Качественные характеристики государственного строя
– демократическое государство(демократический характер государства определяется спецификой конституционного статуса Императора – стрелка 1, всеобщими, тайными, прямыми выборами в Парламент – стрелки 3, 4, а также развитой системой самоуправления).
– правовое государство(высокий уровень правовой защищенности и действие принципа законности обеспечиваются функциональной независимостью судебной власти как единой системы – стрелка 18, полномочиями Верховного суда по конституционному контролю – стрелка 17, а также разделением властей – стрелки 9, 16, 15, 10, 13, хотя принцип разделения властей действует в весьма «мягком варианте» – специфика стрелок 5, 9, 10, 13)
– социальное государство(реализации социальной ответственности государства, закрепленной в Конституции, способствует высокая централизация системы высшего государственного управления – концентрация властных полномочий у Кабинета – стрелки 10, 15, 16, 6, 7, 8, 14, а также явное преобладание нижней палаты над верхней палатой Парламента, при том, что лидер партийного большинства нижней палаты по традиции и становится премьер-министром – стрелки 4, 9, 11)
– светское государство(церковные организации в системе высших органов государственной власти не участвуют)
5. Тип политического режима – либерально-демократический (высокий уровень демократичности обеспечивается спецификой избирательного процесса – стрелки 2, 3, контролем избирателей над назначением судей Верховного суда – стрелка 7, контролем избирателей над прямым законодательным воздействием на региональные органы власти – стрелка 19, интенсивной деятельностью партий в парламенте – стрелки 9, 4, 11). Кроме того, местное самоуправление, хотя и не входит в систему государственного управления, но является важным компонентом системы партиципации.
6. Модель конституционализма – либерально-этатистская (сочетание принципов социального и правового государства; сочетание принципа разделения властей с функциональной централизацией власти вокруг Кабинета; верховенство права как принцип законности, развитая политическая демократия).
В целом, государственное устройство Японии можно признать эффективным, соответствующим целям и задачам либерально-этатистских конституций – обеспечивается высокий уровень демократичности политической системы (что принципиально значимо с учетом перипетий исторического развития Японии в ХХ в.), верховенство принципа законности как ключевой характеристики правового государства, (хотя принцип независимости суда реализован достаточно формально в силу национальных традиций – в японском обществе считается недостойным полагаться на средства судебного разбирательства при решении личных вопросов, и система судопроизводства рассматрвиается, прежде всего, как часть государственной системы управления), возможность реализации функций государства, связанных с его социальной ответственностью (за счет концентрации властных полномочий правительства, возглавляемого лидером парламентского большинства).
Явные противоречия в системе разделения властей отсутствуют. Но определенные вопросы вызывает двусмысленный статус императорской власти, однако подобное положения сопряжено с наследием послевоенного периода и влиянием на конституционный процесс американских оккупационных властей того времени. На сегодняшний день роль Императора является не политической, а историко-символической. Еще один дискуссионный вопрос – статус и роль Палаты советников, которая формально является равноправной в парламентском процессе, но на практике явно уступает Палате представителей. Можно было бы предложить повысить ее статус и более четко обозначить роль палаты как представительства регионов (отказавшись от избрания ее депутатов по общенациональному списку), однако это противоречило бы специфике Японии как централизованного унитарного и мононационального государства. Поэтому более эффективным представляется создание однопалатного Парламента со статусом и полномочиями нынешней Палаты представителей. Представительство регионов могло бы осуществляться в отдельном органе власти с предельно ограниченными полномочиями (похоже на «облегченный» вариант Бундесрата в ФРГ).
КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
(от 20 до 38 баллов)
В ходе итогового тестирования проверяется уровень освоения учебного материала по темам № 1-11 из программы курса.
Для подготовки необходимо использовать материалы лекций и учебные тексты, размещенные в папке «Учебные материалы» в файлах с нумераций 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 и т.д. вплоть до 11.0.
