Основы конституционного строя как правовой институт

Основы конституционного строя как правовой институт представляют собой структурную совокупность конституционных норм, учреждающих основные начала организации общества и государства.

Они характеризуются:

1) Выступают фундаментом действующей Конституции и отраслевого законодательства, осуществляют наиболее общее, рамочное воздействие («конституция в конституции»), обладают верховенством по отношению к другим нормам Конституции (ст.16) при этом другие главы уточняют и развивают гл.1;

2) Обеспечены повышенной охраной (ст.135 – супержёсткий метод изменения);

3) Основное содержание гл.1 – нормы-цели, нормы-принципы, являющиеся актуальными для всей системы действующего законодательства.

Можно определить в две группы норм:

● Первая группа вбирает в себя основные начала организации публичной власти (ст.1, ст.3, ст.4, ст.5, ст.7, ст.10, ст.11, ст.14). Т.е. это все те принципы, которые лежат в основе реализации публичной власти.

● Вторая группа признаков распространяется на общество в целом (ст.2, ст.6, ст.8, ст.9, ст.13, ст.12).

Россия как правовое государство – означает строгое подчинение государства, местного самоуправления органам государственной власти, граждан и их подчинение закону. Это норма-цель и норма-принцип одновременно в соответствии с которой государства должно урегулировать общественные отношения исключительно правовыми нормами. А значит органы, выполняющие законодательную нормотворческую функцию должны создать необходимую нормативную базу и оперативно вносить в неё изменения. Органам исполнительной власти и судебной необходимо обеспечить исполнение. Также должна быть предусмотрена ответственность за неисполнение и создана система защиты субъектов права.

Государственный суверенитет (ч.1 ст.4)– это неотъемлемое свойство государства, действовавшего в лице его органов самостоятельно и независимо, в необходимом объёме осуществлять на собственной территории всю полноту государственной власти без каких-либо ограничений со стороны других государств и образований, находящихся на территории России.

Государственный суверенитет включает в себя набор суверенных прав (ст.71), реализуемых государством:

● обозначать себя в качестве самостоятельного и независимого государства;

● территориальное верховенство в пределах собственной территории;

● право иметь собственное законодательство и обеспечивать его реализацию государственным принуждением;

● собственная система органов государственной власти, финансовая система, налоговая;

● институт гражданство;

● собственная символика.

Наряду со ст.4, Конституция в ст.5 позиционирует республики, как государства. Окончательно вопрос о суверенитете республик решил Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.2000 года, где он прямо указал «Конституция России не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета помимо суверенитета России. Он исключает существование двух уровней суверенных властей. Субъекты России не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе, например, в своих конституциях или уставах они не могут, а значит, наделить себя свойствами суверенного государства – не в праве. Вместе с тем субъекты сохраняют самостоятельность в решении вопросов, отнесённых к их ведению.

Принцип народовластия («народного суверенитета») (ч.1 ст.3) означает принадлежность всей полноты верховной государственной власти в стране многонациональному народу. Это означает, что государственный суверенитет является результатом реализации народного суверенитета.

1. Государственная власть принадлежит народу;

2. Власть осуществляется как непосредственно, так и путем представительства;

3. Высшим выражением власти является референдум и выборы;

4. Власть народа осуществляется в формах государственной власти, общественной власти, власти местного самоуправления;

Непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа в виде принятия им решения по вопросу государственной важности. Народное волеизъявление может быть:

1) Обязательным и окончательным (не требуется дополнительного утверждения, реализуется императивными формами демократии – референдум, выборы, отзыв выборных лиц).

2) Решение может быть консультативным или коментательными, тогда мнение народа учитывается компетентными органами власти, которые принимают окончательное решение, реализуется через такие консультативные формы, как консультативный референдум, народное обсуждение (публичные слушания), народная правотворческая инициатива, обращение граждан и наказы избирателей, а также собрание и другие формы (ФЗ №131 от 6 октября 2003).

Представительная демократия осуществляется органами публичной власти и должностными лицами в результате делегирования им части принадлежащих народу властных полномочий. К свойствам народовластия относят:

1) Единство власти – в основе власти лежит воля народа без установления предпочтения одних групп населения перед другими.

2) Верховенство выражается в том, что народ путём принятия Конституции определяет весь строй общественных и государственных отношений.

3) Полнота власти говорит о том, что народ юридически обладает достаточным объёмом полномочий для осуществления реального верховенства в обществе.

4) Неограниченность власти означает, что воля народа охватывает все сферы общественной жизни, она универсальна и постоянна.

5) Неотчуждаемость власти (ч.3 ст.3 Конституции РФ) указывает на то, что народ никому не передает свою власть, он лишь наделяет властными полномочиями отдельных своих представителей при этом устанавливает границы взаимодействия между собой.

