Функции госуд. : понятие и классификац.

Функции госуд. – основные направления деятельности госуд. по решению стоящих перед ним задач.

Классификация:

По сфере действия: внутренние, внешние

По времени действ.: постоянные, временные

По форме осуществления: правовые, не правовые

По значимости: основные, вспомогательные

Внутренние функц.:

· Постоянные:

1.экономическая – выработка и реализация планов экономич. развития страны.

2.финансовоналоговая – налоговая и бюджетная политика госуд., сбор и распределение денежных средств

3.политикоидеологическая – разработка и поддержка государственной идеологи, деятельность госуд. в сфере образовательной и культурной политики, взоимодействие со СМИ

4.социальная – обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества.

5.экологическая – выработка правового режима природопользования

6.правоохранительная – укрепление правового порядка, обеспечение прав и свобод человека.

· Временные :

Подавление антиконституционных выступлений, ликвидация последствий экологич.и технологич. котостроф.

Внешние функции:

1.постоянные: обеспечение обороноспособности госуд., взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, обеспечение мира и коллективной безопасности, противодействие международному терроризму.

2.временные: ведение войны, оказание международ. помощи другим странам

Понятие госуд. аппарата и и механизма госуд.

Механизм госуд - целостная система гос. органов, учреждений и организаций, при помощи которых осуществляются задачи и функции госуд.

Гос. органы в совокупности составляют госуд. аппарат. Следовательно госуд. аппарат – состовная часть механизма госуд., состоящая из гос. органов. Построение и деятельность механизма госуд. осуществляется на основе ряда принципов:

1.гуманизм – признание ценности чела

2.демократизм – предполагает широкое участие граждан формировании и организации деятельности гос органов

3.гластность – освещение деятельности гос органов в СМИ

4.законность – выражает такое состояние общества, при котором гос органы и граждане обязаны соблюдать конституцию, законы, подзаконные акты.

5.профессионализми компетентность гос органов

6.сочетание единоначалия и коллегиальности как способов принятия управленческих решений

7.разделение властей – распределении гос власти между различ. ветвями власти(законодат., исполнит, судеб)

Выделяют три основные формы деятельности механизма госуд:

Правотворческая(разработка и издание НПА)

Правоприменительная(реализация правовых норм компетентными гос органами)

Правоохранительная(обеспечение соблюдения норм права)

Механизм госуд.
Органы госуд: 1Президент 2Судебные органы 3Представительные органы власти 4Органы гос управления 5Контрольно-надзорные органы
Государственные организации 1Вооруженные силы 2Милицейские формирования 3СМИ 4уголовно исполнительные учрежд.

Теория разделения властей

Разделение властей – распределение госуд. власти между различными ветвями власти, с целью не допущения опасной концентрации властных полномочий в руках одного гос. органа.

Классический вариант системы разделения властей предусматривает выделение 3 ветвей вл.:законод.судеб.испл.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком.

Органы законодат. вл.занимают центральное место в структуре госуд. аппарата. Основным назначение этих органов является законодательная деятельность.

Органы исполнит. вл. – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества. Эти органы предназначены для исполнения законов, издаваемых законодательной властью.

Судеб. органы. Основная их функция осуществлять правосудии, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

Основные положения теории разделения властей следующие:

1.разделение властей закрепляется конституцией;

2.согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

3.все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

4.никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5.судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Наши рекомендации