Внешний и внутренний контроль. Контроль подразделяется на внешний и внутренний

Контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний контроль имеет место, когда его субъект и объект находятся в одной системе.

Внешний – в разных системах.

Целями любого вида контроля являются своевременное выявление отклонений фактических от желаемых результатов и ликвидация этих отклонений в случае необходимости.

Характеристики эффективного контроля:

- стратегическая направленность – общие приоритеты организации;

- ориентация на результаты;

- соответствие делу;

- своевременность контроля;

- гибкость контроля;

- простота контроля;

- экономичность контроля.

Контрольные вопросы

1.Цель контроля в управлении?

2.Что представляет собой внешний контроль?

3. Перечислить этапы контроля.

4. Что означает гибкость контроля?

5. Как понимать экономичность контроля?

МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие мотивации

Процесс мотивации

Содержательные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации

10.1. Понятие мотивации

Мотивация – это сила, побуждающая к действиям. Это процесс создания условий, оказывающих воздействие на поведение человека.

Мотивация ориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения, направлению усилий, целям и вознаграждению, на которое рассчитывают в результате выполнения работы.

Мотивация – это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости, в направлении достижения определённых целей.

Потребности – то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для всех людей и в тоже время имеет определённое индивидуальное проявление. Это то, от чего человек стремится освободиться. Потребности могут возникать как осознано, так и неосознанно.

Устранение потребности не означает, что она исчезает навсегда (она может возникнуть в другой форме, с другой силой).

Потребности подразделяются на первичные (физиологические) и вторичные (в успехе, привязанности, власти).

Мотив – то, что вызывает определённые действия человека; внутренняя причина, заставляющая человека действовать (не только что надо сделать, но и как).

К мотивам относятся:

1) желание материального благополучия;

2) самореализация (проявление собственной значимости);

3) самоутверждение (осознание собственной значимости);

4) служение ближнему (педагоги, врачи).

Совокупность мотивов, составляющая определённое соотношение друг к другу по степени их воздействия называется мотивационной структурой(мотивационным ядром).

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определённых мотивов.

В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определённых действий.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей – процесс стимулирования.

Вознаграждение – всё то, что человек считает ценным для себя.

Виды вознаграждений:

· экономические (зарплата, премии, льготы);

· престижные (должность, титул, звание);

· содержательные (удовлетворенность работой).

Вознаграждение подразделяется на внешнее и внутреннее.

Внутреннее вознаграждение даёт сама работа (чувство значимости выполняемой работы, дружба и общение, возникающие во время работы).

Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а даётся организацией (зарплата, продвижение по службе).

Процесс мотивации

Мотивация как процесс может быть представлена в виде 6 стадий:

1. Возникновение потребностей.

2. Поиск путей устранения потребностей (можно удовлетворить, подавить, не замечать).

3. Определение целей или направлений действий.

На данной стадии происходит увязка четырёх моментов:

· что я должен получить, чтобы устранить потребность?

· что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю?

· в какой мере я могу добиться того, чего желаю?

· на сколько то, что я могу получить, может устранить потребность?

4. Осуществление действия.

5. Получение вознаграждения за осуществлённые действия (результат: усиление, ослабление мотивации).

6. Устранение потребности.

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации потребностей и их влиянии на мотивацию. Содержательные теории мотивации, в первую очередь, пытаются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объёма и содержания работы. Одним из первых теоретиков, уделявших внимание мотивации является А.Маслоу.

Теория А.Маслоу

Он разделил потребности на 5 категорий и расположил их в виде строгой иерархической структуры, показанной в пирамиде:

 
  Внешний и внутренний контроль. Контроль подразделяется на внешний и внутренний - student2.ru

самовыражение

Внешний и внутренний контроль. Контроль подразделяется на внешний и внутренний - student2.ru уважение

Внешний и внутренний контроль. Контроль подразделяется на внешний и внутренний - student2.ru социальные

потребности

 
  Внешний и внутренний контроль. Контроль подразделяется на внешний и внутренний - student2.ru

безопасность и защищённость

 
  Внешний и внутренний контроль. Контроль подразделяется на внешний и внутренний - student2.ru

Внешний и внутренний контроль. Контроль подразделяется на внешний и внутренний - student2.ru физиологические потребности

Пирамида потребностей

Основной вывод теории мотивации А.Маслоу: потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение людей, прежде, чем на мотивацию начнут влиять потребности более высокого уровня.

Теория Д.МакКлелланда

Д.МакКлелланд развил теорию потребностей. Он считал, что людям присущи три основные потребности:

1)Потребность власти.

2) Потребность успеха.

3) Потребность причастности.

Потребность власти – желание воздействовать на других людей.

Потребность успеха – процесс доведения работы до успешного результата.

Потребность в причастности – заинтересованность в компании, знакомых, налаживании дружеских отношений и другое.

Двухфакторная теория Ф.Герцберга.

Ф.Герцберг разделил потребности на 2 группы:

· гигиенические факторы;

· мотиваторы.

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа (температура, отсутствие шума), мотиваторы – с самим характером и сущностью работы.

Отсутствие или недостаточная степень гигиенических факторов ведёт к неудовлетворённости работой. Но их присутствие не может мотивировать человека на что-либо.

Отсутствие мотиваторов не приводит к неудовлетворённости работой, но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

Наши рекомендации