Система органов госуд. финансового контроля и их функции

Субъекты фин. контроля:

-Счетная палата;

- Минфин;

- Федеральное казначейство;

- Налоговые и таможенные органы;

- Контрольно-ревизионные службы органов исполнит власти;

- ЦБ РФ.

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных гос расходов. К ее задачам относятся:

-организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам;

-оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов и др.

В отношении гос собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу­ченных от распоряжения гос имуществом. Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата впра­ве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах ко­торых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго­ловную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. Счетная палата не вправе вмешиваться в опе­ративную деятельность проверяемых организаций, а также преда­вать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

На Минфин РФ возложено:

-контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств гос внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

-за расходами, связанными с госу­дарственным внутренним и внешним долгом;

-за формированием и сохранностью гос фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

-контроль за использованием и хранени­ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон­троль за обеспечением платежеспособности страховщиков;

-кон­троль за качеством аудиторских проверок.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств. Важной стороной в деятельности в данной области Минфина в РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля:

- осуществление методологи­ческого руководства бухгалтерским учетом и отчетностью,

-ут­верждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности,

-осу­ществление лицензирования и т.п.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подраз­деления Министерства финансов РФ соответственно их компетен­ции. Минфин РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для про­ведения финансового контроля или надзора: Департамент гос финансового контроля и аудита, Департамент страхово­го надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство и др. органы.

Налоговые орга­ны действуют как система специализированных органов финансового контроля, дея­тельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательст­ва, правильности исчисления, полноты и своевременности внесе­ния налогов в бюджет, а также в установленных случаях — во внебюджетные фонды. Налоговые органы наделены широким кру­гом контрольных полномочий и прав по применению мер прину­дительного воздействия к нарушителям налогового законодатель­ства.

В сфере налогообложения при перемещении товаров через та­моженную границу РФ осуществляют кон­троль таможенные органы, к полномочиям которых относится и валютный контроль.

Функции гос страхового надзора, осуществляе­мые Департаментом страхового надзора Минфина России также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осу­ществляются в целях обеспечения соблюдения требований законо­дательства РФ о страховании, развития стра­ховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых от­ношений, в связи с чем производится контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков. Важное место в их функциях занимает предварительный кон­троль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осу­ществление страховой деятельности.

ЦБ РФ выступает в качестве органа гос регулирования, наделенного властными полномо­чиями в области организации денежно-кредитных отношений. Основными целями деятельности Банка России являются: за­щита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупа­тельной способности и курса по отношению к иностранным валю­там; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов. Монополией ЦБ РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. В пределах предоставленных полномочий ЦБ РФ независим в своей деятельности. По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает нормативные акты.

Федеральное казначействоосуществляет контроль за:

непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него денежных обязательств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ МЭО

Международные фин. отношения (МФО) –экономические отношения международного характера, возникающие между субъектами национальных экономик в процессе международного движения товаров, работ, услуг и капиталов.

Причины (факторы) развития МФО: расширение связей между странами - внешнеторговых, внешнеполитических, культурно-технических.

Виды МФО: валютные, торговые, кредитные.

Институциональная структура международных финансовых отношений также включает многочисленные организации, которые занимают важное место в системе международных эко­номических связей. Их создание явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризис­ных ситуаций в рамках всего мира. Можно выделить несколько объективных причин возникновения данных институтов:

• усиление взаимозависимости между государствами, кото­рая проявляется в новых формах соперничества в сферах эконо­мики, политики, культуры;

• развитие межгосударственного регулирования мирохозяй­ственных связей, в т.ч. финансовых отношений;

• необходимость совместного решения проблем нестабиль­ности мировой экономики, включая мировую валютную систе­му, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота;

• проведение общей политики макроэкономической перес­тройки, вызванной воздействием коренных изменений в струк­туре мировой экономики, ускоренным развитием рынков капи­тала и их тенденцией к интеграции.

Специфическими причинами создания региональных бан­ков развития развивающихся стран следует назвать: завоева­ние политической независимости этими странами; повышение их роли в международных экономических отношениях; тенден­ция к региональному сотрудничеству и экономической интег­рации в целях решения проблем национальных экономик.

Целями образования международных финансовых инсти­тутов явились:

• изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам международных финансов и мировой экономики;

• осуществление межгосударственного финансового и валютно-кредитного регулирования;

• совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютно-кредитной и финансовой политики;

• обеспечение стабилизации валют;

• устранение торговых барьеров и содействие широкому то­варообмену между государствами;

• изыскание дополнительных к частному капиталов для раз­вития технологического и экономического прогресса.

В зависимости от целей и степени универсальности выделя­ются три основных типа международных финансовых и валютно-кредитных институтов:

1) организации, регулирующие противоречивую целос­тность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебой­ное функционирование финансово-валютных отношений;

2) механизмы налаживания сотрудничества между страна­ми, разбирательства и вынесения решений по международным спорам;

3) организации, обеспечивающие сбор, изучение и анализ информации по актуальным финансовым и валютно-кредитным проблемам, выработку рекомендаций по их устранению.

Международные финансовые организации - межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.

Международный валютный фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

Международный банк реконструкции и развития - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с "Дойче банком").

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

СТРАХОВАНИЕ

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Из этого определения следует, что имущественные интересы субъектов защищаются за счет фондов, формируемых из взносов, уплачиваемых этими субъектами. Поэтому говорят, что страховые отношения – замкнутые отношения. Для них характерен признак замкнутой раскладки ущерба: как правило, число лиц, заинтересованных в страховой защите намного превышает число фактически пострадавших от различных случайностей. При наступлении страхового события пострадавшему участнику страхования возмещается ущерб полностью или частично в виде страховой выплаты. На основании вышеизложенного можно выделить признаки страхования: замкнутая раскладка ущерба между страхователями, перераспределение ущерба во времени и пространстве, вероятный характер наступления страховых событий, возвратность средств страхового фонда.

Функции страхования:

1. Рисковая – распределение страхового фонда (направление средств тому, у кого страховой риск стал страховым событием).

2. Предупредительная – создание фонда предупредительных мероприятий.

3. Сберегательная – при страховании жизни.

4. Контрольная – финансовый контроль за страховыми операциями. Страховой надзор – контроль за деятельностью страховых организаций осуществляет Департамент по надзору за страховой деятельностью.

Страхователь – юридическое или физическое лицо, заключившее договор страхования со страховщиком.

Страховщик – юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности, получившее лицензию на осуществление страховой деятельности. То есть это страховые организации и общества взаимного страхования.

Страховой тариф или брутто – ставка включает нетто ставку и нагрузку (надбавку). Нетто – ставка предназначена исключительно для выплат страхового возмещения и страховых сумм. Нагрузка возмещает расходы по ведению страхового дела.

Виды страхования: личное, имущественное, страхование ответственности и рисков. Формы страхования: добровольное, обязательное.

Наши рекомендации