Правовая система Республики Беларусь
Правовая система Республики Беларусь
Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Беларуси, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, т. е. деятельности по сбору и распределению денежных средств. Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. Трудовое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Семейное право регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др. Уголовное право объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь
Форма государства
Выделяют три основных элемента в форме государства:
· форму правления,
· форму территориального (государственного) устройства
· политический (государственный) режим.
Всовокупности эти элементы раскрывают форму государства.
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. различают монархическуюи республиканскуюформы правления.
Монархия обладает следующими юридическими признаками:
1) это, как правило, единоличное правление;
2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;
Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную(неограниченную) и ограниченную(парламентарную) монархию.
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью.В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом).
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:
1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок.
2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную.
В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. В парламентарной республике правительство формируетсяпарламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственностьза свою деятельность перед ним.
В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.
Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.
Выделяют две основные формыгосударственного устройства: унитарнуюи федеративную.
Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:
Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.
Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.
Различают две основные разновидностиполитических режимов: демократические и недемократическиеК недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.
Соотношение морали и права
Мораль, как и право, является нормативным социальным регулятором. Но нормы права и нормы морали имеют существенные различия:
-мораль имеет устную форму выражения, а право – письменную
-право имеет особую форму выражения (в виде законов, директив и указов, постановлений) мораль же такую форму не имеет, но иногда её нормы фиксируются в нравственных кодексах
-право в исключительных случаях может прибегать к силе государственного принуждения, а в свою очередь мораль – к силе общественного мнения и общественного порицания
-право отличается чёткостью, конкретностью, определённостью, мораль же имеет более широкое содержание
-право зарождается вместе с государством и отмирает вместе с ним, мораль же существует в любом обществе
-нормы морали складываются спонтанно, хаотически в отличие от норм права
Кроме различий между этими двумя понятиями имеются и сходства:
-мораль и право являются нормативными регуляторами в обществе
-мораль и право, как правило, реализуются в обществе добровольно
-мораль и право воздействует на сознание людей, их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности.
Принципы права
Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения, ведущие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
По сфере распространения выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы.
Общие принципы права. Общими принципами права выступают основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают, прежде всего, содержание и особенности права в целом как регулятора общественных отношений.
Межотраслевые принципы. Данные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику.
Отраслевые принципы права. Данные принципы действуют только в рамках отдельных отраслей. Отраслевые принципы права характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решений по конкретному юридическому делу, особенно в случаях применения аналогии права.
В зависимости от своего характера принципы права подразделяют на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. К последним обычно относят:
· принцип общеобязательности норм права;
· принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритета законов перед всеми другими актами;
· принцип подразделения права на публичное и частное, на самостоятельные отрасли и институты права;
· принцип соответствия права и его осуществления, объективного и субъективного права;
· принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности;
· принцип юридической ответственности только при наличии вины;
· принцип недопустимости обратной силы законов и др.
Принципы права также различаются по следующим основаниям: в зависимости от характера нормативного источника: конституционные и отраслевые и от субъекта регулирования: судоустройственные (организационные) и процессуальные (функциональные) и др.
Система права РБ
Иерархия
Констит.право,Администр право,Гражд право,Уголов право,Труд право,Сем право,Жилищ право,Земел право,Фин право,Хоз право,Воздуш право,Морск,Тамож,Избират,Право соц обеспеч,Международ частн право
Сущность Конституции
Конституция – основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами.
Конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. Поэтому конституцию часто называют Основным Законом государства.
Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство. Существует несколько подходов к пониманию сущности конституции.
Согласно западным концепциям конституция имеет социально-политическую сущность.
Марксистский подход характеризует любое явление в обществе с классовых позиций. Конституция в этом случае является документом, выражающим волю господствующего класса, т.е. суть конституции – закрепление в ней классовых противоречий.
Современное общепринятое понимание конституции состоит в том, что конституция понимается как ограничитель власти государства, с помощью которого устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.
