Обеспечение срока полномочий судей
Обеспечение срока полномочий, при условии "должного поведения" судьи, является неотъемлемой частью гарантий независимости. Как основания, так и процедура отстранения судьи от должности, должны устанавливаться законом.
Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности в данном суде в течение всего срока полномочий. Законом о статусе судей в РФ введена норма о неограниченности их полномочий каким-либо сроком (ст.11). Исключение сделано лишь для судей, наделяемых полномочиями впервые: после трех лет работы они вновь должны проходить процедуру назначения и тогда уже могут быть назначены на определенный срок. Однако в докладе, подготовленном экспертами Совета Европы, отмечается, что такой испытательный срок может нанести ущерб независимости судьи, который еще не назначен на эту должность, если в течение данного периода в отношении него осуществлялось прямое или косвенное давление, которое связано с последующим назначением. Можно было бы предусмотреть статус “судьи-стажера”, имеющего четко определенные полномочия, или гораздо более короткий испытательный срок. В любом случае необходимо без малейшей неопределенности установить гарантии того, что оценка стажировки или испытательного срока будет вынесена объективно[285]. Следует также отметить, что в отличие от всех других судей судьи Конституционного Суда наделяются полномочиями на 12 лет и не могут быть назначены на второй срок. В связи с этим в ст.14 Закона о судебной системе указывается, что полномочия судей федеральных судов не ограничиваются определенным сроком, если иное не установлено Конституцией или федеральным конституционным законом. Поскольку Закон о статусе судей не является федеральным конституционным законом, ч.3 ст.11 названного Закона, об ограничении срока полномочий для впервые избранных судей, утратила силу.
Поддерживая введение неограниченного срока полномочий, следует, однако, отметить, что он не имеет никаких границ, кроме естественных, то есть смерти судьи (п.8 ст.14 Закона о судебной системе). Поэтому теперь придется время от времени сталкиваться с деликатной проблемой удаления в отставку судьи, который из-за своего преклонного возраста уже не в состоянии работать в полную силу. Квалификационным коллегиям судей придется решать этот вопрос при отсутствии в законе каких-либо объективных критериев. Не лучше ли в данном случае воспринять ряд положений Закона о Конституционном Суде от 21 июля 1994 г., в том числе об установлении предельного возраста, по достижении которого судья обязан выйти в отставку, который назван в ст.12 данного Закона – 70 лет. Такое решение является наиболее оптимальным, оно хотя и формализует, но существенно упрощает проблему и позволяет использовать еще один рычаг для сохранения высокого рабочего потенциала судейского корпуса.
Другой гарантией несменяемости судей является запрет приостанавливать или прекращать их полномочия иначе как в порядке и по основаниям, закрепленным федеральным законом (ч.2 ст.121 Конституции). Такие порядок и основания установлены Законом о статусе судей. Решение приостановить или прекратить полномочия судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей. Такие коллегии образуются органами судейского сообщества: Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации – Всероссийским съездом судей, квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда – на собраниях этих судов, квалификационные коллегии судей общих судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации – на съездах (конференциях) судей соответствующих судов, квалификационные коллегии судей военных округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных сил – на съездах (конференциях) судей соответствующих военных судов.
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации.
Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращение гражданства Российской Федерации;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в тот же срок.
Отставкой судьи по смыслу этого Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.
Особый порядок приостановления и прекращения полномочий предусматривается в отношении судей Конституционного Суда РФ. Согласно ст.17 Закона о Конституционном Суде полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если:
1) было дано согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;
2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются ввиду:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда, установленного Конституцией и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде РФ”;
2) истечения срока полномочий судьи или достижения судьей предельного возраста пребывания в должности;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности;
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
12) смерти судьи.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии (ст.18 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”).
Судейский иммунитет
Одной из существенных гарантий независимости судей является установленная в ч.1 ст.122 Конституции их неприкосновенность, или иммунитет.
Помимо иммунитета, должен быть гарантирован и судейский индемнитет: судьи должны иметь возможность вынести решение без опасения, что с любой стороны последуют ответные меры, или после того, как решения будут вынесены и обоснованы, кто-либо потребует их разъяснить. “Судейская неприкосновенность включает в себя ... судейский индемнитет, то есть невозможность любых форм законного преследования судьи за мнения, выраженные им при выполнении своих должностных обязанностей... Но если судья в процессе судопроизводства выражает антиправовые убеждения, если он злонамеренно выносит противоправные решения, то он подлежит законному преследованию”[286].
Институт неприкосновенности ограждает от всяких посягательств прежде всего личность судьи.
