Классы государственных аппаратных служащих
Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для госслужащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим. Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией госслужащего, стажем работы на госслужбе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса.
Высший класс госслужащего соответствует следующим должностям:
1. Премьер-министра Республики Беларусь;
2. Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
3. Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
4. Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
5. Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь;
6. Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
7. Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь;
8. Управляющего делами Президента Республики Беларусь;
9. заместителей вышеуказанных лиц;
10. Председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов
Присвоение классов осуществляется:
1. Президентом Республики Беларусь – в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь;
2. Премьер-министром Республики Беларусь – в отношении государственных служащих республиканских органов государственного управления, назначаемых Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
3. Председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов – в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций;
4. присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.
Лицам, поступающим на госслужбу впервые, класс госслужащего присваивается не ранее чем через 6 месяцев. Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для госслужащих, имеющих 12-10-й класс, – не менее одного года, 9-7-й класс – не менее двух лет, 6-4-й класс – не менее трех лет. Присвоение очередных классов госслужащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.
В случае ненадлежащего исполнения государственным служащим должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики, служащий не представляется к повышению в классе, а также может быть понижен в классе, но не более чем на один класс.
31. Ответственность государственных аппаратных служащих. Дисциплинарная ответственность государственных аппаратных служащих и ее основания. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности аппаратных служащих.
Дисциплинарная ответственность государственного служащего заключается в наложении руководителем государственного органа или уполномоченным лицом на государственных служащих, совершивших должностные проступки, установленных законом дисциплинарных взысканий. Дисциплинарная ответственность применяется к государственным служащим за должностной проступок, т.е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей.
ст. 57 Закона о гос. службе:
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:
1.1. замечание;
1.2. выговор;
1.3. предупреждение о неполном служебном соответствии;
1.4. понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;
1.5. увольнение с занимаемой должности в соответствии с настоящим Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами.
2. К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.
3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.
4. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.
5. Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством.
Право привлечения к дисциплинарной ответственности предоставлено органу или руководителю органа, имеющему право принимать (назначать) государственного служащего на государственную должность. Закон не требует применения мер дисциплинарных взысканий в той последовательности, в которой они названы в законе.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. В то же время к государственным служащим, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут быть применены дополнительные меры правового воздействия: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др.
Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением государственного органа. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется государственному служащему под роспись в пятидневный срок.
Государственный служащий, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей
32. Дисциплинарная ответственность прокурорско-следственных работников. Дисциплинарная ответственности судей судов РБ
К прокурорскому работнику помимо предусмотренных законодательством о труде и законодательством о гос. службе могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
- понижение в классном чине на срок до 6 мес.
- понижение в должности – до 6 мес.
- лишение нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры РБ»
- освобождение от занимаемой должности (увольнение)
- освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина
Дисциплинарная ответственность (для судей) выражается в наложении на судью дисциплинарного взыскания. Виды дисциплинрных взысканий такие же как и у аппар. служащих. Виды оснований для применения дисцип. взыскания:
1) нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия. Однако отмена или изменение суд. постановления не может влечь за собой дисцип. ответ. судьи, участвовавшего в вынесении названного суд. постановления, если не будет установлено преднамеренное вынесение незаконного суд. постановления.
2) нарушение Кодекса чести судьи РБ
3) несоблюдение привил внутр. труд. распорядка
4) совершение иного служебного проступка
При наложении дисц. взыскания (выбора вида его) учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.
Наложение допускается не позднее 2 мес. со дня обнаружения проступка, не учитывая время болезни или пребывания в отпуске, но не позднее 6 мес. со дня его совершения.
Решение вопроса о привлечении судьи к дисц. ответ. начинается с возбуждения дисц. производства. Право возбуждения предоставлено различным должностным лицам. Оно определяется видом совершенного проступка и тем, судьей какого уровня суда он совершен. При совершении первых двух видов дисц. проступков дисц. произ-во вправе возбудить:
1)Президент РБ в отношении всех судей 2) Председатель ВС в отношении всех судей общих судов 3)Председатель ВХС в отношении всех судей хоз. судов 4)министр юстиции РБ в отношении судей общих и хоз. судов, за исключением председателей, зам. пред. и судей ВС и ВХС 5) председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов в отношении судей соответствующих областных (Минского городского), районных (городских) и специализированных судов, Белорусского военного и межгарнизонных военных судов; 6) председатели хозяйственных судов областей (г. Минска), специализированных хозяйственных судов в отношении судей соответствующих хозяйственных судов; 7) начальники управлений юстиции соответствующих областных(Минского городского) исполнительных комитетов в отношении судей соответствующих районных (городских) и специализированных судов.
