Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Конституционное право зарубежных стран»

Направление подготовки (cпециальность): 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»

Формы обучения (очная, заочная)

Феодосия 2015 г.

Содержание

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

1. Предмет, метод и система конституционного права зарубежных стран.

2. Источники конституционного права зарубежных стран.

Тема 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

1. Конституционное право – отрасль права.

2. Наука о конституционном праве зарубежных стран.

3. Конституционное право зарубежных стран – учебная дисциплина.

Тема 3. конституция зарубежных стран.

1. Понятие и значение конституции.

2. Сущность и содержание конституции.

3. Разработка, принятие и изменение конституции.

4. Виды конституций.

5. Институт конституционного контроля.

Тема 4. ОСНОВА ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ.

1. Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности.

2. Институт гражданства.

3. Конституционный принцип равноправия граждан.

4. Права личности.

Тема 5. форма государственно-территориального устройства.

1. Понятие, конституционные признаки и разновидности форм

государственно-территориального устройства.
2.Унитарное государство: понятия, структура их виды. Автономия.
3.Федеративное государство: понятия, признаки.
4. Региональное государство.

Тема 6. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

1. Государственная власть как институт конституционного права.

2. Разделение властей.

3. Единство государственной власти.

Тема 7. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

1.Понятие формы государства и формы правления.

2. Монархия.

3. Республика.

Тема 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

1. Понятие государственного режима.

2. Классификация государственных режимов.

Тема 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.

1.Избирательное право как институт конституционного права в зарубежных странах: понятие, сущность, основные принципы.

2. Виды избирательных систем: понятие и основные характеристики.

3.Избирательный процесс: понятие и стадии. Финансирование выборов.

4. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды, роль.
5. Народная правотворческая инициатива: понятие, виды, классификация.

Тема 10. ВИДЫ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

1. Законодательная власть и ее органы.

2. Исполнительная власть и ее органы.

3. Судебная власть и ее органы.

4. Публичная власть и ее органы.

Тема 11. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТА.

1. Понятие, социальные функции и полномочия парламента.
2. Структура парламента, организация его палат. Аппарат парламента.
3. Конституционно-правовой статус парламентария.
4. Формы работы высшего представительного органа.
5. Законодательный процесс: понятие и основные стадии.

Тема 12. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ.

1. Понятие и основные виды местных органов управления и самоуправления.
2. Общая характеристика и разновидности муниципальных систем зарубежных стран.

3. Органы местного самоуправления, их формирование, компетенция.
4. Формы и методы контроля за деятельностью муниципальных органов со стороны центральной власти.

Тема 13. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА США.

1.Общая характеристика Конституции США: содержание, форма, структура. Порядок внесения изменений в Конституцию.
2.Конституционно-правовой статус личности. Билль о правах.

3.Политическая система США. Партии, иные общественные объединения. 4.Конституционные основы государственного механизма США: конституционные статус федеральных органов власти, американский механизм системы «сдержек и противовесов». Судебная система США.
5.Федерализм США: статус федерации, организация государственной власти в штатах.
6.Политико-административное деление штатов. Местное самоуправление.

Тема 16. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРГ.

1. Основной закон и конституционное развитие Германии. Охрана Основного закона

2. Конституционный статус человека и гражданина. Основные права, свободы,

их ограничения.
3.Политическая система Германии, ее особенности.
4.Высшие органы власти Германии: особенности организации и деятельности.
5. Германский федерализм: конституционное оформление, характерные черты.

Лекция 1.

ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

План

1. Предмет, метод и система конституционного права зарубежных стран.

2. Источники конституционного права зарубежных стран.

Лекция 2

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН:ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

1. Конституционное право – отрасль права.

2. Наука о конституционном праве зарубежных стран.

3. Конституционное право зарубежных стран – учебная дисциплина.

.

Лекция 3

Виды конституций.

Марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает кон­ституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориента­ции) и переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). В основу такой классификации положены прежде всего социаль­ные признаки: характер закрепляемого основным законом общественно­го строя и природа политической власти (иногда учитываются и другие моменты, например организация государственной власти на основе принципа полновластия советов в социалистических странах).