1. Методологические проблемы науки конституционного права зарубежных стран | файл 1.0 |
2. Конституционализм, конституционное право, конституция: соотношение понятий и основы системного анализа. | файл 2.0 |
3. Система конституционного права: понятие и типология источников, норм, институтов конституционного права, принципов и методов конституционно-правового регулирования. | файл 3.0 |
4. Нормативно-правовые и квазиправовые акты как источники конституционного права зарубежных стран. | файл 4.0 |
5. Судебные прецеденты, правовые обычаи, доктринальные источники как источники конституционного права зарубежных стран. | файл 5.0 |
6. Международно-правовые нормы и право межгосударственных объединений как источники конституционного права зарубежных стран. | файл 6.0 |
7. Проблема легитимации конституционного строя и система гарантий конституционного правопорядка. | файл 7.0 |
8. Особенности социального содержания конституций либеральной модели. Либеральный конституционализм в современном мире. | файл 8.0 |
9. Особенности социального содержания конституций этатистской модели. Этатистский конституционализм в современном мире. | файл 9.0 |
10. Особенности социального содержания конституций либерально-этатистской модели. Современные тенденции и противоречия в развитии институтов социального и правового государства. | файл 10.0 |
11. Особенности конституционного правопорядка в странах, принадлежащих к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям. | файл 11.0 |
Студентам разрешается и рекомендуется подготовить индивидуальную шпаргалку – она может включать любую информацию, но при условии, что будет представлять собой рукописный текст объемом не более 1 листа бумаги А4. Подписанная шпаргалка сдается на проверку вместе с тестом. Составители лучших шпаргалок получат рейтинговый бонус (от 1 до 3 баллов). Никакими иными материалами в ходе тестирования, в т.ч. электронными устройствами, пользоваться не разрешается.
Тесты построены по трехуровневой схеме: первый уровень образуют «закрытые» тесты, предполагающие выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных, тесты второго уровня ориентированы на различные аналитические действия (поиск ошибки, дополнение высказывания, сравнение, структурирование информации), третий уровень образуют «открытые» тесты, предполагающее развернутый письменный ответ.
Рейтинговая оценка (от 20 до 38 баллов) учитывает количество правильных ответов на 20 тестовых вопросов (1 балл за правильный ответ на вопрос уровня «А», 2 балла за правильный ответ на вопрос уровня «В», 3-4 балла за правильный ответ на вопрос уровня «С»). Минимальная оценка – 20 баллов. Более низкий уровень оценки может быть засчитан, если в работе приведены правильные ответы на вопросы всех трех уровней.
ИТОГОВая аттестация ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы оценивания результатов учебных достижений студентов. Итоговая оценка является накопительной и определяется количеством баллов, которые студент набрал в течение семестра за работу при проверке посещаемости, в рамках текущего и рубежного контроля, а также за выполнение дополнительных рейтинговых заданий. Все компоненты балльно-рейтинговой оценки регламентируются рейтинг-планом дисциплины.
Расчет итоговой рейтинговой оценки: от 51 балла – «зачтено».
IV. Дополнительные (компенсирующие) рейтинговые задания
Общие требования
Компенсирующие учебные задания из дополнительной части рейтинг-плана выполняются:
a в ходе семестра – если студент стремится компенсировать отсутствие на семинарских занятиях или недостаточно успешное участие в них;
a в период сессии – если студент не накопил в ходе семестра необходимое количество баллов;
a в порядке академической задолженности – в течение каникул или первого месяца следующего семестра.
Выбор конкретных заданий и сроков их выполнения осуществляется студентом самостоятельно. Но любое из дополнительных рейтинговых заданий выполняется не более одного раза, то есть не подразумевается повторное выполнение «на более высоком уровне».
При выборе заданий из предложенного перечня и определении количества выполняемых заданий необходимо учитывать специфику диапазона баллов – указанный в рейтинг-плане максимальный балл может быть получен только при выполнении задания на превосходном уровне с демонстрацией углубленных знаний по дисциплине. Более подробно уровневые критерии оценки указаны для каждого из заданий.
