Лекция 8. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти РФ

Тип занятия: Информационная лекция.

1. Понятие формы правления. Виды республик.

2. Понятие и признаки государственного органа.

3.Конституционная система государственных органов РФ.

4. Организация государственной власти в субъектах РФ.

Краткое изложение материала

Конституция РФ (ст.3) провозгласила принадлежность власти многонациональному народу России, которая осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В статье 3 Конституции РФ определены две формы народовластия в РФ:

непосредственное (прямое) осуществление власти народа;

осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Непосредственное осуществление власти народа (референдум, свободные выборы) является высшим выражением народовластия. В то же время, необходимость ежедневного, постоянного осуществления государственной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ требует образования постоянно действующих органов государственной власти. Сформированные демократическим образом, наделенные властными полномочиями и находясь под контролем народа эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в России.

Являясь составной частью механизма государства, государственного аппарата органы государственной власти образуют конституционно закрепленную систему, организованную и функционирующую на основе принципов, характерных для демократического, правового государства. Система органов через которые осуществляется государственная власть и реализуются функции государства составляет государственный аппарат, который, в свою очередь, является составной частью механизма государства (подробнее о соотношении этих понятий далее).

Содержание деятельности органов государственной власти, принципы их организации и функционирования, кадровый состав, формы и методы работы предопределяются прежде всего и главным образом сущностью государства, его задачами и функциями.

Сущность Российского государства выражена в его демократическом, правовом характере, в федеративной и республиканской форме государственности (Конституция РФ ст.1).

Задачами государства в условиях становления демократического, правового общества являются обеспечение реальности принадлежащей народу власти, неотъемлемости прав и свобод личности как высшей ценности в обществе, целостности и неприкосновенности государства, суверенитета и верховенства закона, защиты всех форм собственности и свободы экономической деятельности, свободы духовной жизни, идеологических и политических взглядов и др.

В области внешней политики главная задача государства состоит в обеспечении военной безопасности страны, поддержание стабильности в мире, построении добрососедских и взаимовыгодных отношений со всеми странами.

Таким образом, основное предназначение государства – обеспечение свободы политического, экономического, социального и духовного существования и развития нашего общества, безопасности и независимости страны на международной арене.

Этим задачам соответствуют функции государства:

- обеспечительная;

- управленческая;

- охранительная;

- внешняя.

Для осуществления своих задач и реализации функций современное российское государство имеет закреплённые в Конституции РФ (ст.11) органы, наделенные властными полномочиями (Конституция РФ, ст.ст.10,11):

- Главу государства – Президент РФ;

- Представительный (законодательный) орган власти – Федеральное собрание (парламент);

- Правительство, федеральные министерства и иные органы управления;

- Суды РФ;

Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют органы государственной власти, образуемые самими субъектами.

Осуществление задач и функций государственной власти может быть возложено только на граждан РФ, которые в соответствии со ст.ст.3, 32 Конституции РФ имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, быть избранными в органы государственной власти, имеют равный доступ к государственной службе и к отправлению правосудия.

От государственных органов, наделенных властными полномочиями, следует отличать иные государственные учреждения, также входящие в государственный аппарат, но не имеющие государственно-властных полномочий. К ним относятся научно-образовательные, социально-культурные организации и учреждения, государственные предприятия и др.

Как и органы, имеющие государственно-властные полномочия, эти органы также обладают определенными полномочиями, связанными с обеспечением внутренней организованности и служебной дисциплины. Однако они не могут издавать, в отличие от органов наделенных властными полномочиями, общеобязательные нормы и требовать их выполнения.

Все органы государства обладают общими признаками:

- наличием государственного имущества, находящегося в их оперативном управлении и являющегося материальной основой их деятельности;

- наличием финансовых средств, поступающих из бюджетных источников;

- наличием своего счета в банке;

- установленной для них организационной структурой и связанной с ней системой служебной подчиненности и служебной дисциплиной;

- наличием необходимого для своего функционирования объема полномочий.

По общему правилу все органы государства являются юридическими лицами, обладающими правоспособностью и дееспособностью в соответствии с положением о них.