В зависимости от формы различаются два вида конституций: писа­ные и неписаные. Писаная конституция — это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (например, в Финлян­дии, Швеции), которые официально провозглашены основными закона­ми данной страны. Неписаная конституция — это совокупность различ­ных законов, судебных прецедентов и обычаев (конвенциональных норм); из-за последних такая конституция и называется неписаной. Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве ос­новных законов (Великобритания, Новая Зеландия).

Лекция 4

Права личности.

Правовое положение личности - это юридически закрепленная система взаимоотношений между человеком и государством, а также между человеком и другими субъектами (совокупность прав, свобод и обязанностей). Понятия "права" и "свободы" в данном контексте фактически равнозначны, оба они относятся к категории "возможности", что, в свою очередь, непосредственно связано с обязательствами государства по обеспечению их реализации; в антонимичное понятие "обязанности" входит установленная законом сумма требований государства к гражданину.

Правовое положение зависит от характера политического режима, особенностей исторического развития страны, уровня культуры общества, национальных традиций и других обстоятельств. Немаловажное значение имеет экономическая основа государства.



Вопросы:

1. Дайте определение системе зарубежных стран и правовому статусу личности?

2. Проанализируйте институт гражданства?

3. Охарактеризуйте конституционный принцип равноправия граждан?

4. Назовите права личности?

Лекция 5

Региональное государство.

В региональном государстве автономные образования своих конституций не имеют (исключение — ЮАР, где все 9 провинций имеют свои конституции), но в конституциях государств за ними закреплены определенные полномочия, для осуществления которых они издают местные законы. Автономные образования имеют также особые документы — статуты об автономии, которые утверждаются общегосударственным парламентом (статуты пяти областей в Италии утверждаются в форме конституционного закона). Иногда принимаются уставы автономных образований. В статутах (уставах) перечислены полномочия автономных образований (в Испании, например, 22 пункта). Можно делегировать автономиям также право издавать законы по общегосударственным вопросам (Испания).

Наряду со своими местными представительными органами автономии имеют местные органы исполнительной власти, формируемые местными законодательными органами. Однако наряду с ними в автономные образования назначаются представители центра — комиссары, губернаторы. Их полномочия неодинаковы, в Италии это в основном координация, а также контроль за законностью, поскольку законы местного представительного органа вступают в силу только после визы комиссара, в Шри-Ланке — очень обширны и включают право вето по отношению к законам, принимаемым представительными органами автономий, а также право роспуск? представительного органа автономии. В Испании роль комиссара выполняет председатель совета автономии, избираемый ее законодательным собранием, но утверждаемый королем и в результате этого становящийся государственным чиновником. В целом во всех региональных государствах регулирование автономии «сверху» является более жестким, чем субъектов в федерациях. В частности, выборы их местных органов регулируются общегосударственными, а не местными законами.

В отличие от федераций верхняя палата в региональном государстве строится не на основе представительства частей государства (автономий), а на других основаниях. Исключение составляет ЮАР, где верхняя палата формируется как одинаковое представительство провинций, но в ЮАР не считают свою страну федерацией.






Вопросы:

1. В чем заключается сущность унитарного государства?

2. Охарактеризуйте федеративный способ государственного правления.

3. Дайте определение понятию «региональное государство» ?

Лекция 6

Разделение властей.

Традиционно разделение властей воспринимается как принцип организации отношений между различными, несводимыми друг к другу видами (ветвями) власти, и одновременно, как организация отношений между высшими органами государственной власти. Этот принцип часто считается основополагающим для современной государственности вообще и для демократической государственности в частности.

В рамках теории государственного управления особенно важно то, что наряду с политической составляющей идея разделения властей имеет и сугубо управленческие коннотации. С политической точки зрения смысл разделения властей - в недопущении тирании, в предотвращении узурпации власти. С управленческой точки зрения, смысл разделения властей - в эффективном распределении разных функций между специализированными органами власти, т.е. в их функциональной специализации.

