Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в РФ
В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат конституционные принципы - исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов государственной власти:
1. Один из важнейших принципов - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей был выдвинут в качестве основополагающего в ходе развития демократических институтов государственности в 17- 18 веках. О важности разделения функций власти говорил Ш. Монтескье (трактат «О духе законов» 1748 г.) - «соединение всех трех властей в одном лице или органе уничтожает свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления, приводить в исполнение публичные решения соединялась бы в одном лице. Править по закону - заповедь государственной власти...». Принцип разделения властей стал основой теории правового общества и государства. Общество, где не обеспечена гарантия прав человека и гражданина и нет разделения властей, не может быть демократическим - эта концепция государственности была заложена и в Конституции РФ 1993 г.
Суть данного принципа заключается в том, что демократический режим устанавливается в государстве лишь при условии разделения функций - законодательной, исполнительной, судебной, которая исполняется каждая относительно самостоятельно. Данный конституционный принцип получил название «сдержек и противовесов». Это находит свое выражение в следующем: срочность полномочий должностных лиц разного уровня; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате государственного управления; право «вето» на законопроекты; право роспуска парламента; выражение недоверия Правительству РФ со стороны парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей и т.д.
Выше отмечалось, что органы государственной власти в РФ подразделяются на федеральные и органы государственной власти субъектов РФ. Положение ст. 10 Конституции РФ о разделении властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов федерации.
Принцип разделения властей, относящийся к деятельности государственной власти, не относится к организации и деятельности органов местного самоуправления, так как согласно ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.
Таким образом, смысл разделения властей состоит в том, чтобы единую государственную власть рассредоточить по функциям с целью предотвращения чрезмерной концентрации власти в деятельности одного органа, что может создать условия для установления в стране диктаторского режима. Наличие же принципа разделения властей, закрепление его как конституционной нормы, является важным элементом правового демократического государства.
2. Система органов государственной власти, их деятельность основывается на принципе единства системы государственной власти. Это проявляется в том, что:
-формирование государственных органов осуществляется народом РФ в целом, или субъекта федерации. Ст. 3 Конституции РФ закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который путем референдума и выборов формирует представительные органы государства, выбирает Президента РФ, а те, в свою очередь, формируют органы исполнительной и судебной власти в РФ;
- на всей территории РФ действует единая система органов государственной власти, организационная структура которых, наименование могут быть разными с учетом особенностей субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ);
- все органы государственной власти реализуют единую для РФ экономическую, социальную, экологическую, культурную политику и в силу этого наделены предметами ведения, закрепленными в Конституции РФ.
- организация и деятельность органов государственной власти регулируется нормативными актами, составляющими единую правовую систему РФ.
3. Принцип территориальной организации.
Ст.11 Конституции РФ определяет, что на территории РФ власть осуществляют федеральные органы государственной власти, а в субъектах государственная власть осуществляется образуемыми ими государственной органами. Формирование государственной органов происходит на общих принципах организации государственных органов в РФ. Перечень государственных органов является исчерпывающим и закрепляется в Конституции РФ, республик, уставах краев, областей и др. нормативных актах субъектов РФ.
4. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что определяется федеративным устройством России и особенностями статуса субъектов РФ. Этот принцип означает, что все органы государственной власти, решая общие для них задачи в основных, главных сферах общественной жизни, наделены неодинаковым кругом предметов ведения и полномочий. Федеральные органы государственной власти имеют исключительное право на решение вопросов, обозначенных в ст. 71 Конституции РФ, что обусловлено установлением и защитой суверенитета и верховенства РФ. Органы государственной власти субъектов РФ в силу ст. 72 Конституции РФ наделены правами в сфере совместного ведения с органами государственной власти РФ, а также имеют самостоятельный объем государственной власти (ст. 73). Все, что не указано в перечнях, касающихся исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последние вправе решать самостоятельно, что находит свое отражение в соответствующих федеративных договорах между РФ и ее субъектами.
5. Принцип законности. Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что все государственные органы и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Одним из проявлений законности в деятельности органов государственной власти является обеспечение государственным органом законности на подведомственной территории. Они должны не только сами строго следовать закону, но и активно бороться за точное и неуклонное исполнение законов и других актов государственных органов, изданных на основе и во исполнение законов всеми государственными учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ и ее субъектов. Это в полной мере относится к деятельности правоохранительных органов.
6. Принцип гласности. Данный принцип означает, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его интересы (права и свободы). Исключение в данном случае составляют лишь сведения, относящиеся к государственной тайне (см. Федеральный Закон «О государственной тайне»).
Кроме того, осуществляя свои полномочия, органы государственной власти действуют исключительно в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина, что закреплено в ст. 18 Конституции РФ - именно права и свободы человека и гражданина определяют содержание деятельности органов государственной власти в РФ. В свою очередь, решения и действия (либо бездействия) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).
Регулирование организации и деятельности государственных органов осуществляется на основе норм Конституции РФ, республик и др. нормативных актов, как РФ, так и ее субъектов.
12.3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом
В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти.
1. Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Деятельность прокуратуры регламентируется Конституцией РФ (ст. 129 главы 7 «Судебная власть»). Однако прокуратура не является судебным органом.
Одна из основных функций прокуратуры - надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов - непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также выполняет ряд других функций.
Прокуратура действует на основе Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Закон запрещает любое вмешательство в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры этим органам.
2. Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Конституция РФ (части 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя действует с ним во взаимодействии. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение.
В Законе указывается, что в пределах своих полномочий Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и всех юридических и физических лиц.
Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Руководство Банка создается и в определенных формах контролируется Государственной Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.
3. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону "О счетной палате Российской Федерации" в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов — Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.
Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Она взаимодействует с контрольными органами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.
4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. Этот орган осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, и по проведению референдумов РФ.
Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.