Особое значение, кроме того, имеют признаки, свойственные органам государства, осуществляющим государственно-властные полномочия. По ним определяются органы, осуществляющие по поручению народа принадлежащую ему власть.

К таким признакам относятся:

1. Образование этих органов в установленном государством порядке;

2. Предоставление государством органу права осуществлять от имени государства его задачи и функции;

3. Наделение органа государства государственно-властными полномочиями (главный признак);

4. Осуществлением деятельности органа государства в определенной организационно-правовой форме, установленной государством;

5. Принадлежность органа к конституционным видам и системе органов, осуществляющих государственную власть.

Рассмотрим кратко перечисленные признаки.

1. Органы государственной власти образуются в установленном государством порядке. Так, представительные (законодательные) органы всех уровней, Президент РФ, президенты республик, главы администраций (губернаторы, мэры) иных субъектов Федерации избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти формируются на основе норм Конституции РФ, законов и других нормативных актов, определяющих их статус.

Конституцией РФ и федеральным законодательством четко определен порядок формирования судебных органов.

2. Органы государственной власти уполномочены государством осуществлять его задачи и функции. При этом они могут выполнять как отдельные функции, так и ряд функций или все функции государства в совокупности. Так, Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ осуществляют все функции государства, а Министерство внутренних дел – только функцию охраны общественного порядка, прав, свобод и законных интересов граждан.

3. Органы государства наделяются государственно-властными полномочиями. Наличие властных полномочий – важнейший признак государственного органа, отличающий его от «невластных» органов государственного аппарата, общественных организаций. Такие полномочия нужны государственным органам для осуществления воли народа.

Властные полномочия выражаются в возможности государственных органов в соответствии с их правами издавать законы и иные правовые акты, обязательные к исполнению другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями и обеспечивать их исполнение.

Властные полномочия государственных органов воплощаются в их компетенции. Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет орган государственной власти (должностное лицо), и которые выражаются в соответствующем юридическом акте.

В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция, когда правомочия органа охватывают все вопросы, относящиеся к данному предмету ведения, и специальная компетенция, когда в нее входит лишь точно определенные в правовом акте о статусе этого органа вопросы. Например, в сфере государственного управления органом общей компетенции является Правительство РФ, специальной – министерство, государственный комитет и др.

Компетенция судебных органов, других государственных органов, уполномоченных законом на решение юридических дел, охватывается понятием «юрисдикция». Термин «юрисдикция» употребляется также для обозначения того, в чьем ведении, в ведении какого государственного органа находятся те или иные объекты, имущество. Так, ст.67 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация (в лице ее государственных органов) осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Компетенция органов государственной власти реализуется в юридических актах - правомерных действиях органа (должностного лица), устанавливающих, изменяющих, отменяющих в пределах своей компетенции юридические нормы или решающие юридическое дело, тот или иной конкретный вопрос.

Компетенция органов государственной власти определяется:

- Конституцией РФ;

- Федеральными законами РФ об этих органах;

- Указами Президента РФ, имеющими отношение к деятельности органа;

- Отдельными Постановлениями Правительства РФ по вопросам деятельности министерств и других ведомств;

- Конституциями и законодательством республик в составе РФ, регламентирующими деятельность органов государственной власти республик;

- Уставами и другими нормативными актами краев, областей, городов федерального значения, автономных образований по вопросам деятельности органов государственной власти этих субъектов.

4. Одним из признаков органов государственной власти является определенная организационно-правовая форма их деятельности. Она устанавливается названными выше нормативными актами.

Нарушение органами установленного порядка деятельности влечет за собой непризнание законности их действий или принятого ими акта. Так, для законодательных (представительных) органов государственной власти РФ Конституцией РФ определена основная форма их деятельности – заседания, которые проводятся в соответствии с Регламентами палат Федерального Собрания. Основной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания, периодичность и порядок проведения которых определяются Федеральным Законом РФ о Правительстве РФ.

Для органов правосудия установлен особый порядок конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

5. Конституционное закрепление видов и системы органов государственной власти (ст.11) определяет принадлежность каждого из органов к определенному виду и системе органов в целом. Другими словами, орган государственной власти обязательно входит либо в систему Федеральных органов, либо в систему региональных органов государственной власти. Государственные органы тем или иным образом взаимосвязаны и организованы в единое целое. И в этом состоит один из этих признаков.

