Средства обучения, их классификац. Роль компьютера в обучении

Средство обучения(СО) – это материальный или идеальный объект,

который использован учителем и учащимися для усвоения новых

знаний. СО можно классифицировать по различным основаниям:

по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний,

на развитие различных способностей, их эффективности в учебном

процессе. 1. По составу объектов средства обучения разделяются

на материальные и идеальные.К материальным средствамотносятся:

учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и

умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых

знаний. Играют ведущую роль в умственном развитии учащихся.

Они могут быть даны учителем или же изучены сомостоятельно.

Современные средства обучения часто предполагают использование

новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров

– это новый вид учебного процесса, в котором используются новые

методы и средства преподавания и учения, используются различного

вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипли-

кации. 2. По субъекту деятельности средства обучения можно

разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами

преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и

закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся

для усвоения новых знаний.

№22 Форма организации обучения

Форма(лат. внешний вид). Понятие форма обучения употребляется

в 2 значениях: 1 знач.- форма обучения; 2 знач- ФОО (форма

организации обучения). 1)ФО- дидактическая категория

означает внешнюю сторону. Организац учебн процес хар-р

взаимосвязанной деятельности участников пед процесса:

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, коллективная,

аудиторные, классные, внеклассные, школьные, внешкольные.

2)ФОО- конструкция отдельного звена процесса обучения: урок,

лекция, семинар, экзамен, зачет.Классификация ФОО

осуществляется по разному: 1)Онищук по дидактическим целям

различал по разному (теоритич знания, практичзнан,

комбинированные, трудовые). 2) В.А Хуторской различал

(индивидуальные занятия, коллективно-групповые, индивидуально

- коллективные занятия). По индивид. структуре обучен процесс

учитывал индивид особенности учащ, т.е темы, объём, методы осущ.

Строго индивидуализировались.

№24Классно-урочная сист обучен

Средние века .. В практике монастырских школ Западной

Украины и Белар сложилась индивид-групповая форма, когда

педагог работает с группой учащихся. Каждый учащийся

индивидуально взаимодействует с учителем выполняя работу

и отвечает за результат (разный возраст), Это низко-эффективная

форма. К 16 веку был накоплен определ опыт индивид-групповой

формы(Каменский). Им был теоритически обоснована классно

-урочная сист. Его идеи: 1) группы учащихся составляют дети с

постоянным составом одного возраста, и одного уровня подготовки

-класс; 2)занятия проводились строго по расписанию в течении одного

урока; 3)структура урока имелачеткие элементы, проверка

домашнего задания, объяснен, закрепление, оценка; 4) ведущая

роль отводилась педагогу в процесссе оценивания и домашн

задание не задавалось; 5) строго определялось время начала и

завершения начального года, учебного дня.

Достоинство: четкая организация, массовая школа, учебные планы,

школьный режим, высокая управляемость со стороны государства.

Сохран и в наст время. Недостатки: Фронтальная организация

обучения, ориентация на среднего ученика, выпадают при этом

слабые и недостаток сотрудничества и взаимопомощи , жесткая

структура и ограниченность во времени. Недостаток классно-

урочной системы пытались приодалеть в разных странах

(Германия-Мангейская система, США- Батовскаясист(учителя

делились на 2 группы)). В начале 20 века возникла система

индулизирования обучения(США). 20-е годы дальтон – план в

россии – бригадно-лабораторнясист, применялся метод

проектировки.

№25 Структура урока

Урок- основная форма организации учебного процесса, котор

имеет след признаки: точно устанавливает время проведения

организации познавательной деятельности учащихся;

постоянная група учащегося класса, имеющие разные интересы

и способности, сходные интересы; целенаправленность урока,

его соответствующие нормативно-заданным документам

(стандарт, учебному плану и программе).Урок- форма организации

учебного процесса при котором педагог в течение точно установлен

времени организует познавательную деятельность учащегося класса

используя разные виды, средства и методы работы в зависимости от

индивид особенностей и склонностей учащихся с целью овладения

ими, содержанием изучаемого предмета, а также для воспитания и

развития познават-ых, творческих, духовных способностей обучения.

В каждом уроке можно выделить отдельные структурные компоненты:

объеденение нового материала, закрепление, повторение, контроль

и оценивание знаний, умений и навыков данного задания.В дидактике

имеются разные подходы классификации уроков. Наиболее часто

классиф по основным образовательным целям (изучение нового

материала, закрепление раннее изученного, контроль и оценивание

результата процесса обучения). Харламов выделил 5 типов уроков на

основе дидактической цели: комбинированный (традиц ), урок

усвоения новыми знаниями учащегося, урок закрепления изученного

материала, урок повторения, систематизации, проверки и оценки

знаний.