Лицо, возбудившее дисциплинарное производство, предварительно проверяет сведения о дисциплинарном проступке судьи путем получения от него и иных лиц письменных объяснений истребования материалов судебных дел и ознакомления с ними. Судья вправе представить дополнительные объяснения или заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. Отказ в ходатайстве сообщается в письменной форме. Отказ же судьи от дачи письменного объяснения не является препятствием к возбуждению дисциплинарного производства.
Коллегии предоставлено право осуществить дисциплинарное производство, т.е. рассмотреть материалы о дисциплинарном проступке, не позднее чем в месячный срок со дня его поступления, не считая времени дополнительной проверки.
Квалификационная коллегия может принять заключение рекомендательного характера о наличии оснований для:
1)наложения дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии;
2)понижения в квалификационном классе на срок до шести месяцев;3)освобождения судьи от должности;
4)прекращения дисциплинарного производства.
Материалы по результатам рассмотрения дела квалификационными коллегиями судей направляются с их заключениями для принятия решений председателям соответствующих судов.
33. Особенности иных видов государственной гражданской службы
1. Судебную службу (службу в судах) можно определить как профессиональную деятельность лиц, занимающих государственные должности в судах, осуществляемую в целях непосредственной реализации судебной власти.
Профессиональная деятельность в судах выражается, во-первых, в осуществлении правосудия. Она для лиц, занимающих государственные должности в судах, является профессией. Во-вторых, эти лица должны иметь высшее юридическое образование, а судьи Конституционного Суда, кроме того, быть высококвалифицированными специалистами в области права и иметь, как правило, ученую степень и обладать высокими моральными качествами.
Служба в судах предназначена для осуществления особого вида государственной власти — судебной власти. Более того, она реализуется специальной системой государственных органов — судами, состоящими из судей.
Судьи — отдельный вид государственных гражданских служащих. Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи. Кандидат на должность судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности не менее трех лет, а Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда — не менее пяти лет. Исключением является судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, к которому предъявляются иные требования. Им может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественно-научное образование. В случае отсутствия у него высшего юридического образования этот судья должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.
Судьи же военных судов и Военной коллегии Верховного Суда назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.
Основанием для зачисления кандидатом в судьи является положительный результат сдачи квалификационного экзамена.
2. Прокурорская служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности в органах прокуратуры, направленная преимущественно на непосредственное осу- ществление от имени государства надзора за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.
Следственная служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности в органах прокуратуры, которая предназначена для осуществления предварительного следствия в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Надзор является основным видом деятельности лиц, занимающих государственные должности в органах прокуратуры. Это главная обязанность названных лиц по должности. Для этих целей в первую очередь и создаются государственные должности в органах прокуратуры. Надзор и иные виды профессиональной деятельности в органах прокуратуры осуществляют прокторские работники — это прокурор, следователь прокуратуры, стажер прокуратуры.
3. Таможенная служба (служба в таможенных органах) - это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности в таможенных органах, направленная на осуществление таможенного дела или функций и полномочий таможенных органов.
В отличие от судебной и прокурорской службы право поступления на службу в таможенные органы имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста. К ним предъявляют и такие требования: владеющие государственными языками Республики Беларусь, способные по своим личным моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, соответствующему образованию выполнять задачи, возложенные на данные органы. Граждане впервые поступающие на службу в таможенные органы, сдают квалификационный экзамен.
При поступлении на службу в таможенные органы граждане должны представить кроме обычных документов, предусмотренных статьей 25 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» еще и характеристику с последнего места работы (учебы).
4. Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих дипломатические должности в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь за рубежом, направленная на осуществление дипломатических функций и или функций и полномочий Министерства иностранных дел. Дип службу проходят дипломатические работники. Право стать таким работником имеют граждане РБ, которые владеют специальными знаниями и соответствуют установленным требованиям, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, рассовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, политических взглядов.
Прием на дипломатическую службу происходит путем назначения лиц на дипломатические должности с учетом квалификаций и в установленном порядке представляется к присвоению им Дипломатического ранга, соответствующего должности. С такими лицами министерство заключает контракт сроком до 15 лет.