Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России. Основы конституционного строя— это главные принципы государства, обеспечивающие под­чинение его праву и характеризующие его как конституционное государство

Основы конституционного строя— это главные принципы государства, обеспечивающие под­чинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Они изложены в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя».

1. Россия — демократическое государство. Важнейшими признаками демократического госу­дарства являются:

а) народовластие,

б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

в) идеологическое и политическое многообразие,

г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина,

д) обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные современной
политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов,
свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права

2.Россия — правовое государство. Правовым государством признается демократическое госу­дарство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип раз­
деления властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. На­званные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую
предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.

3.Россия — федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации —
республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной
области и автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в
пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важ­нейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные
правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные ор­ганы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ.

4.Россия — государство с республиканской формой правления. Это означает, что все граждане,
согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Россий­ской Федерации — Федерального Собрания, а также избрания главы государства — Президента
Российской Федерации. Осуществление государственной власти основано на принципе разделения
властей. Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об
этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государст­ва, а фактически — и главы исполнительной власти, а также то, что Президент избирается всенарод­ным голосованием. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например,
наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной
Думы. Таким образом, Россию можно назвать президентской республикой с некоторыми чертами
республики парламентской.

5.Россия — суверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства во
внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкае­мость его решений в делах внутренних. Суверенитет России был закреплен в Декларации «О госу­дарственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня1990 г. первым Съездом народных депута­тов РСФСР. Носителем суверинитета и единственным источником власти в России признается ее
многонациональный народ.

Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присво­ить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

6.Россия — социальное государство. Это один из основополагающих принципов деятельности
современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека
и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Социальная политика Россий­ской Федерации ориентирована на самые разные слои населения. Особое значение имеет государст­венная помощь малообеспеченным слоям, группам людей, которые по тем или иным причинам не
могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.

7. Россия — светское государство. Светский характер Российского государства подразумевает,
что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а так­
же означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение
проявляется, например, в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов
гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать оп­ределенную религию.

8. Экономической основой России является частная, государственная, муниципальная и другие
формы собственности. Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономиче­ской деятельности.

9. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Это одна из фундаментальных основ кон­ституционного строя России. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как выс­шей ценности Российская Федерация признала требования таких общепризнанных актов междуна­родного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об
экономических, социальных, культурных правах и Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах 1966 г. Конституция исходит из понимания того, что права и свободы возникают и су­ществуют не по соизволению государства. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина оз­начает государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это
суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институт Уполномоченного по
правам человека.

2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повыше­нии квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне
достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные
инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) обществен­ного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так
часто обновлять свои знания?

Данная ситуация говорит о результате научно-технической революции — тенденции сближения науки и производства. Сокращается время от научной идеи и научно-технических разработок к но­вым технологиям и массовому производству. Сложное производство требует новой организации коллектива и труда. Происходит слияние индустриальных технологий с информационными техноло­гиями.

Особого внимания требует проблема обеспечения надежности и безопасности техники и оборудова­ния, которое является источником повышенной опасности и создает определенный риск как для окру­жающей среды, так и для населения, проживающего рядом с производством.

В связи с этим новая техника и технологии требуют нового работника — высококвалифицирован­ного специалиста, человека, уровень образования которого должен быть выше, чем даже десять лет назад. Но поскольку техники и технологии меняются постоянно, любой работник, а тем более инже­нер, должен проходить периодическую переподготовку и повышение квалификации.

3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы
развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно
включить в журнал? Где найти материал для их оформления?

Необходимо собрать группу учеников, которые будут готовить журнал. После обсуждения (так называемого «мозгового штурма»), нужно определить те ключевые проблемы, которые будут озву­чены в журнале, и закрепить за ними ответственных. Материалы для подготовки следует искать, в первую очередь, в региональных средствах массовой информации. Также можно привлечь и ресурсы сети Интернет.

Какие же проблемы могут быть представлены для обсуждения?

• сокращение прироста трудовых ресурсов из-за негативной демографической ситуации;

• дефицит на рынке труда квалифицированных рабочихи специалистов;

• недостаточное развитие энергосберегающих технологий;

• недостаточное внедрение инновационных технологий в производство;

• несвоевременная замена устаревшего оборудования;

• отсутствие достаточного объема инвестиций для развития производства;

• загрязнение окружающей среды и т.д.

Наши рекомендации