Вопрос №6. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах.

Элементы полит не наделенные властными полномочиями, но играют роль посредника между государством и обществом, помогают реализовать интересы граждан в разл. сферах.

Виды:

1. политические партии;

2. общественные объединения (социально-эк. соц-культурные).

Партия – от лат. Pars – часть – это активная и организ. часть общества, объед. общими интересами и стремящ. получить власть или решающим образом на нее воздействовать. Точное определение в законе о полит. партиях или К. в каждой стране.

Отличие партий от др. объед. – это направленность на власть. Структуру составляет политический аппарат и партийные члены, соц. базу составляют сторонники партии (электорат).

Типы партийных систем:

От политического режима:

1. тоталитарные;

2. авторитарные;

3. демократические.

От политической устойчивости:

1. стабильные

2. переходные

От числа партий:

1. однопартийные

2. двупартийные

3. многопартийные.

04.10.2011

Однопартийные системы

- складываются когда полная поддержка на выборах оказывается одной партии. Обеспечивается искл. право одной парии на осуществление политической власти. (Конго, Габон, Камерун) Режим тоталитарный, авторитарный.

Двухпартийные системы – две партии исторически сформированные + другие небольшие. Как правило пост президента занимает представитель одной партии, премьера – другой. (США, Великобритания).

Многопартийная система – ни одна из партий не получила большинства, и составляются коалиционно.

Делится на 2 типа:

1. без монопольно господствующей партии, нет ед. партии с большинством (Бельгия, Дания, Нидерланды)

2. Монопольно господствующая партия –Мексика, Индия, Россия.

Виды пол. партий:

1. консервативные – сохранение сущ. традиций, меньшее вмешательство гос-ва в экономику, сокращение налогов, сдерживание реформ (поэтапные преобразования): Консервативная партия Великобритании);

2. Социал-демократические – усиление гос. вмешательства в экономику, финансирование соц. программ за счет увеличения налогов, за частичную национализацию отраслей народного хозяйства (Лейбористская партия Великобритании, соц. партия Франции, социально-демократическая партия Германии)

3. Коммунистические – за огосударствление экономики, уменьшение частной собственности, придерживание идеологии марксизма-ленинизма. (Вьетнам, Куба)

4. Конфессиональные – используют религиозную идеологию (ХДС ФРГ, соц. христианская партии Бельгии)

5. Либеральные – меньшее вмешательство гос-ва в экономику, расширение перечня прав и свобод граждан (ЛДП Великобритании, либеральная партия Канады)

6. Националистические партии – ультраправые направления, ограничение миграции (австрийская партия свободы, шотландская националистическая партия Вликобритании).

Функции ПП

1. Разработка политического курса – направлена на решение проблем, сущ-х в обществе

2. Рекрутирование новых членов, воспитание активистов, мобилизация в активизации электората на выборах;

3. контроль за органами гос. власти;

4. Мирное разрешение соц. конфликтов;

5. Коммуникативная – поддержание эф. обратной связи между обществом и властью

Структура ПП

1. организационно оформленные (кадровые) – есть партийный аппарат, фиксированное членство, билеты, взносы, парт. собрания, партийная дисциплина. (ЛДП Японии, Коммунистические партии)

2. Организационно не оформленные партии (аморфные) – отсутствуют членские билеты, членские взносы (Республ. и демокр. партии США).

Регулирование статуса и деятельности политических партий может происходить двумя методами:

1. внешний - регулируется Конституций или принятием специальных законов.

2. внутренний – регулирование осуществляется внутри партии, через руководящие органы (съезды)

Общественные организации и движения

От ПП отличаются:

1. социальная база приверженцев гораздо более широкая;

2. общественные движения придерживаются одной концепции и придерживаются. одного вопроса;

3. решают, как правило, одну крупную цель – достигнув цели могут распадаться, не долговечны как партии

4. не стремятся к власти, а пытаются повернуть власть - воздействовать на нее.

5. в движении и объединений нет четкой иерархии, нет учредительного документа.

Признаки:

1. политика – не является основной целью

2. не ставят перед собой цели извлечение прибыли

Функции:

1. выявление интересов группы;

2. ориентировать власть на решение определённых интересов;

3. формировать систему взглядов по существующим проблемам;

4. поддержание тех политических сил, которые способствуют удовлетворению их интересов.

Типы движений:

· по сфере деятельности: профессиональные, конфессиональные и т.д.;

· от целей: революционные, реформаторские;

· ?по направленности?: массовые или элитарные;

· масштабы деятельности: региональные, государственные;

· от соц. состава.

Религиозные объединения

В условиях демократического государства признается равноправие всех религий, свобода совести. При авторитарных и тоталитарных режимах отношение церкви и государства может быть различным:

1. запрет всех или определенных религий;

2. признание со стороны государства религии и церкви в качестве государственной власти.

Наши рекомендации