Функциональная специализация основана на специфических видах управленческой деятельности, или функциях управления. Их обособление связано с ориентацией на определенный вид деятельности (функцию). Традиционно в управлении в качестве основания для формирования функций управленческой деятельности рассматриваются логические этапы процесса управления: проектирование (сбор и обработка информации, прогноз, планирование), организация (принятие общих решений, распределение задач и ресурсов, оперативное руководство), оценка (учет, контроль, корректировка, санкционирование).

Лекция 7

Монархия.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного правителя государства – монарха, является пожизненной и передается по наследству. Виды монархий:

1) абсолютная – вся полнота власти сосредоточена или находится в руках монарха, ничем не ограничена. Парламент и конституция отсутствуют, разделение власти на ветви не существует;

Признаки абсолютной монархии: существование единоличного носителя верховной власти монарха; монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно; существует наследственный порядок преемственности верховной власти; монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа; отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

2) ограниченная – власть монарха ограничена каким-либо представительным органом, как правило, существует конституция; разновидности: конституционная; дуалистическая; сословно-представительная.

Признаки ограниченной монархии: правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Республика.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются особыми представительными учреждениями.

Виды республик:

– президентская – президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается населением или выборщиками;

– парламентская (парламентарная) – правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность;

– смешанная – характеризуется тем, что содержит в себе элементы президентской и парламентской республики.

Признаки республиканской формы правления:

– выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти;

– осуществление государственной власти от имени народа;

– юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом;

– обязательность решений верховной государственной власти.

Основные признаки президентской республики:

– внепарламентский метод избирания президента и формирования правительства;

– ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

– более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. - student2.ru

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. - student2.ru

Вопросы:

1.Дайте понятие формы правления?

2.Охарактеризуйте монархию?

3.Проанализируйте республику, как форму правления?

Лекция 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

План

1. Понятие государственного режима.

2. Классификация государственных режимов.

  1. Понятие государственного режима.

Термин «режим» употребляется в немногих конституциях и обычно вместе с прилагательным «демократический» (конституция Бразилии

1988 г.). В редких случаях говорится о политическом режиме (конституция Никарагуа 1787 г.). Иногда о государственном режиме, режиме государства упоминается в законодательстве некоторых франкоязычных стран, чаще данный термин употребляется в работах политологов и правоведов. Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима, существует специальное законодательство, регулирующее его разные стороны. Эти нормы в совокупности образуют конституционно-правовой институт государственного режима — динамичную, подвижную, изменчивую сторону более широкого понятия «форма государства».

Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В фашистских государствах наряду с преобладанием методов прямого насилия использовались демагогические приемы (партия Гитлера в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демократических государствах наряду с методами либерализма используется принуждение, а то и насилие (силовые методы при разгоне несанкционированных демонстраций применяются и в Великобритании, и в Польше, и в Японии). Поэтому, оценивая тот или иной государственный режим, давая ему соответствующую характеристику, важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют существо, доминанту государственного режима.

В конституционном праве государственный режим изучается прежде всего через призму соответствующих правовых норм. Однако только такой подход недостаточен. Во многих случаях конституционные нормы расходятся с действительностью, а потому необходимо учитывать не только правовые нормы той или иной страны, но и практику их применения.

  1. Классификация государственных режимов.

Виды государственных режимов:

1) демократический – характеризуется наличием в обществе гласности, законности, плюрализма и верховенства личности в государстве. Признаки:

а) равноправие всех граждан;

б) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека и гражданина;

в) политический плюрализм (существование ряда партий, общественных организаций, имеющих различные политические взгляды);

г) выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, их подотчетность избирателям;

д) гласность в деятельности государства;

е) господство при осуществлении власти принципа – разрешено все, что специально не запрещено;

ж) разделение государственной власти на три ветви (законодательная, исполнительная, судебная);

з) оппозиция государственной власти действует легально, но в рамках существующих законов.

2) антидемократический:

– авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, ограничением роли выборных государственных органов и усилением воли исполнительных органов.