С учетом изложенного выше можно установить, что орган государственной власти – это гражданин, организация граждан или структура РФ, образуемая в установленном государством порядке, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций, наделенная государственно-властными полномочиями, действующая в определенных организационно-правовых формах, имеющая право издавать общеобязательные акты и входящая в единую систему органов государственной власти.

Изучение органов государственной власти в курсе «Конституционное право РФ» осуществляется с учетом их признаков в следующей последовательности:

1. Общая характеристика органа государственной власти, место и роль органа в системе органов государства.

2. Нормативное регулирование организации и деятельности органа.

3 Порядок образования органа.

4. Состав (структура) органа.

5. Компетенция органа государственной власти.

6. Организационно-правовые формы деятельности органа государственной власти.

7. Акты, издаваемые органом государственной власти, их юридическая сила.

Из рассмотренного следует, что органы государственной власти РФ по задачам, содержанию и формам своей деятельности разнообразны. Наиболее существенное их деление закреплено в статье 10 Конституции РФ. «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Органы государственной власти также подразделяются на два уровня - федеральные, осуществляющие свои функции в пределах РФ в целом и органы государственной власти субъектов Федерации, сложившиеся в систему организации государственной власти в республиках, краях, областях, городах федерального значения, в автономной области и автономных округах (Конституция РФ, ст.11).

По содержанию своей деятельности органы государственной власти классифицируются как политические, хозяйственные, социально-культурные.

По правовым формам деятельности государственные органы подразделяются на правотворческие (законодательные), исполнительные, правоохранительные.

Законодательные органы государственной власти существуют на двух уровнях:

а) Федеральный орган законодательной власти - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы;

б) региональные (субъектов РФ) законодательные органы:

- республик в составе России – Законодательные Собрания, Думы, Государственные Советы, Хуралы и т.д.;

- краевые, областные, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - Собрания, Думы и т.д. Это представительные органы государственной власти, формируемые гражданами РФ на основе всеобщих выборов, которым народ не передает принадлежащую ему власть, но поручает от своего имени осуществлять ее.

Принимая решения, представительные органы выражают волю тех, кого они представляют: весь народ, либо население проживающее на определенной территории.

Исполнительные органы государственной власти РФ:

а) Федеральные - Правительство РФ, Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Центральные ведомства и их органы в административно-территориальных образованиях (городах, районах, районах в городе, округах);

б) органы исполнительной власти субъектов Федерации – Президенты (в большинстве республик), Правительства (Кабинеты министров, Советы Министров), министерства, государственные комитеты, комитеты и др. ведомства республик и некоторых других субъектов Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область), а также администрации и их отраслевые органы - департаменты, комитеты, управления и т.п. остальных субъектов Федерации и их подразделения в городах и районах.

В исполнительных органах государственной власти можно выделить те органы, которые выполняют политические и иные властные функции - органы иностранных дел, юстиции, финансов и так называемые «силовые ведомства» (министерство обороны, министерство внутренних дел, органы безопасности), а также органы, осуществляющие управление хозяйственными и социально-культурными организациями и учреждениями. Иными словами, исполнительные органы подразделяются на органы политического управления и органы хозяйственного и социально-культурного управления.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а следовательно Конституционными Судами и, системой федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Осуществление судебной власти в форме правосудия есть высшая юрисдикционная деятельность судов, осуществляемая непосредственно от имени государства на основании Конституции РФ. Суды - единственные в государстве органы, компетентные в отношении того или иного юридического дела на основании закона «судить о праве», т.е. признавать правомерность или неправомерность фактов, выносить по ним юридически окончательные с точки зрения права решения.

Органы судебной власти в РФ едины. Они составляют строго определенную законом систему.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. (СЗ РФ, 1997, п.1, ст. 1) в РФ установлена единая судебная система, предусматривающая:

а) Федеральные суды РФ;

б) Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

в) мировые судьи субъектов РФ.

К Федеральным судам относятся:

а) Конституционный суд РФ

Верховный Суд РФ

Верховные Суды республик в составе РФ

краевые, областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов;

районные (городские) суды

военные военных округов, флотов, армий, гарнизонов и др. и специализированные суды (по рассмотрению гражданских и административных дел).

