Лекция 3. Понятие, сущность и социальное назначение государства. Функции государства.
Основные вопросы.
1. Понятие и признаки государства, его определение. Сущность государства.
2. Понятие и значение типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
3. Социальное назначение и задачи государства.
4. Функции государства и их классификация. Формы осуществления функций государства.
Понятие и признаки государства, его определение.
Сущность государства.
В науке нет однозначного подхода к определению государства. Это связано прежде всего с применением различных методов в исследовании понятия государства. Так, применяя исторический метод, государство можно определить как продукт развития общества на определенном его этапе; с позиций социологического подхода – это организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории; с точки зрения психологического метода государство – это авторитет, подчиняющий своей воле волю других лиц и организаций.
При традиционном подходе выделяют следующие основные признаки государства:
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Осуществление государственной власти по административно-государственному принципу позволяет четко определить ее пространственные пределы и выявить основания для формирования ее центральных и местных органов. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна (это находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства), исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством.
2. Наличие публичной (государственной) власти.
3. Государственный суверенитет - такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Свойства государственного суверенитета:
· универсальность властной силы государства, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации страны;
· наличие прерогатив власти (возможность отменить, признать ничтожным проявление любой другой власти, если последняя нарушает закон);
· наличие у государства таких средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (армия, полиция, тюрьмы).
Кроме государственного суверенитета, следует выделять:
· суверенитет народа - верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны, формировать направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти;
· национальный суверенитет - право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
4. Тесная связь государства с правом. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легальными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.
Существуют различные теории о сущности и социальном назначении государства. Важнейшие из них следующие:
1. Арифметический (классический) подход. Коренится в сочинениях мыслителей Др. Греции (Аристотель) и используется в современный период в области политологии и теории государства. Государство – совокупность трех элементов: территории, власти, населения. Государство – организация власти наиболее эффективная на данной территории. Представители данного подхода верно определили те черты, без которых немыслимо государство. Но тем не менее этот подход характеризует только внешнюю сторону государства, не проникая в существо государственной власти.
2. Теория элит (В. Парето, Г. Моска, Т. Дай). Сущность данной теории заключается в том, что народные массы не способны управлять государством и оно (управление) осуществляется верхушкой общества - элитой. Элита формируется по различным признакам (происхождение, образование, способности), при этом она может пополняться за счет наиболее способных представителей масс. В обществе существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.
3. Технократическая теория (Т. Веблен, Г. Саймон). По мнению представителей данной теории, управлять обществом должны специалисты - управленцы, менеджеры. Именно они способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые для этого средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.
4. Теория плюралистической демократии (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль). Смысл данной теории заключается в том, что в современном обществе классы перестали существовать и власть утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (старт), образующихся по различным признакам (возраст, профессия, место жительства, круг интересов). Каждый человек входит одновременно во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек и социальное объединение обладают частью государственной власти и участвуют в управлении государством. Государство тем самым становится выразителем общей воли и интересов всего общества.
5. Теория конвергенции (Д. Гелбрейт, Р. Арон, А.Д. Сахаров). Данная теория исходит из возможности и необходимости взаимовлияния социализма и капитализма, в результате чего образуется общество нового типа, обладающее положительными чертами обеих систем. Это приводит к становлению «постиндустриального общества» и «государства всеобщего благоденствия».
Сущность государства определяется рядом существенных черт: политическая власть, суверенитет, политический режим.
Существование государства в качестве политической организации в обществе связано прежде всего с тем, что оно является особой организацией политической власти.
Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм. Будучи воплощенной в государственно-правовые институты, политическая власть становится государственной властью. Политический характер государства обусловлен тем, что оно регулирует отношения между всеми индивидами, социальными группами, классами. Политическая власть – реальная возможность политических структур, социальных групп, отдельных индивидов обладать властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в политических решениях, законах, иных предписаниях. Государственная власть – это важнейший вид политической власти, которая располагает исключительным правом устанавливать общеобязательные веления и опирается на специальный аппарат управления и органы принуждения.
Государство по своей сущности – основанная на определенных принципах организация суверенной политической власти, официально представляющая и охватывающая все общество в пределах определенной территории.