Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
Эта сфера общественных отношений в конституциях регулируется в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека.
Духовно-культурные отношения – это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Задачей конституционного регулирования в этой сфере является обеспечение оптимальных условий для духовно-культурного развития человека, а основными направлениями конституционного регулирования выступают закрепление права каждого на образование, а в ряде конституций – обязательности определенной ступени образования; обязанности государства направлять, поощрять, развивать образование, культуру и науку; права каждого на пользование достижениями культуры и обязанности беречь памятники истории и культуры. Важной стороной духовной жизни людей является религия. Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулирования отношений между государством и церковью. При этом, обычно, провозглашается отделение церкви от государства. Конституционное право гарантирует, как правило, свободу вероисповедания и особо защищает религиозные меньшинства.
Конституционно-правовое регулирование политических
Отношений
Система политических отношений – это система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть, закрепляемая нормами конституционного права. Важнейшими элементами политической системы являются: 1) политические учреждения или институты, образующие механизм осуществления политической власти; 2) политический процесс; 3) политический режим; 4) политическая культура. Все они подвержены конституционному регулированию.
1) Политическая власть. Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть. Власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Данное отношение наблюдается в самых различных общностях людей – от всего общества в целом до семьи. В семье, дружеской компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. В коммерческой фирме, власть главы ее получает известное оформление и опирается на его долю в капитале.
Политическая власть – это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них – это государство, власть которого легитимно (законно) распространяется на всех. В демократических странах важным институтом является и система местного самоуправления.[3] Государство и система местного самоуправления в совокупности своей суть институты публичной власти. В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения. Велико такое воздействие и со стороны средств массовой информации.
Все эти институты образуют институциональный костяк политической системы – механизм осуществления политической власти. Политические институты и нормы, регулирующие отношения между этими институтами, признаются в качестве компонентов политической системы. Институты – это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений – функциональная. Правовой статус институтов и правовые нормы отношений междуними в той или иной степени входят в предмет конституционного права.
2) Политический процесс. Это явление мы можем определить как порядок функционирования политической системы, ее институтов, включая взаимоотношения междуними.Понятие «политический процесс» охватывает самые различные формы, способы и направления политической деятельности самых различных субъектов. Регулируется он как нормами права (прежде всего конституционного), так и разнообразными писаными и неписаными неправовыми нормами (корпоративными нормами – уставами и другими документами партий, иных общественных объединений, обычаями, традициями, этико-моральными нормами и др.), а подчас и вообщеничем не регулируется, протекает спонтанно, непредсказуемо.
Толчок политической деятельности людей иих групп даютихсоциальные потребности. Будучи осознаны, эти потребности превращаются в интересы. Как только субъект осознает, что для удовлетворения интереса необходимо какое-то использование публичной власти, а для этого на нее нужно соответствующим образом воздействовать, интерес приобретает политический характер. Из совокупности такой деятельности субъектов политической жизни и складывается общий политический процесс.
Конституционно-правовое регулирование получает преимущественно та часть политического процесса, в которой прямо участвуют носители публичной власти. Политический процесс в этой части становится процессом юридическим и имеет четко выраженные стадии. В качестве примера можно привести институты конституционного права – избирательный процесс, законодательный процесс, административный процесс, бюджетный процесс.
3) Политический режим. Этим понятием обозначается система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти. Она отражается на правовых формах государства и его отношениях с обществом и отдельным человеком. В основе классификации политических режимов лежит тот или иной тип взаимоотношений политической элиты и населения, т.е. степень фактического влияния населения на политическую власть. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. В свою очередь, недемократические подразделяются на тоталитарные (фашистские, расистские, военно-диктаторские, конституционно-авторитарные и др.), и авторитарные (конституционно-патриархальные, клерикальные, самодержавные, военные и др.) режимы. Более подробно политические режимы будут рассмотрены в связи с государственными режимами.
4) Политическая и правовая культура.Культура общества вообще представляет собой единство материальных и духовных сторон его жизни. Это в полной мере относится к политической и правовой культуре как проявлениям общей культуры общества в определенных сферах жизни. Материальная культура в нашем случае – это предметы, созданные или приспособленные для функционирования политических и правовых институтов (вряд ли можно представить парламент, действующий вне специального здания, где есть залы для заседаний, оборудование и т.п.). Но материальная культура в данной сфере имеет все же подчиненное значение. Главное – культура духовная, высокоразвитое политическое и правовое сознание. Выделяются два уровня этого сознания. Верхний уровень – это политическая и правовая идеология, то есть система знаний и представлений о политике и праве и о тех образцах политического и правомерного поведения, которым надлежит следовать, если разделять систему определенных общественных ценностей, например, стремиться к демократическому функционированию власти, обеспечению реальности прав и свобод человека и гражданина и т.д. Нижний уровень – это политическая и правовая психология, которая непосредственно определяет поведение людей (наряду, разумеется, с внешними факторами). Между обоими уровнями существует взаимозависимость, но применительно к отдельным людям и их группам часто наблюдается противоречие. Человек считает себя демократом, знает, как нужно действовать демократическим образом, однако если такой образ действий ему почему-либо неудобен, кажется неэффективным, то, сознавая ценность демократии, он готов поступиться ею в конкретном деле, оправдывая себя тем, что в конечном счете действует на благо людей, а значит и демократии. В правовой сфере можно привести еще более примитивный пример: человек знает, что красть нельзя, в принципе согласен с этим, однако для себя в конкретном случае допускает исключение. Таких, у кого идеология и психология ориентированы несовпадающим образом, часто оказывается и большинство.
Особенно опасно, когда в руках такого человека с раздвоенным сознанием оказываются публично-властные полномочия. При их реализации он склонен часто нарушать права других субъектов отношений, и тем дискредитировать эту власть, подрывая доверие к ней. Недоверие же общества к публичной власти чревато опасностью разрушения правопорядка и гибели самого общества. Поэтому политическая и правовая культура развитых обществ всегда предусматривает систему институциональных и нормативных гарантий от возможного злоупотребления властью, люди в политическом и правовом отношении настолько культурны, что в любой момент готовы оказать противодействие такому злоупотреблению.