Признаки:

а) в отношениях между государством и обществом действует принцип: все, что касается политики – запрещено;

б) в экономической жизни допускается некоторая самостоятельность и инициатива;

в) насилие и принуждение применяются избирательно, но власть готова к их использованию в случае необходимости;

д) не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

– тоталитарный – характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Признаки:

а) в отношениях между государством и обществом господствует принцип – запрещено все, что специально не разрешено;

б) права и свободы граждан лишь формально декларированы в законодательных актах, в реальной жизни они не соблюдаются;

в) власть политического лидера (коллективного органа) абсолютна, не подчинена даже тем законам, которые им приняты;

г) основной метод осуществления власти – принуждение и насилие;

д) государственная власть отмечается высокой степенью централизации, стремится осуществлять контроль за всеми проявлениями общественной жизни;

е) имеет место всеобщая милитаризация

ж) огосударствление всех общественных организаций (молодежных, спортивных и др.).

– фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, широким использованием террористических методов. Признаки:

а) полное отсутствие всех прав и свобод человека и гражданина;

б) уничтожение всех оппозиционных организаций и учреждений;

в) широкое использование методов насилия;

г) провозглашение националистической идеологии общества;

д) полная и всеобщая милитаризация общественной жизни;

е) всеобъемлющий контроль государства над важнейшими сферами общественной жизни (культура, экономика, идеология, политика).

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. - student2.ru

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. - student2.ru

Вопросы:

1.Охарактеризуйте государственный режим?

2. Дайте классификацию государственных режимов?

Лекция 9

Лекция 10

План

1. Законодательная власть и ее органы.

2. Исполнительная власть и ее органы.

3. Судебная власть и ее органы.

Лекция 11

Лекция 12

Лекция 13

Лекция 14

Лекция 15

Лекция 16

Их ограничения.

Основой закон ФРГ открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные права и свободы человека. Подобная структура не случайна, создатели германской Конституции, подчеркивая особую значимость основных прав, исходили из идеи официального признания неотчуждаемости основных прав человека и их непосредственного действия. Конституционными гарантиями выступают следующие положения: право лиц, чьи права были нарушены, обращаться в суд; невозможность ограничения прав человека иначе как на основании закона; обязанность государства, его органов нести ответственность за действия своих служащих в случае нарушения ими своих служебных обязанностей в отношении третьих лиц.

Следует обратить внимание на содержательное разграничение в конституционно-правовом регулировании статуса личности: Основной закон различает "права немцев" и "права человека". Понятие "немец" практически означает наличие у лица гражданства ФРГ.

Лекция

Судебная система.


Структура. Судебная система КНР включает: Верхов­ный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

Верховный народный суд состоит из председателя, заме­стителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда уч­реждаются: палата по уголовным делам, палата по граждан­ским делам, палата по хозяйственным делам, а при необхо­димости создаются другие палаты.

Верховный народный суд рассматривает следующие кате­гории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к юрисдик­ции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмот­реть по первой инстанции;

— по жалобам и протестам на решения и определения ме­стных народных судов высшей ступени и специальных судов;

— по протестам Верховной народной прокуратуры, при­несенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.

Как высший судебный орган Верховный народный суд осу­ществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен (!) перед ВСНП и ПК ВСНП.

Местные народные суды высшей ступени — это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчи­нения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреж­даются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необхо­димости могут быть созданы другие палаты.

Народные суды высшей ступени рассматривают следую­щие категории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к их юрисдик­ции по первой инстанции;

— переданные нижестоящими народными судами для рас­смотрения по первой инстанции;

— по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов;

— по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных окру­гов. В состав такого суда входят председатель, его заместите­ли, начальники палат, их заместители и несколько судей.

Лекция

План

1. Особенности Конституции индии 1949г. Поправки к конституции
2. Конституционно-правовой статус гражданина.
3. Парламент Индии – народная палата и Совет Шатов, полномочия.
4. Правовой статус президента.
5. Совет министров и его кабинет.
6. Особенности индийского федерализма.

  1. Особенности Конституции индии 1949г. Поправки к конституции.

Республика Индия (Бхарат), или Индийский Союз, — круп­нейшее федеративное демократическое государство, занима­ющее второе место в мире по численности населения, кото­рая приближается к 1 млрд. человек. По многим показателям она входит в десятку наиболее развитых стран.

