Традиционно выделяется внешний и внутренний аспекты суверенитета.
Внешний аспект связан с независимостью государства в отношениях с другими государствами, равно как и способность вступать в международные отношения, возлагать на себя международные обязательства, реализовывать свои права, что выражается в международной правосубъектности Российской Федерации, о которой целесообразно вести речь в рамках институтов международного права.
Внутреннее проявление суверенитета России связано с верховенством власти данного государства в его границах и выражается в принципе распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию.
Существование Российской Федерации как единого независимого государства возможно лишь при правомерной трактовке конституционных норм о носителе государственного суверенитета в России и неукоснительном их соблюдении.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Значит, государственный суверенитет производен от народного суверенитета. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Следовательно, в России нет территорий, на которые бы не распространялся ее суверенитет.
Поскольку носителем суверенитета в федеративном государстве является весь его народ, то суверенным государством является федерация, а не ее составные части. Это не исключает того, что в формировании государственной воли участвуют все органы государственной власти, как федеральные, так и региональные. Вся система органов государства реализует государственный суверенитет, носителем и единственным источником которого является весь народ. Суверенную государственную власть осуществляют все звенья государственного аппарата, а не только, как это иногда полагают, высшее его звено. Однако тем более недопустимо и неконституционно наделять им отдельные уровни осуществления государственной власти и территориального устройства государства, в частности, субъекты Федерации. Признание суверенным только Российского федеративного государства как единого целого является гарантией обеспечения общих политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов всего населения Федерации, а также государственного единства в целом.
В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ на первое место не случайно поставлен принцип государственной целостности России. Данный принцип выражает историческую преемственность Российской государственности и основан на государственном суверенитете и международной правосубъектности Российской Федерации.
Государственная целостность представляет собой единство трех основных составляющих государства: единство территории, единство государственной власти, единство народа. Единство территории России выражается в принципах территориальной целостности и неприкосновенности территории, а также отсутствии внутренних барьеров для перемещения людей, товаров, услуг, финансов и информации.
Согласно ч. 3 ст. 4Конституции РФ, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности является обязанностью Российского государства. Словосочетание «Российская Федерация» означает в данном случае не столько федеральный уровень государственной власти, сколько все Российское государство в целом, включая и субъекты Федерации.
Существенным фактором обеспечения территориальной целостности Российской Федерации стало обеспечение единства правового пространства посредством судебного контроля, прокурорского надзора, деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, наконец, установления ответственности органов государственной власти субъектов Федерации за нарушение Конституции РФ и федерального законодательства.
Особой составляющей неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации является неприкосновенность ее государственной границы и пограничного пространства, которая также обеспечивается правовыми средствами. Не случайно одним из первых законов, принятых в период трансформации РСФСР в Российскую Федерацию был именно Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
Ключевым юридическим выражением государственной целостности выступает единство правового пространства России, а единство государственной власти невозможно без реализации принципа верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Данный принцип обеспечивает правовое и политическое единство страны, поскольку означает, что Российская Федерация является единой государственно-правовой системой и единым субъектом международного права. В данном положении также выражен один из основных признаков конституционного государства, заключающийся в том, что государственная власть в нем ограничена. Конституцией и федеральными законами установлены пределы осуществления государственной власти, государство связано Конституцией и законом, а органы государства, учреждения и должностные лица выступают представителями всего общества и ответственны перед народом.
Рассматриваемый принцип связан с федеративной природой государства, означая, что федеральная Конституция и федеральные законы в силу их верховенства на всей территории Российской Федерации не нуждаются в подкреплении в какой-либо форме субъектами Федерации. На всей территории государства они действуют прямо и непосредственно.
Исходя из провозглашенной государственной целостности, единства государственной власти, разделение власти не следует понимать как существование параллельных, подлинно самостоятельных и независимых друг от друга структур.
Государственная власть, в принципе, едина и представляет собой целостную категорию, так же как и иные признаки государства (суверенитет, территория). При разделении территории государства получится не одно, а несколько государств, а при нарушении целостности суверенитета получается государство в государстве. Данное утверждение справедливо и по отношению к государственной власти.
