Внешний и внутренний анализ.

Анализ внешней среды организации представляет собой процесс определения условий внешней среды, которые могут представлять как возможности для существования организации, так и угрозы. Определяются значение факторов среды и их динамика.

Традиционно оцениваются следующие факторы внешней среды организации:

· экономические: уровень инфляции, ставки кредитования, стабильность валюты, рост/падение уровня доходов населения;

· политико-правовые: государственная политика, уровень налогов, таможенное законодательство, трудовое законодательство;

· социально-демографические: состав населения и динамика его изменения, наличие общественных организаций, тенденция изменения общественного сознания;

· технологические: научно-технический прогресс, тенденции в изменениях технологий;

· рыночные: наличие и уровень спроса, уровень конкуренции, слабые и сильные стороны конкурентов и т. д.;

· культурно-географические: особенности потребления товаров на различных территориях, удаленность территорий, с которыми работает организация, и т. д.

Оценка внутренней среды организации осуществляется для определения сильных и слабых сторон и обычно проводится по следующим направлениям:

· маркетинг и сбыт: оцениваются потребители организации, уровень их обслуживания товарами и услугами, производимыми организацией (качество, цены, сервис и т. д.);

· финансы: оцениваются финансовые показатели деятельности с целью выявления ресурсов развития;

· производство: загруженность мощностей, их изношенность, технический уровень, качество процессов производства;

· кадры: наличие необходимых специалистов, уровень компетенции, текучесть кадров;

· организация: общий имидж организации, доля на рынке, конкурентное положение.

Формирование и анализ стратегических альтернатив

Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия выбирается с учетом:

· конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

· перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

· в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

В качестве базовой стратегии выбирается один из следующих типов стратегии: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия выживания, совмещение этих стратегий.

1) Стратегия роста направлена на постоянное развитие всех или стратегически значимых направлений деятельности предприятия (стратегических зон хозяйствования).

2) Стратегия стабилизации предполагает сбалансированное состояние внутренней и внешней среды предприятия для выявления резервных возможностей и перехода на стадию роста.

3) Стратегия выживания рассматривает варианты перестройки отдельных или всех направлений деятельности предприятия для поэтапного перехода на стратегию стабилизации и стратегию роста. Стратегия роста имеет различные варианты стратегических альтернатив.

Выбор стратегии

Руководители организации в заключение должны выбрать одну из стратегий, которая наилучшим образом:

· повлияет на финансовый результат;

· не будет противоречить существующим принципам организации;

· будет принята работниками организации;

· будет поддержана соответствующими ресурсами в необходимом объеме.

  1. реализация стратегии

Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии: цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка стратегии

Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

· соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

· соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

· приемлемость риска, заложенного в стратегии.

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.

Решение — это выбор альтернативы. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. В менеджменте принятие решений — систематизированный процесс. Причины этому — ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.

Методы принятия решений:

Наши рекомендации