Индия была в числе первых крупных стран, освободив­шихся после Второй мировой войны от колониальной зависи­мости. Она создала свою оригинальную государственность и Конституцию, которые стали объектами изучения и в опреде­ленной степени примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта "живая лаборатория развивающе­гося конституционализма" оказалась своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции. Индийская Кон­ституция за полвека своего развития продемонстрировала уди­вительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное — способность приспосабливать­ся к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многона­циональной, поликонфессиональной, разнокастовой и столь многоликой страны, которая в этом отношении напоминает Россию.

Британское проникновение на Индостанский полуостров начала осуществлять на рубеже XVII в. Ост-Индская торговая компания, превращенная позднее в публичную корпорацию. Она постепенно подчиняла себе существовавшие тысячелети­ями местные общины и феодальные государственные струк­туры. В дальнейшем функции власти на полуострове перешли к назначаемым британским правительством чиновникам, кото­рые действовали на основании законов об управлении Индией, издававшихся британским Парламентом. Главный британский администратор стал даже именоваться Вице-королем Индии.

  1. Конституционно-правовой статус гражданина.

На формирование правового статуса человека и гражда­нина в Конституции Индии наибольшее влияние оказал аме­риканский Билль о правах*, хотя американская идея консти­туционного закрепления прав и свобод реализовывалась в Ин­дии посредством применения английской системы права** и с учетом английских конституционных соглашений. Концепция не защищаемых в судебном порядке руководящих принципов была заимствована из Конституции Ирландской Республики 1937 г. Она, как мы видели в т. 3 настоящего учебника, была воспри­нята и рядом более поздних европейских конституций.

Особо важное значение имеет в Индии конституционный принцип равенства, состоящий, в частности, в запрещении "неприкасаемости"* (ст. 17) и дискриминации по мотивам толь­ко религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения (ст. 15), в одинаковых возможностях устрой­ства на работу в публичные учреждения (ст. 16) и в равной защите со стороны закона (ст. 14). Особенность принципа ра­венства в индийской Конституции заключается в обеспечении некоторых гарантий и привилегий для женщин и детей и для признанных государством отсталыми групп населения (ч. 3 и 4 ст. 15, ч. 4 и 4-а ст. 16). Реализуя этот конституционный прин­цип, Индийская Республика стремится ликвидировать касто­вые, религиозные и иные предрассудки, которые выступают как причина дискриминации миллионов людей.

"Неприкасаемость" — одно из уродливых проявлений кастовой систе­мы, заключавшееся в том, что к лицам, принадлежавшим по рождению к самым низшим кастам, представители вышестоящих каст не должны были даже прикасаться, чтобы не "испачкаться". Это обусловливало многостороннюю дискриминацию "неприкасаемых".

Национально-культурные особенности Индии отразились в праве меньшинств на пользование собственным языком, пись­менностью, культурой (ч. 1 ст. 29), на открытие собственных учебных заведений и управление ими (ст. 30).

В Индии, где традиционно велико влияние религии на все стороны жизни, особое значение приобретает светский характер Конституции, усиленный изменением преамбулы 42-й поправкой. Первоначально в преамбуле говорилось о стремлении индийского народа превратить страну в суверен­ную демократическую республику, а 42-я поправка добавила к этой характеристике слова "социалистическую светскую". Несмотря на то, что в стране наиболее распространена (83% населения) индуистская религия, Индийскую Республику мож­но признать веротерпимым государством, где относительно мирно уживаются почти все основные религии мира.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Конституционное право зарубежных стран»

Направление подготовки (cпециальность): 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»

Формы обучения (очная, заочная)

Феодосия 2015 г.

Содержание

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

1. Предмет, метод и система конституционного права зарубежных стран.

2. Источники конституционного права зарубежных стран.

Тема 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

1. Конституционное право – отрасль права.

2. Наука о конституционном праве зарубежных стран.

3. Конституционное право зарубежных стран – учебная дисциплина.

Наши рекомендации