Указанная группа, кроме Конституционного Суда являющегося судом Конституционного контроля составляет систему федеральных судов общей юрисдикции.

б) Высший Арбитражный Суд РФ;

Федеральные арбитражные суды округов;

Арбитражные суды субъектов РФ.

Указанные суды составляют систему федеральных арбитражных судов.

В настоящее время в РФ действуют Федеральные арбитражные окружные суды: Волго-Вятского округа; Восточно-Сибирского округа; Дальневосточного округа; Западно-Сибирского округа; Московского округа; Поволжского округа; Северо-Западного округа; Северо-Кавказского округа; Уральского округа; Центрального округа. Всего 10 федеральных арбитражных окружных судов.

Суды субъектов РФ:

Конституционные (уставные) суды;

Мировые судьи, являющиеся общей юрисдикцией субъектов РФ.

Судьи всех судов (кроме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) назначаются указами Президента РФ по предоставлению органов юстиции субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в соответствии с законами субъектов Федерации. Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Вышестоящий судебной инстанцией для мирового судьи является районный суд соответствующего судебного района.

Полномочия мирового судьи и порядок его деятельности устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Особое место в государственном механизме с учетом современного понимания разделения властей занимает глава государства – Президент. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей власти. Он определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые реализуются в деятельности всех органов государственной власти и определяет единство этих действий. Именно поэтому главам Конституции РФ, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава «Президент РФ», а статья 11 Конституции РФ, в числе органов осуществляющих государственную власть прежде всего называет Президента РФ.

Президенты, как главы государств и исполнительной власти, имеются также в республиках в составе РФ.

К видам государственных органов относятся также органы надзора и контроля, имеющиеся в представительных органах и осуществляющие парламентский контроль, и в исполнительных органах: общегосударственные (контрольное управление Администрации Президента РФ, Федеральные службы по валютному и экспортному контролю, Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и другие); ведомственные (контрольно-ревизионные органы министерств, торговая инспекция, санитарно-эпидемиологическая служба – СЭС и др.). Государственный контроль – одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный контроль охватывает отрасли государственного управления, сферы государственной и экономической жизни, он должен содействовать совершенствованию деятельности государственного механизма и механизма регулирования рыночной экономикой.

Ведущая роль в государственном контроле принадлежит высшим должностным лицам представительным и исполнительным органам власти. Им подконтрольны органы государственного управления и должностные лица.

Министерства и иные органы центрального и регионального управления в свою очередь осуществляют государственный контроль за деятельностью подчиненных им организаций и учреждений.

Отметим еще один важный признак органа государственной власти. Государственный орган состоит из государственных служащих, т.е. работников, выполняющих определенную работу в государственном органе и получающих за это заработную плату, подчиненных служебной дисциплине.

Положение, права и обязанности государственного служащего определяются законом или положением об органе и занимаемой им должности.

Государственный служащий в силу занимаемой должности имеющий властные полномочия и право самостоятельно принимать решение по их использованию является должностным лицом. Высшим должностным лицом в стране является глава государства – Президент.

Соотношение понятий: «механизм государства», «государственный аппарат», «орган государственной власти».

Механизм государства – это определенным образом организованная система проникнутых внутренним единством и взаимной зависимостью, действующих согласованно разнообразных государственных органов и учреждений, посредством которых государство решает свои задачи. К механизму государства относятся государственный аппарат, предприятия, организации и учреждения государственного сектора, материальные силы и средства обеспечения государственной власти -– армия, разведка, силы безопасности и охраны общественного порядка и др.

Государственный аппарат - это система (комплекс) государственных органов, учреждений и организаций через которые осуществляется государственная власть, функции государства. Государственный аппарат – это составная часть механизма государства, та его часть, которая реализует управленческо-обеспечительную и охранительную функцию государства. Основу государственного аппарата составляют органы государственной власти.

Орган государственной власти – это часть, причем основная часть, как государственного аппарата так и механизма государства, на которые возложена задача осуществления государственной власти.