Демократическая сущность конституции представляет собой итог компромисса между противоборствующими силами в государстве (например, между правящими силами и оппозицией).
Конституция выполняет различные функции. Конституция является главным источником права, основным регулятором общественных отношений. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию называют ядром правовой системы (юридическая функция).
Конституция является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы (политическая функция).
Конституция закрепляет формы собственности в Республике Беларусь – государственную и частную (экономическая функция).
Изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой культуры (духовно-идеологическая функция).
23.Характеристика и содержание Конституции РБ
Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон нашего государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, порядок осуществления избирательной системы, формирования и компетенцию законодательной, исполнительной и судебной властей, компетенцию Президента Республики Беларусь, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране.
Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года, 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 в нее были внесены существенные изменения и дополнения. Структура Конституции нашей страны представляет собой систему конституционных норм и их последовательное расположение. Конституционные нормы включают разделы и главы. Сегодня структура Конституции Республики Беларусь выглядит следующим образом:
Преамбула
Раздел I. Основы конституционного строя.
Раздел II. Личность, общество, государство.
Раздел III. Избирательная система. Референдум.
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд.
Раздел V. Местное управление и самоуправление.
Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.
Раздел VII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.
Раздел IX. Заключительные и переходные положения.
Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо трактовать в системной взаимосвязанности.
За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций: в 1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г. и 1994 г. Первые четыре конституции имели специфические черты, но общим для них являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность и многообразие форм собственности.Все было подчинено интересам социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике. Иногда подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
Избирательный кодекс РБ
Принят Палатой представителей 24 января 2000 года. Одобрен Советом Республики 31 января 2000 года. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования), и устанавливает гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь.
Состоит из 10 разделов.
РАЗДЕЛ І.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА (НАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ)
РАЗДЕЛ II.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, УЧАСТКИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. СПИСКИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМЕ, ГОЛОСОВАНИИ ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА
РАЗДЕЛ III.
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМА, ОТЗЫВА ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМА, ГОЛОСОВАНИЯ ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА
РАЗДЕЛ IV.
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ, АГИТАЦИЯ ПО РЕФЕРЕНДУМУ, ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМА, ОТЗЫВА ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМЕ, ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
РАЗДЕЛ V.
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ДЕПУТАТОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
РАЗДЕЛ VI.
ВЫБОРЫ ЧЛЕНОВ СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
РАЗДЕЛ VII.
РЕФЕРЕНДУМ
РАЗДЕЛ VIII.
ПОРЯДОК ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
РАЗДЕЛ IX.
ПОРЯДОК ОТЗЫВА ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
РАЗДЕЛ X.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Судебная власть в РБ
Для современных государств характерно то, что в основе их функционирования лежит принцип разделения властей
Судебной властью является та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей». Судебная власть самостоятельна и взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.
В ст. 2 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей.
Судебная власть разрешает возникающие между лицами юридические конфликты, приводит в баланс законодательную и исполнительную власти, не позволяя им выходить за пределы своего предназначения.
Государственной власти присуще такое свойство, как легитимность. Судебная власть является частью государственной власти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа от нее.
Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. В ст. 7 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
12судей до 70л 11лет работать.пр-п террит-ти и пр-п специализ-ии:общ. Юрисдикции(район суды,областн,минск,верхов суд рб),хоз-е суды(областн суды,высш хоз суд рб
Судебная система РБ
Судебная системаРеспублики Беларусь – это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».система судов строится на принципах территориальности (областные, районные, городские суды) и специализации (суды общей и специальной юрисдикции).судебную систему Республики Беларусь составляют:
- Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
- общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
- хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.
Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» и иными законодательными актами.
Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.
Систему общих судов составляют:
- районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;
- областные (Минский городской), Белорусский военный суды;
- Верховный Суд Республики Беларусь.
В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.
Систему хозяйственных судов составляют:
- хозяйственные суды областей (города Минска);
- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.
Каждый суд рассматривает определенный круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность.