Таким образом, в российской практике понятие разделения власти равнозначно организационному обособлению органов, реализующих три основные направления ее осуществления.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов закреплен в ч. 3 ст. 5Конституции РФ. Он также направлен на обеспечение единства государственной власти в сочетании с федеративным характером государственности. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметы их совместного ведения, как известно, разграничены Конституцией РФ в ст. 71-73.
В контексте единства государственной власти как проявления целостности государства следует трактовать положение ст. 11Конституции РФ о том, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, а разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Указанное положение не может рассматриваться как основа выдвижения концепции особой государственной власти субъектов Федерации, отличной от власти федерального центра, равно как и разрушения системного единства осуществления государственной власти в России через государственные органы разного уровня.
Таким образом, подчеркнем единство государственной власти федеративного государства, как и государства унитарного. Отличие состоит в том, что в федеративном государстве осуществляют ее федеральные органы и органы субъектов федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий. Есть предметы ведения федерации, есть предметы ведения ее субъектов, а в ряде федераций и предметы совместного ведения, где часть полномочий осуществляют органы государственной власти федерации и часть – органы государственной власти ее субъектов, что отражено в правовых системах федеративных государств, в том числе в правовой системе Российской Федерации.
Все предметы ведения и полномочия представляют собой сферу реализации единой государственной власти, следовательно, не может быть государственной власти федерации и государственной власти ее субъектов. Есть единая государственная власть, которая осуществляется федеральными органами и органами субъектов федерации на основе принципов федеративного устройства.
Можно говорить лишь об уровнях осуществления единой государственной власти. Искусственное же выделение государственной власти субъектов федерации наряду с федеральной государственной властью только вносит дополнительные трудности в реализацию федеративных отношений. С одной стороны, получается, что есть как бы основная, главная государственная власть федерации и некая второстепенная, «второсортная» государственная власть субъекта федерации.
Поскольку правоприменение теснейшим образом связано с правопониманием, такая «сортировка» государственной власти может привести к умалению значения правовых актов и юридически значимых деяний органов субъектов федерации либо к провозглашению особой государственной власти субъекта федерации, существующей отдельно от федеральной государственной власти, что переводит страну по сути дела на конфедеративный тип отношений.
Единство народа выступает основой целостности, развития и самого существования государства. Данный аспект государственного единства лежит во многом за пределами юридической материи. Вместе с тем и правовой фактор обеспечения народного единства имеет место быть. С институтами федеративного устройства наиболее тесно связан принцип равноправия и самоопределения народов России. Применительно к многонациональности Российской Федерации задача обеспечения народного и государственного единства заключается в оптимальном соотношении таких основных принципов федеративного устройства Российской Федерации, как государственная целостность и право на самоопределение народов России. В русле их соотношения следует подчеркнуть недопустимость эксплуатации ложно понимаемого принципа права народов на самоопределение, отрицающей государственную целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.
Федеративная форма и многонациональный состав населения России обуславливают специфику реализации принципа государственной целостности, но не делают из него исключений.
Конституционный статус России одновременно с рассмотренными выше фундаментальными положениями, включает и другие черты федеративной государственности.Здесь речь о государственно-правовых признаках, которые характерны для федеративного государства, а именно:
- суверенитет страны, который распространяется на всю территорию и проявляется в верховенстве Конституции;
- федеральные органы государственной власти, разделенные на независимые ветви власти, полномочия которых распространяются на всю территорию России;
- наличие Конституции как Основного Закона;
- неприкосновенная и целостная государственная территория, состоящая из территорий всех субъектов, а также внутренние и территориальные воды и воздушное пространство;
- единое для всех населяющих страну гражданство;
- государственный язык, определенный на законодательном уровне;
- наличие Вооруженных Сил;
- сформированная единая денежная единица – рубль;
- наличие государственной символики, в том числе государственного флага, герба и гимна;
- наличие столицы страны.
Перечисленные элементы конституционного статуса Российской Федерации опосредуют ее компетенцию, включающую конкретные полномочия и предметы ведения.
Лекция 4. Гражданские правоотношения. Объекты гражданских прав. Право собственности. Обязательства и договоры в гражданском праве