Вопрос №1.Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран.

Вопрос №1.Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран.

Виды норм:

1. Нормы цели гл. 1 КРФ – нормы символы (ст5 К Кореи)

2. Регулятивные нормы –детализируют порядок

3. Нормы охранительные –запреты

По воздействию:

1. Обязывающие;

2. Управомочивающие;

3. Запрещающие;

Субъекты КПЗС:

1. Физ. Лица – граждане, объединения граждан (в Италии есть право ПЗИ у граждан (не менее 50 000 подписей под проектом) - единственная страна);

2. Общественные образования – само государство участвует в качестве субъекта, органы гос-ва, субъекты федерации, адм-тер. Образования, политические партии, иногда религиозные организации.

В Великобр. Церковь имеет законодательную инициативу.

Правовой статус субъекта определяется в К. и иных законах

Источник КПЗС:

Нормативно-правовые акты, реже прецеденты, обычаи. Делятся на законы и подзаконные акты, акты КС, судебные решения КС,

1. Наиболее важны Конституция и КЗ, а также законы вносящие изменения

2. Органический З –посвящены органам власти (например его компетенции, формированию)

3. Простые законы

Обычаи – например Великобритании (напр. Министр не получает доверия палаты лордов)

4. МД как источник КПЗС (в РФ например Ст. 15 КРФ).

5. Внутригосударственный договор (например соглашения между субъектами федерации)

6. Религиозные источники (в некоторых странах сила этих источников превосходит иные законы)

Вопрос №3 Основные тенденции развития конституционного права.

III Основные тенденции (тренды) развития КПЗС

Тенденции выявляются путем сравнения старой редакции К с новыми.

Первая К. появилась в США 1787г. Франция, Польша -1791

Четыре тенденции:

1. Социализация – первые К провозглашали права человека (из соц-эк - право собственности, право на жизнь, немного политических прав при выборах)

В 20 веке более детально начинают описываться социальные права (права и свободы работников и работодателей. Первая К где есть эта тенденция – К Мексики 1917г. – в ней отдельный раздел о труде.

Развитию тенденции способствовали социалист. К – СССР 1936г.

С начала 50г. Больше социализации -

2. Демократизация – проявляется к концу 19в. – происходит о цензового избирательного права к всеобщему избирательному праву. Список прав и свобод расширяется (свобода слова, собраний, петиций), появляются К. гарантии, появляются К. суды, учреждаются уполномоченные по правам человека (омбудсмены).

3. Интернационализация – сближение национального права с международным.

4. Глобализация – повсеместное распространение конституционализма (192 из 198 стран имеют конституцию).

Вопрос №5.Государство как конституционно-правовой институт в зарубежных странах.

В КПЗС под государством понимается – совокупность органов власти, которая действует в пределах определённой территории.

Признаки государства:

1. наличие публичной власти;

2. территория (сухопутная, водная, воздушная, экстерриториальные территории (территория консульств, судов, космическое пространство);

3. население;

4. суверенитет.

Функции государства:

Внутренние:

1. политическая; экономическая;

2. социальная;

3. идеологическая;

4. культурная;

5. правотворческая;

6. правоохранительная;

7. экологическая.

Внешние:

1. внешнеполитическая

2. внешнеэкономическая;

3. внешне идеологическая;

4. внешне правотворческая;

5. внешне правоохранительная;

6. экологическая

7. гуманитарная (решение международных споров мирным путём).

В рамках курса рассматривается государство как: правовое, демократическое, светское.

Идеальное описание государства содержится в основном законе (К.) ФРГ 1949 года:

1. нерушимость прав и свобод;

2. механизм конституционных гарантий;

3. обязанность государственных органов действовать только в рамках закона;

4. независимость суда;

5. верховенство основного закона (К) по отношению к иному законодательству;

6. приоритет международного права перед внутригосударственным.

Демократическое государство – народ имеет право участвовать в формировании государственной власти, влияет на управленческие решения;

Светское государство (отделение церкви от власти) (противоположность –теократическое государство (только Ватикан));

Клирикальное государство – церковь полностью не сливается с гос. власти, но оказывает значительное влияние.

Большинство дем. государств считаются светскими, хотя имеют официальную религию, закр. в К.

25.10.2011

1215г. - Великая хартия вольностей – власть короля ограничивается собранием крупнейших феодалов (лордов), высшего духовенства прилатов, представителей от территориальных единиц.

Современный парламент – общегосударственный представительный орган, главная задача которого в системе разделения властей – осуществление законодательной власти. Формирование парламента зависит от структуры. Если двухпалатный то частично выборный. если однопалатный – то полностью выборный.

По количеству палат однопалатные и двухпалатные. Двухпалатные П. характерны для федераций (одна –законодательная, вторая – представительная от субъектов).

Палаты возглавляются председателями. Председатель нижней палаты – называется спикер. В структуре палат парламента существуют комитеты и комиссии, они состоят из парламентариев. Комитеты постоянно действующий орган. Комиссии – временные.