Конституция не раскрывает понятие неприкосновенности судей, но устанавливает лишь особый порядок привлечения их к уголовной ответственности: судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч.2 ст.122 Конституции). В то же время судья, безусловно, не подлежит административной ответственности.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П отмечается, что установленное в п.3 ст.16 Закона о статусе судей правило о недопустимости возбуждения уголовного дела в отношении судьи без согласия на то квалификационной коллегии судей выступает одной из гарантий неприкосновенности судей[287].
Сходный с судейским иммунитет депутатов и прокуроров не настолько широк, как иммунитет судей, что свидетельствует об особом положении последних. Так, попытка установления федеральным законом более широкого, чем указанный в Конституции, перечня случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, была признана неконституционной. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. № 5-П, “из смысла статьи 98 и пункта 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации вытекает, что неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию”[288]. В то же время в Постановлении от 7 марта 1996 г. N 6-П Конституционный Суд указал, что “конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (статьи 10 и 120 Конституции Российской Федерации).
Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно Конституции Российской Федерации (статьи 91, 98) обладают неприкосновенностью” [289].
Защита судей
Очевидно, что для исполнения судебной властью своих функций должны обязательно поддерживаться физическая безопасность судей, персонала судов и охрана судебных помещений. Судьи должны быть наделены соответствующими полномочиями по защите судов и процесса рассмотрения дел.
В соответствии со ст.9 Закона о статусе судей, судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.
Однако, в связи с недостатком финансирования (о чем уже говорилось выше) положения обоих законов не выполняются. До сих пор судьям не предоставлено оружие, обещанное двумя законами (в настоящее время они располагают лишь газовыми пистолетами).
В целях должного обеспечения независимости судьям необходима адекватная оплата труда. Если заработная плата может быть увеличена или уменьшена по прихоти исполнительной власти, в умах людей всегда будет подозрение, что это влияет на судебные решения. Заработная плата должна быть достаточной для того, чтобы привлекать квалифицированных кандидатов, принимая во внимание, что доход по предыдущему месту работы будет для них недоступен.
Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому Федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда. Судьям производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными актами. Размер денежных поощрений (премий) судей по итогам работы за квартал и год не может быть меньше размеров, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти. Судья, достигший возраста 60 лет (женщины – 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. Законом о статусе судей, а также Законом о дополнительных гарантиях социальной защиты судей предусматривается ряд дополнительных льгот для судейских работников.
Однако, по результатам исследований экспертов Совета Европы оплата труда судей является крайне низкой (примерно 105 долларов в месяц для судьи первой инстанции), и к тому же в некоторых судебных округах происходят постоянные задержки с выплатой заработной платы. Именно с целью компенсации низкого уровня зарплат судьям предоставлен ряд иных материальных льгот и преимуществ, но такое положение нельзя признать удовлетворительным. Решение об индексировании заработной платы судей относительно зарплаты председателя Верховного Суда также признано недостаточной мерой, поскольку должный уровень вознаграждения за труд так и не обеспечивается[290]. Низкий уровень заработной платы и нерегулярность ее выплаты ведут к зависимости судей от “иных” источников дохода (местных властей) или толкают их на путь коррупции.
Беспристрастность суда
Беспристрастность суда была определена Европейским судом по правам человека по делу Piersaсk v. Belgium как “отсутствие предрассудков или предвзятости”. Для проверки соответствия этому требованию в конкретных случаях Судом были выработаны так называемые “субъективный” и “объективный” критерии. Субъективный подход предполагает “попытку оценить личную уверенность в данном суде”, в то время как объективный подход означает “определение того, предлагает ли он гарантии, достаточные, чтобы исключить любое законное сомнение в этом отношении”[291]. Органами Европейской Конвенции были названы следующие основные ситуации, ставящие под сомнение беспристрастность судьи:
а) судья ранее принимал участие в деле;
б) сам суд (трибунал) или некоторые его члены имеют тесные связи с администрацией;
в) половина членов трибунала назначена организациями, интересы которых противоположны интересам одной из сторон;
г) на национальном уровне не имеется никаких процедур отвода судей;
д) жертвы правонарушения заседают в суде по процессу о нарушении парламентских привилегий;
е) функции стороны обвинения и суда фактически не разграничены.
Принцип беспристрастности не закреплен в российской Конституции, однако нашел свое отражение в Законе о статусе судей и кодексах, регулирующих процедуру уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства. Также, исходя из принципа беспристрастности, Конституционный Суд РФ признал[292] неконституционной статью 418 УПК РФ, обязывавшую судью возбуждать уголовное дело по представленным материалам, дознание по которым проводилось по протокольной форме, чем фактически объединялись в лице судьи функции обвинения и правосудия. По мнению Конституционного Суда РФ, полномочие судьи возбуждать уголовное дело и формулировать по нему обвинение противоречит конституционным положениям о независимом судебном контроле за обеспечением прав граждан в уголовном судопроизводстве, требованию справедливого разбирательства компетентным, независимым и беспристрастным судом (п.4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 г.).