Государство как политический институт. основы конституционного строя рб.

Теории происхождения государства:

1 Теократическая – божье изъявление;2 Патриархальная – отцовская власть, как опекунская.3 Договорная – Согласие населениям с будущим правителем, которому передается часть прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты населения.4 Социально – экономическая – Теория разделения труда.5 Завоевания – Одни народы просто покоряли другие.5 Географические факторы.

Общие признаки государства:территория– составляет физическую, материальную основу. Если в результате войны, распада территория оказывается завоеванной, то гос-во перестает существовать. Размеры государства могут меняться. наличие населения– власть гос-ва осущ. по отношению к людям, прожив. на опред. территории. В свою очередь гос-во сущ. потому, что есть люди, кот. оно необх.наличие спец. госуд. аппарата– осуществлять управление гос-во может только имея спец. систему органов. Однако в гос. аппарате можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы (исполнительно-распорядительные органы; органы прокуратуры; суды; органы контроля; органы охраны обществ. порядка; вооруж. силы).Суверенитет (верховная власть) – суверенное гос-во действует независимо от внешней политики с чем вынуждены считаться и его партнеры. Гос-во обладает суверенитетом независимо от территории, количества населения.Всеобщность –гос-во распростр. свое влияние на всех жителей этой территории.Монопольноеправо на применение принуждения.Монопольное право на издание з-нови правовых актов, обязат. для всего насел.Монопольноеправо на взимание налогов и сборовс населения.К внутренним функциям государстваотносятся:защита существующего строя, экономич. и соц.-политической системы общ-ва. Будучи порожденным этой системой гос-во заинтересовано в её сохранении регуляция эконом. жизни общ-ва. Но степень регулир-я м. быть различной. Однако существов. абсолютно свободной от вмешат-ва гос-ва экономики невозможно.задача издания законов и соблюдения правопорядка ,гос-во призвано регулировать отнош. между соц. группами и слоями общества.

К внешним функциямотнос.: гос-во обеспечивает целостность страны и ее безопасность,защищает экономич. и полит. интересы страны на международной арене,обеспечивает развитие отношений с другими странами, сотрудничество и участие в междунар. делах.

Соединение внутренних и внешних функций позволяет государству оставаться суверенной единицей, не замыкаясь при этом в себе.
13. Формы государственного устройства и правления.

Формы правления и гос. устр-ва – это способ организации и осуществл. полит. власти:

Форма правления гос-вом показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и стр-ру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, кот. используются ими для осуществл. организующей и управленч. деят-ти. Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ной власти, их взаимоотношение друг к другу и населению, т.е. эта категория показывает кто и как правит в гос-ве. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия - это такая форма правления, при кот. верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Осн. признаками классической монархической формы управления явл.: существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридич. безответств. монарха. В свою очередь монархия делится на: абсолютную, ограниченную(парламентарную), дуалистическую, теократическую, парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная гос. власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Осн. признаком абсол. монархии явл. отсутствие каких-л. гос. органов, огранич. компетенцию монарха. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при кот. власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определ. конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. (Англия, Швеция и др.). Конституц. монархия бывает парламентской и дуалистической. Парламентская монархия хар-ся след. осн. признаками: прав-во формир. из предствителей опред. партии (или партий), получ. большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, облад. наибольшим числом депутатских мест, становится главой гос-ва; в законодательной, исполнит. и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она явл. символич.; законодат. акты приним. парламентом и формально подпис. монархом; прав-во согласно конституции несет ответств. не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Данию и др. При дуалистической монархии гос. власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между прав-вом, формир. монархом, и парламентом. Прав-во в дуалистических монархиях формир. незав-мо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Морокко Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется




Наши рекомендации