
2.временные: ведение войны, оказание международ. помощи другим странам
Понятие госуд. аппарата и и механизма госуд.
Механизм госуд - целостная система гос. органов, учреждений и организаций, при помощи которых осуществляются задачи и функции госуд.
Гос. органы в совокупности составляют госуд. аппарат. Следовательно госуд. аппарат – состовная часть механизма госуд., состоящая из гос. органов. Построение и деятельность механизма госуд. осуществляется на основе ряда принципов:
1.гуманизм – признание ценности чела
2.демократизм – предполагает широкое участие граждан формировании и организации деятельности гос органов
3.гластность – освещение деятельности гос органов в СМИ
4.законность – выражает такое состояние общества, при котором гос органы и граждане обязаны соблюдать конституцию, законы, подзаконные акты.
5.профессионализми компетентность гос органов
6.сочетание единоначалия и коллегиальности как способов принятия управленческих решений
7.разделение властей – распределении гос власти между различ. ветвями власти(законодат., исполнит, судеб)
Выделяют три основные формы деятельности механизма госуд:
Правотворческая(разработка и издание НПА)
Правоприменительная(реализация правовых норм компетентными гос органами)
Правоохранительная(обеспечение соблюдения норм права)
Механизм госуд. |
Органы госуд: 1Президент 2Судебные органы 3Представительные органы власти 4Органы гос управления 5Контрольно-надзорные органы |
Государственные организации 1Вооруженные силы 2Милицейские формирования 3СМИ 4уголовно исполнительные учрежд. |
Теория разделения властей
Разделение властей – распределение госуд. власти между различными ветвями власти, с целью не допущения опасной концентрации властных полномочий в руках одного гос. органа.
Классический вариант системы разделения властей предусматривает выделение 3 ветвей вл.:законод.судеб.испл.
Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком.
Органы законодат. вл.занимают центральное место в структуре госуд. аппарата. Основным назначение этих органов является законодательная деятельность.
Органы исполнит. вл. – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества. Эти органы предназначены для исполнения законов, издаваемых законодательной властью.
Судеб. органы. Основная их функция осуществлять правосудии, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.
Основные положения теории разделения властей следующие:
1.разделение властей закрепляется конституцией;
2.согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
3.все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
4.никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
5.судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.