Различают вышестоящие и нижестоящие суды. Так вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который в свою очередь будет нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.
Отзывы депутатов
Депутат Палаты представителей, депутат местного Совета депутатов, не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей,нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями в порядке, установленном настоящим Кодексом. Вопрос об отзыве депутата может быть возбужден на собрании избирателей округа, от которого избран депутат. Инициаторы созыва собрания избирателей обращаются к председателю местного Совета депутатов, на территории которого планируется провести собрание избирателей, с письменным заявлением о созыве такого собрания по месту их жительства, а о созыве собрания избирателей в организации – к ее администрации.
Заявление о проведении собрания избирателей должно быть подписано всеми инициаторами проведения собрания с указанием мотивов, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, а также фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства каждого инициатора проведения собрания избирателей.
Вопрос о созыве собрания избирателей рассматривается соответственно председателем или президиумом местного Совета депутатов, администрацией организации, и в десятидневный срок принимается решение, о чем сообщается инициаторам созыва собрания. При принятии предложения инициаторов созыва собрания избирателей устанавливаются дата, время и место его проведения, о чем в течение трех дней сообщается избирателям.
В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей его инициаторам выдается копия мотивированного решения. Это решение может быть в трехдневный срок обжаловано инициаторами созыва собрания в районный, городской суд (жалоба должна быть подписана большинством инициаторов созыва собрания). Решение суда является окончательным.
Полномочия, возлагаемые в соответствии с настоящим Кодексом по отзыву депутата на председателя местного Совета депутатов, в случае возбуждения вопроса о его отзыве осуществляет его заместитель.
Субъекты: физические и юридические лица. Хозяйственные товарищества и общества. Полное товарищество. Коммуникативное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Дочерние и зависимые общества
Физическое лицо - это, попросту говоря, человек. А человек может быть гражданином РБ, иностранным гражданином и вообще не иметь гражданства ни одной страны (быть лицом без гражданства). Так что под физическим лицом следует понимать граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Юридическое лицо - это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Хозяйственные товарищества- это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) их учредителей (участников) уставным фондом (капиталом).
Хозяйственным обществомпризнается юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими лицами и (или) гражданами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. Отличительной особенностью этой организационно-правовой формы является ограниченная ответственность всех его участников (акционеров) по обязательствам общества.
Участники полного товарищества в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.
Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество.
Коммандитнымявляется товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандиты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностьюможет быть учреждено одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Выделение общества с дополнительной ответственностью в отдельную организационно-правовую форму коммерческих юридических лиц объясняется особенностями ответственности участников такого общества по его долгам. Такая ответственность наступает только при недостаточности имущества самого общества для погашения его долгов (субсидиарная).
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Содержание, основания возникновения и прекращения права собственности
Под понятием права собственности подразумевается два значения:
- право собственности в объективном смысле;
- право собственности в субъективном смысле.
Право собственности в объективном смысле есть совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих отношения по владению, пользованию и распоряжению средствами и продуктами производства либо в интересах гражданина (частная собственность), либо в интересах государства (государственная собственность), либо коллектива (коллективная собственность).Право собственности в субъективном смысле означает возможность коллектива или индивида по своему усмотрению использовать и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.Право собственности наделяет собственника рядом прав. Это, прежде всего, правомочия владения, пользования и распоряжения. Владение – это фактическое нахождение вещи в хозяйстве у лица, обладающего ею, дающее возможность физического или хозяйственного воздействия на нее. Право владения может принадлежать и не собственнику (например, по договору хранения, залога).Пользование – это возможность извлекать из вещи полезные свойства в целях удовлетворения возможного рода потребностей, в том числе получать плоды и доходы в процессе эксплуатации этой вещи. Распоряжение – это возможность определять юридическую судьбу вещи. Основаниями приобретения права собственности являются юридические факты, с которыми закон связывает права собственности (глава 14 ГК):
- первоначальное право собственности возникает на имущество, вообще никому не принадлежащее, или возникает независимо от права и воли предшествующего собственника (изготовление или создание гражданином для себя новой вещи, а также создание материальных объектов в процессе производства, получение плодов, продукции, доходов в результате использования имущества, вещи, не имеющие владельца (вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от которой собственник отказался), находка-вещь, выбывшая из владения собственника помимо его воли и кем-либо найденная, безнадзорные животные, клад и т.п.);
- производное право собственности возникает, когда право нового собственника зависит от права предшествующего собственника (договоры купли-продажи, мены, дарения, займа, наследование по закону и завещанию, биржевые сделки и т.п.).