Регулирование порядка организации и деятельности органов государственной власти осуществляется государственно-правовыми нормами. Основная роль в этом принадлежит нормам, содержащимся в Конституции РФ, федеральных законах об этих органах, принятых на основе Конституции. Нормативное регулирование деятельности государственных органов осуществляется также Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства России.

В субъектах РФ деятельность региональных органов государственной власти, кроме того, определяется конституциями, уставами и законодательством субъектов.

Важное значение в правовом регулировании организации и деятельности органов государственной власти имеют законы о статусе депутатов представительных органов, об основах избирательной системы, регламенты, определяющие порядок деятельности представительных органов.

Деятельность федеральных министерств и других федеральных органов управления России, а также министерств и других ведомств республик в составе РФ регламентируется положениями об этих органах, утверждаемыми правительствами соответственно РФ или республик.

Деятельность отраслевых органов управления администраций (правительств) субъектов Федерации – краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется уставами этих субъектов Федерации, законодательством и положениями о статусе этих органов.

В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат конституционные принципы – исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов. Такими принципами являются:

- разделение власти в РФ на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ);

- единство системы государственной власти РФ (ст.5 Конституции РФ);

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 5, 71, 72, 73 Конституции РФ);

- соблюдение органами государственной власти и должностными лицами требований Конституции РФ и законов (ст.15 Конституции РФ);

обязанность органов государственно власти обеспечить реальность и незыблемость конституционных прав и свобод граждан, в том числе право граждан участвовать в управлении делами государства (ст.2, 32 и др. Конституции РФ).

Краткая характеристика названных принципов.

1. Один из важнейших принципов функционирования государственной власти – разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Принцип разделения властей был выдвинут в качестве основополагающего в ходе развития демократических институтов государственности в 17-18 веках. Передовые мыслители того времени Дж. Локк, Монтескье, т.п. выдвинули идею о необходимости разделения единой, всеохватывающей государственной власти вначале на законодательную, исполнительную, а затем и на судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, а во-вторых, уравновешивать другие власти.

Принцип разделения властей стал основой теории правового общества и государства. Общество, где на обеспечена гарантия прав человека и нет разделения властей, не может быть демократическим – эта концепция государственности была закреплена в конституциях большинства цивилизованных стран.

В России этот принцип признан и конституционно закреплен в ходе проведения коренных реформ государственности. С принятием в 1990 годы Деклараций о государственном суверенитете России и других стран, бывших республик СССР, концепция разделения властей стала рассматриваться в качестве социальной доктрины.

Почему этот принцип, как юридическая основа организации власти, был неприемлем советскими конституциями? Известно, что советская концепция организации государственной власти исходила из признания полновластия Советов, и поэтому отрицала необходимость сдерживания, ограничения власти Советов. В силу этого ни признать, ни тем более закрепить юридически саму возможность ограничения власти Советов было невозможно, прежде всего, по причинам, политического характера.

Разделение властей, по мысли основоположников этой идеи, характеризуется двумя аспектами – функциональным и органическим (организационным).

В функциональном плане этот принцип означает, что каждая власть имеет свою монополию на осуществление присвоенной ей функции, которую другие власти не могут выполнять ни при каких обстоятельствах.

Законодательная власть творит все законы, исполнительная (правительство) обеспечивает их исполнение, судебная выносит по ним решение.

В органическом (организационном) смысле этот принцип означает, что каждая из государственных властей обязана уважать независимость другой власти; законодательная не вправе вмешиваться в функции правительства или направлять судебной власти свои распоряжения; правительство не вправе приостанавливать применение законов и вмешиваться в деятельность органов правосудия; судья не может привлечь к суду ни законодательный орган, ни правительство.

Осуществление законодательной, исполнительной и судебной властей различными самостоятельными государственными органами необходимо для сдерживания злоупотреблений властью, а не просто для «разделения труда» в государственном механизме. Органы, осуществляющие власть, как бы уравновешивают друг друга. Исключается создание органа, занимающего доминирующее положение.

Ограничения власти необходимы для обеспечения ее демократического функционирования. Именно демократическая направленность теории разделения властей, стремление к обеспечению свободы и прав граждан составляют ее общечеловеческую ценность.