Принцип федеративного устройства (ст.1, ч.1 ст.5). В соответствии со ст.5 Россия состоит из субъектов, являющихся равноправными. В соответствии со ст.5 федеративное устройство основано на следующих признаках:

1) Государственная целостность. Россия – это не простое соединение субъектов, а единое государства, что обеспечивается отсутствием правом на сецессию субъектов (право на односторонний выход из состава федерации), неприкосновенностью территорий, верховенство Конституции и законодательства, единым экономическим пространством, системой федеральных органов власти. Допускается деятельность только общероссийских политических партий (Постановление Конституционного Суда от 01.02.2005, Постановление Конституционного Суда 31.07.1995).

2) Единство системы государственной власти;

3) Разделение властей;

4) Децентрализации и концентрации власти;

5) Равноправие и самоопределение народов;

6) Равноправие субъектов территориального и национально-территориального построения России.

Принцип единства системы государственной власти.Предусматривает объединение органов государственной власти по следующим критериям:

1) Единый источник власти;

2) Совместное решение общих государственных задач;

3) Органы связаны между собой системой сдержек и противовесов;

4) Органы разных властей соединены воедино при этом сохраняя самостоятельность.

Единство системы прослеживается не только по горизонтали, но и по вертикали (ч.2 ст.77 Конституции РФ).

Модель организации государственной власти также опирается на принцип разделения и децентрализации власти, что не отменяет её единство.

Принцип разделения власти(ст.10 Конституции). Предусматривает осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение власти заключается в следующем – обеспечить функциональную оптимизацию деятельности органов государственной власти; исключить возможность концентрации власти в одной из ветвей; обеспечить самостоятельное функционирование всех ветвей власти и их взаимодействие; является основой разграничения полномочий органов власти.

Эффективная реализация данного признака обеспечивается системой сдержек и противовесов, данный механизм предусматривает контроль одних органов власти за деятельностью других.

Принцип децентрализации власти. Характерен для федеративных государств, предусматривает способ передачи властных полномочий из центра (от федеральных органов власти) на региональный (на периферию) для их оптимального осуществления.

Децентрализацию необходимо отличать от деконцентрации, при которой федеральные органы власти создают на региональном уровне собственные территориальные органы, действующие наравне с органами власти субъекта.

А рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов, правовую основу составляет ч.3 ст.11 Конституции, ч.3 ст.5 Конституции, ст.71-73 Конституции и внутригосударственные договоры.

Принцип самоопределения народов.Означает их право свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать своё экономическое, социальное и культурное развитие (Пакт «О гражданских и политических правах», Пакт «О культурных и социальных правах», 1966).

В силу декларации 1970 года, данный принцип не отменяет принципа территориальной целостности суверенных государств.

Самоопределение народов осуществляется через следующие институты:

● Установление национальной государственности (республики, автономные области, автономные округа образованы по национальному критерию);

● Через институты национально-государственного представительства (в региональных парламентах есть квота этноса, проживающего на данной территории; в составе Совета Федерации также есть специальные органы);

● Национально-административного самоуправления.

● Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Принцип равноправия субъекта. Равноправие не означает равенство. Равноправие означает равный объём правовых возможностей на федеральном уровне, с одной стороны, при этом реализация этих возможностей обеспечивается гарантиями со стороны государства.

● На равных входят в состав России;

● Одинаково представлены в Совете Федерации;

● Равны в установлении собственных атрибутов государственной власти, принятию учредительных актов;

● Формирование законодательства и органов власти;

● Имеют одинаковую конституционную компетенцию (ст.72, 73 Конституции РФ; ФЗ №184 и др.).

Территориальный и национально-территориальный принципы построения. Данные принципы определяют территориальную организацию государства, при этом, территориальный учитывает административно-территориальное деление РСФСР, национальный – лежит в основе построения республик и автономий учитывая титульную нацию.

Республиканская форма правления.Предусматривает, что верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Россия, как социальное государство. Эта характеристика определена в ст.7 Конституции РФ из содержания которой можно вывести следующие параметры:

● Каждый может своим трудом обеспечить достойный уровень жизни;

● В государстве оказывается помощь и забота в отношении специальных категорий;

● Создание предпосылок для свободного развития личности;

● Забота о здоровье нации;

● Создание условий для улучшения демографических показателей;

Гарантии реализации данного принципа связаны с осуществлением мероприятий по охране труда и здоровья, установления МРОТ и пенсий, государственная поддержка семьи и материнства и других категорий, развитие систем социальных служб.

Данный принцип развивается в ст.37-42 Конституции РФ.

Светское государство.Это государство, в котором не существует официальной или государственной религии. При этом ни одна религия не является обязательной или предпочтительной (ст.14 Конституции РФ и ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997).

Государственная деятельность не сопровождается определением религиозных обрядов. В органах власти не могут создаваться религиозные объединения, государство не вмешивается в определение отношения гражданина к религии, государство обеспечивает светский характер образования.

Государство не возлагает на религиозное объединение выполнение государственных функций и не вмешивается в их деятельность. Государство обеспечивает равную поддержку религиозным организациям.

Обеспечивает преподавание общеобразовательных дисциплин в религиозных учебных заведениях, допускает возможность заключения договоров с религиозными объединениями по решению социальных вопросах.

Наши рекомендации