Основания прекращения права собственности закреплены в главе 15 ГК Республики Беларусь:
- обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника - прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать;
- отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 240);
- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 241);
- выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (ст. 242);
- реквизиция (изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества);
- конфискация, в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения, изымаемое безвозмездно (ст. 244);
- приватизация (ст. 218);
- национализация - обращение в собственность государства имущества, принадлежащего гражданам и юридическим лицам (ст. 245);
- изъятие земельного участка у собственника (владельца, пользователя) (ст. 271);
- и другие основания.
Организованная группа
Организованной группой является устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Группа создаётся до совершения этих преступлений путём предварительного сговора её участников, который может предполагать как направленность на совершение конкретных деяний, так и ориентацию на общее направление преступной деятельности.
Преступное сообщество
Преступным сообществом (преступной организацией) признаётся сплочённая организованная преступная группа, созданная для совершения наиболее тяжких преступлений, либо объединение организованных преступных групп, для которой осуществление преступной деятельности является средством прямого или косвенного извлечения финансовой или иной материальной выгоды.
Виды соучастников
Исполнитель
Организатор
Подстрекатель
Пособник
Понятие и формы коррупции
Под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Взятка/ подношение
Злоупотребление должностным положением
Финансирование партий
Конфликт интересов
Конфликт интересов при смене места работы или эффект вращающейся двери
Покупка голосов
Торговля властным воздействием
Непотизм
Торговля навыками
Коррупция, связанная с отмыванием денег
Коррупция, связанная с бухгалтерией
Коррупция, связанная с государственными поставками
Хищение государственного имущества
Организованная преступность
Организованная преступность — это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах.
Выделяют обязательные характеристики, свойственные всем или практически всем организованным преступным формированиям, и факультативные, которые характерны для многих организованных форм преступной деятельности. К обязательным признакам относят:
· Устойчивость конкретного преступного формирования, которая проявляется в длительном характере его активности, неоднократном совершении похожих преступлений.
· Распределение ролей между участниками организации, как по вертикали (выделение руководящего звена), так и по горизонтали (преступная специализация).
· Иерархическая структура, включающая как минимум одно лицо, руководящее деятельностью организации.
· Сосредоточение усилий на определённых видах преступной деятельности (чем крупнее организация, тем более широким является круг таких видов деятельности).
· Наличие цели извлечения максимально возможных доходов от преступной деятельности в минимально короткие сроки.
· Наличие системы социальной взаимопомощи для членов группы (например, общей кассы — «общака»).
· Активное противодействие правоохранительным органам, осуществляемое в том числе с использованием коррупционных механизмов.
· Жёсткая внутренняя дисциплина, наличие определённого кодекса поведения, к нарушителям которого применяются карательные меры.
Среди факультативных признаков называют:
· Отстранённость руководителя организации от конкретной преступной деятельности: он не принимает участия в совершении преступлений, а нередко и не имеет прямых связей с их исполнителями, оставаясь лишь идейным вдохновителем преступной деятельности.
· Использование механизмов легализации («отмывания») преступных доходов.
· Лежащие в основе подбора кадров в организации национальные или клановые признаки.
Личность участника организованного преступного формирования имеет определённую специфику, её характеристики отличаются от обобщённых характеристик личности преступника. Специалистами отмечается более высокий интеллектуальный уро