Комиссии - по фин. бюд.; по обороне и безопасности; по делам местного самоуправления; по торговле и промышленности; по соц. вопросам, по иностранным делам, по аграрным опросам.

Унитарные двухпалатные гос-ва – Италия, Франция, Польша, Япония, Испания.

Виды парламентов пор объему компетенции:

1. с абсолютно определенной компетенцией – в КРФ перечислены все полномочия парламента (Франция и все страны, которые были Фр. колониями);

2. с абсолютно неопред. компетенцией – имеют право издавать законы по любому вопросу и обладают неогран. полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Ирландия);

3. с относительно определенной компетенцией – перечислены ряд полномочий, а также иные (Швейцария, США, Куба).

Основные полномочия парламента:

1. Законодательные полномочия

· право законодательной инициативы.

· принятие законов

· принятие бюджета и иные финансовые полномочия (например: принятие новых законов)

2. Контроль за деятельностью правительства

· вотум недоверия;

· резолюция порицания в отличии от вотума не влечёт отставку;

· интерпелляция – обращение к правительству со стороны парламента с требованием разъяснения мотивов деятельности;

3. Полномочия в сфере международного права:

парламент осуществляет …

· ратификацию

· денонсацию – волеизъявление государства на расторжение международного договора.

… международных договоров

4. Назначение референдума – оформляется в форме закона.

5. Формирование гос. органов – первое лицо назначается парламентом

6. Квазисудебные полномочия – процедура импичмента (отрешение от должности высших адм. лицо).

7. Объявление амнистии.

Местное самоуправление в ЗС

Основным документом о МСУ является европейская хартия МСУ 1985 года:

под МСУ понимается право и действ. возможность местных органов регулировать и решать отдельные вопросы местного значения.

Это система организации и деятельности граждан для самостоятельного решения значительной части местных дел. все современные К. устанавливают право народа на местное самоуправление.

МСУ осуществляется в разных формах (советах, собраниях).

признаки МСУ:

1. выборность;

2. самостоятельность при решении местных вопросов.

В мире 3 модели МСУ:

1. англо-саксонская модель – на местах нет должностных лиц, назначаемых центральной властью, а также ее представителей, при этом местные органы (мэры, шерифы) избираемые населением, могут решать только те вопросы, которые четко прописаны в законе.

2. Континентальная модель (романо-германская) на местах есть специально-уполномоченные лица центральной власти – комиссары в германии. Контролируют местные органы, которые избираются населением и осуществляют любые полномочия не запрещенные законом. Эти лица контролируются центральной власти. Могут осуществлять любую деятельность незапрещенную законом. (РФ ближе к континентальной)

3. Либерийская (Испания, Италия) – в каждом тер. образовании избирается совет, который проходит утверждением центральной властью. Есть подотчетность. Компетенция как и во 2 модели.

4. Советская модель – (Вьетнам, Корея) – МСУ включается в иерархию органов власти – нижнее звено системы.

Компетенция органов МСУ:

1. ЖКХ;

2. социальное обслуживание населения;

3. дошкольное образование, среднее образование;

4. здравоохранение;

5. торговля;

6. общественное питание;

7. службы быта;

8. общественный порядок и пожарная безопасность;

9. землеустройство, озеленение;

Все полномочия могут быть классиф.:

1. в сфере финансово-эк отношений – МСУ принимают местные бюджеты;

2. установление местных налогов и сборов (+ налог на рекламу, с владельцев животных);

3. органы МСУ иногда средства выделяются из бюджета наделяются государственными полномочиями

Вопрос №1.Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран.

Виды норм:

1. Нормы цели гл. 1 КРФ – нормы символы (ст5 К Кореи)

2. Регулятивные нормы –детализируют порядок

3. Нормы охранительные –запреты

По воздействию:

1. Обязывающие;

2. Управомочивающие;

3. Запрещающие;

Субъекты КПЗС:

1. Физ. Лица – граждане, объединения граждан (в Италии есть право ПЗИ у граждан (не менее 50 000 подписей под проектом) - единственная страна);

2. Общественные образования – само государство участвует в качестве субъекта, органы гос-ва, субъекты федерации, адм-тер. Образования, политические партии, иногда религиозные организации.

В Великобр. Церковь имеет законодательную инициативу.

Правовой статус субъекта определяется в К. и иных законах

Источник КПЗС:

Нормативно-правовые акты, реже прецеденты, обычаи. Делятся на законы и подзаконные акты, акты КС, судебные решения КС,

1. Наиболее важны Конституция и КЗ, а также законы вносящие изменения

2. Органический З –посвящены органам власти (например его компетенции, формированию)

3. Простые законы

Обычаи – например Великобритании (напр. Министр не получает доверия палаты лордов)

4. МД как источник КПЗС (в РФ например Ст. 15 КРФ).

5. Внутригосударственный договор (например соглашения между субъектами федерации)

6. Религиозные источники (в некоторых странах сила этих источников превосходит иные законы)

Наши рекомендации