№26 Диагностика. Тесты учебных достижений учащихся.

Диагностика-это проявление всех обстоятельств протекания

дидактического процесса, точное определение его результатов.

Без диагностики невозможно эффективное управление

дидактическим процессом. Целью дидактического диагностирования

является своевременное выявление, оценивание и анализ течения

учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование

рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения,

выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание,

накопление данных, анализ, прогнозирования дальнейшего развития

событий. Диагностирование обученности–это контроль и оценка

знаний и умений обучаемых. Дидактический контроль как

своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную

обучающую, развивающую направленность, соединяться с

самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому

обучаемому.Результаты диагностирования, где могут использоваться

баллы, способствуют самоопределению личности, что является важным

побуждающим фактором. Тест(проверка) Тест обученности- это

совокупность заданий, ориентированных на определение уровня

усвоения определенных аспектов содержания обучения. Они должны

удовлетворять требованиям: краткосрочными (мало времени);

однозначными, правильными (искл возможность формулирования

многозначных ответов), краткими, требующими сжатых ответов,

информационными. Различаюттесты: общих умственных способностей;

специальных способностей; тесты обученности, успеваемости; для

определения отдельных качеств личности (памяти, мышления и т.д);

определения уровня воспитания.

№27 Контроль результатов учебной деятельности.

Контроль-означ явление, измерение и оценивание знаний, умений

обучаемых. Выявление и измерение- проверка. Проверка-

составнойкомпонент контроля, функц которого является обеспечение

обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом

объективной инфо о степени освоения учебного материала, выявление

недостатков и пробелов в знаниях. Контролирующая функция

заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков

учащихся для определения возможности дальнейшего продвижения

в изучении программного материала и в то же время служит средством

контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых

самим учителем.Проверка имеет целью определение уровня и качества

обученности учащегося, объема учебного труда. Кроме проверки

контроль содержит в себе оценивание и оценку.Основные виды контроля:

•По месту в процессе обучения: 1)поурочный контроль -процесс усвоения

каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения

учащихся в освоении учебного материала; 2)тематический контроль

позволяет осуществить проверку результативности усвоения учащимися

содержания определённой темы или раздела учебной программы;

•контроль по результату осуществляется после выполнения учебного

действия;•По субъектам контрольно-оценочной деятельности:

1)внешний контроль осуществляется педагогом или учащимися;

2)внутренний, или рефлексивный, контроль осуществляется учащимся

(самоконтроль и самооценка).Методы и формы контроля: Различаются

между собой способами получения и обработки данных. С учётом

содержания и специфики учебных предметов осуществляется устный

(учебный диалог, фронтальный и индивидуальный опросы),

письменный (различные виды письменных заданий, самостоятельных,

проверочных и контрольных работ, включая различные виды и типы тестов)

и практический контроль (практические работы по трудовому обучению,

изобразительному искусству и др.). В отдельных случаях используется

программированный контроль (с применением компьютерных программ).

№28 Система оценок Вжурналах успеваемость учащихся фиксируется

в виде отметок. Функция оценки- показывает уровень

обученности; Уровни: первый уровень (низкий) —оценки

«неудовлетворительно», «незачтено»; баллы 1 балл —отсутствие

знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или

отказ от ответа. 3 балла —недостаточно полный объем знаний в рамках

образовательного стандарта; некомпетентность в решении

стандартных (типовых) задач; 2 балла -фрагментарные знания в рамках

образовательного стандарта; знания отдельных литературных

источников, рекомендованных учебной программой

второй уровень (минимально достаточный) — репродуктивная

несамостоятельная учебная деятельность, выполняемая с помощью

преподавателя; оценка — «удовлетворительно», «зачтено»; балл —

«4»- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

усвоение основной литературы, использование научной терминологии,

умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач

третий уровень (средний) —баллы — «5» достаточные знания в объеме

учебной программы; использование научной терминологии,

стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на

вопросы, умение делать выводы; и «6» достаточно полные

и систематизированные знания в объеме учебной программы;

использование необходимой научной терминологии, стилистически

грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

четвертый уровень (высокий) — продуктивная самостоятельная

деятельность, выполняемая по созданному или типовому алгоритму;

оценки — «очень хорошо» и «почти отлично»; баллы — «7» и «8»;

пятый уровень (высший) — творческая деятельность, в результате

которой создается объективно новая учебная продукция (информация,

знания); оценки — «отлично» и «превосходно»; баллы — «9» и «10».

10 баллов — систематизированные, глубокие и полные знания по

всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам,

выходящим за ее пределы;

Наши рекомендации