При выполнении рейтинговых заданий необходимо строго соблюдать требования к содержанию и оформлению, указанные в ридере. Каждое задание выполняется и пересылается на проверку в отдельном текстовом файле MicrosoftWord. Первая страница оформляется как титульный лист (указывается название вуза и факультета, название дисциплины, порядковый номер и название рейтингового задания, Ф.И.О. студента и преподавателя). Все страницы работы кроме титульной нумеруются (справа вверху); рукопись следует набирать шрифтом Times New Roman Суг, через 1 интервал, размер 12 пт, все поля страницы – 2 см. Оформление цитат и ссылок осуществляется строго в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5–2008 (см. VII раздел ридера).
Для выполнения заданий рекомендуется использовать файл «МАТРИЦА для дополнительных заданий» из состава электронной библиотеки. В этих файлах приведены готовые титульные листы, а также соблюдены все правила форматирования теста. Для выполнения графических заданий, в том числе в рамках проекта, предложены образцы графических объектов (их можно комбинировать, копируя через буфер обмена). Для того, чтобы избежать конфликта форматирования, любые текстовые вставки целесообразно делать не напрямую через буфер обмена, а через функцию «Неформатированный текст».
При выполнении письменных заданий необходимо учитывать недопустимость плагиата и возможность получения рейтингового штрафа (штрафы в сумме до 15 баллов начисляются при сдаче текста, позаимствованного из Интернета или из заданий, сданных на проверку другими студентами; заимствованием считается использование любого фрагмента «чужого» текста без оформления цитаты и ссылки по правилам библиографического описания). Все задания проверяются системой «Антиплагиат».
При подготовке рейтинговых заданий можно получить предварительную консультацию по электронной почте или сети Вконтакте (http://vk.com/id148658665).
Все задания пересылаются на проверку на почту [email protected]. При отправке писем с заданиями или вопросами для консультации в названии письма необходимо указать название вуза, курс, отделение, фамилию студента.
Задание 1
Контрольная работа «Национальные модели системы конституционного права» /
Проект «Конституционное регулирование основ государственного строя в зарубежных странах» (альтернативный вариант задания рубежного контроля)
(рейтинговая оценка от 1 до 10 баллов)
В качестве дополнительного задания № 1 студент может выполнить иной вариант задания рубежного контроля – контрольную работу (если в рамках рубежного контроля уже был выполнен проект), либо проект (если была выполнена контрольная работа). Условие заданий и требования к их оформлению сохраняются такими же (см. выше), но рейтинговая оценка выставляется в уменьшенном, по сравнению с рубежным контролем, диапазоне – от 1 до 10 баллов.
Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!
Рейтинговая оценка составляет от 1 до 10 баллов:
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала при незначительном количестве допущенных ошибок; прослеживается поверхностное знакомство автора с теоретическим материалом дисциплины; промежуточные и итоговые выводы носят формальный или несамостоятельный характер, допущены ошибки в трактовке целей и доктрины изучаемых конституционных систем. | 1-3 баллов |
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала при незначительном количестве допущенных неточностей; проблемно-аналитический компонент работы показывает освоенность теоретического материала дисциплины на базовом уровне; в промежуточных и итоговых выводах отсутствуют явные ошибки, но прослеживаются затруднения с комплексным анализом конституционных систем. | 4-8 баллов |
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала; проблемно-аналитический компонент работы показывает освоенность теоретического материала дисциплины на продвинутом уровне; промежуточные и итоговые выводы основаны на комплексном анализе конституционных систем, автор продемонстрировал широкую эрудицию в вопросах конституционного развития зарубежных стран. | 9-10 баллов |
Представленные материалы проекта не полностью соответствуют заданию, при их составлении допущены существенные ошибки, часть важной информации не отражена в материалах проекта, графические решения не оптимальны | 1-3 баллов |
Представленные материалы проекта не полностью соответствуют заданию, при их составлении допущены неточности и отдельные ошибки, часть важной информации не отражена в материалах проект, графические решения, в целом, оптимальны. | 4-8 баллов |
Представленные материалы проекта полностью соответствуют заданию, в них отражена вся необходимая информации, графические решения оптимальны. | 9-10 баллов |
Задание 2