Таким образом, смысл разделения властей состоит в том, чтобы единую государственную власть рассредоточить по функциям с целью предотвращения чрезмерной концентрации власти в деятельности одного органа, что может создать условия для установления в стране диктаторского политического режима.

В теории разделения власти рассматривается также проблема возможности появления многовластия. Такая возможность в условиях нашего государства исключается, поскольку власть в РФ едина, ее единственным источником является многонациональный народ России (Конституция РФ, ст.3) и осуществляется она через систему органов государственной власти, каждый из которых в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Противостояние законодательной и исполнительной власти в России в 1991-1993 годы объясняется не только политическими причинами – борьбой за власть, но также конституционным закреплением всевластия съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, давшим этому органу юридические основания для такого противостояния. Новая Конституция упразднила это основание.

Выше отмечалось, что органы государственной власти в России подразделяются на федеральные и органы государственной власти субъектов Федерации. Положение ст.10 Конституции РФ о разделении властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Принцип разделения властей, относящийся к деятельности государственной власти, не относится к организации и деятельности органов местного самоуправления, так как согласно ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Система органов государственной власти, их деятельность основывается на принципе единства системы государственной власти.

Это проявляется в том, что:

а) единственным источником власти, определяющим систему органов государственной власти как на федеральном так и на региональном (в субъектах Федерации) уровне является народ РФ в целом, или субъекта Федерации. Никто иной, кроме народа, не учреждает органы государства, осуществляющие принадлежащую народу власть;

б) во всей РФ действует единая система органов государственной власти, организационная структура которых, наименование могут быть разными с учетом особенностей субъектов Федерации (ст.77 Конституции РФ);

в) деятельность органов государственно власти – Федеральных и региональных осуществляется на основе единых принципов, закрепленных Конституцией РФ;

г) все органы государственной власти реализуют единую для РФ экономическую, социальную, экологическую и культурную политику и в силу этого наделены одинаковыми предметами ведения, закрепленными в Конституции РФ;

д) организация и деятельность органов государственной власти регулируется нормативными актами, составляющими единую правовую систему РФ.

3. В тесной связи с принципом, единства системы государственной власти находится принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, что определяется федеративным характером Российского государства и особенностями статуса субъектов Федерации.

Этот принцип означает, что все органы государственной власти РФ, решая общие для них задачи в основных, главных сферах общественной жизни - политической, социально-экономической и духовной, наделены не одинаковым кругом предметов ведения и полномочий.

Федеральные органы государственной власти имеют исключительное право на решение вопросов, обозначенных ст.71 Конституции РФ. Этот перечень прав федеральных органов государственной власти необходим и достаточен для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ.

Федеральные органы, кроме того, обладают правами, относящимися к совместному ведению РФ и ее субъектов (Конституция РФ, ст.72). Совместное ведение означает совместную деятельность и ответственность РФ и ее субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляются отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами.

Органы государственной власти субъектов РФ в силу ст.72 наделены правами в сфере совместного с органами государственной власти РФ ведения, а также имеют самостоятельный объем государственной власти (ст.73). Все, что не указано в перечнях, касающихся исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последние вправе решать самостоятельно. Самостоятельные полномочия субъектов Федерации могут также определятся заключенными с их участием соглашениями.

4. Принцип строгого соблюдения органами государственной власти и должностными лицами в процессе своей деятельности требований Конституции РФ и законов – одна из важнейших черт правового государства.

Требование строгого соблюдения законов в деятельности органов государственной власти означает, что все государственные органы образуются в установленном Конституцией РФ и федеральными законами, а также Конституциями и законодательством субъектов Федерации порядке и действуют в пределах предусмотренной законом компетенции.

Все органы государства в своей деятельности должны опираться на закон, строго следовать его предписаниям.

5. Одним из проявлений законности в деятельности органов государственной власти является обеспечение государственным органом законности на подведомственной территории или сфере. Они должны не только сами строго следовать закону, но и активно бороться за точное и неуклонное исполнение законов и других актов государственных органов, изданных на основе и во исполнение законов, всеми государственными учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Это в полной мере относится к деятельности правоохранительных органов, в том числе органов Министерства внутренних дел.

Наши рекомендации