Основы конституционного строя как институт конституционного права.

Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;2. Политико-правовой характер;

3. Нормативность и общеобязательность;4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;5. Определенность и категоричность;6. Сжатость и концентрированность положений;7. Постоянность действия;8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;9. Целостность;10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:- Гуманистические;- Основные характеристики РФ;- Экономические и политические;- Основы организации государственной Власти.

Статус РФ: – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.; – социальное государство.; – светское государство.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3).

Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, однако эти субъекты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Статья 5 закрепляет основы правового статуса субъектов.

Правовое государство - это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки правового государства:1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;2. Независимость суда. Судьи неприкосновенны и несменяемы;3. Верховенство Конституции по отношению ко всем нормативным актам4. Приоритет международного права.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Светское государство.

В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и

должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.

(Понятие конституционного строя появилось в отечественном конституционном праве впервые 16 июня 1990 года, когда первый съезд Народных Депутатов РСФСР принял новую редакцию ст. 7 Конституции: не допускается создание партий, движений и организаций, имеющих целью свержение советского конституционного строя. Ранее в науке широко использовались 2 других понятия: государственный строй и общественный строй, которые, в совокупности и составляют конституционный строй.

М.В. Баглай считает, что конституционный строй есть порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Конституционный строй по Кутафину – Это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Конституционныйстрой – это отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это - народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. (С. А. Авакьян)

По мнению большинства ученых наличие Конституции в государстве не является атрибутом признания конституционного строя, более важным является наличие соответствующих принципов функционирования государства и общества, которые позволяют характеризировать конкретное государства как конституционное. Эти принципы традиционно называются основами конституционного строя. То, насколько полно реализуются данные принципы, характеризует конституционный строй конкретного государства.

Современная Конституция трактует понятие основы конституционного строя в главе 1, к ним отнесены:

1)народовластие (народный суверенитет) – ст. 3, ст. 12

2)государственный суверенитет – ст. 4

3)человек, его права и свободы – высшая ценность - ст.2, ст.6

4)федерализм – ст. 5

5)разделение властей – ст. 10, ст. 11

6)социальный характер государства - ст. 7

7)многообразие и свобода экономической деятельности – ст. 8, ст. 9

8)идеологическое и политической многообразие – ст. 13

9)принцип светскости государства (светский характер государства) – ст. 14

Характеристика основ конституционного строя РФ

1) Государственный суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свою политику как внутри государства, так и за его пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в 3 свойствах государственной власти:

- верховенство государственной власти: она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства Конституции и законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

- единство государственной власти: данное свойство выражается в наличие системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Механизмы обеспечения:

1) установленная иерархия нормативных актов, то есть большинство действующих органов государственной власти вправе издавать нормативные акты, поэтому каждый акт, который он издает, занимает какую-то ступеньку

2) деятельность уполномоченных органов (президент РФ (право отменять любое решение правительства, приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов), деятельность конституционного суда – функции нормоконтроля, деятельность органов прокуратуры – надзор за соблюдением действующего законодательства, органы юстиции – ведут регистр муниципальных нормативных актов)

3) обеспечение данного свойства государственной власти позволяет сформировать единое правовое пространство в стране.

- независимость государственной власти – означает самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими государствами, атрибутами этого являются:

1) независимая внутренняя и внешняя политика

2) наличие собственных вооруженных сил, органов обеспечения безопасности

3) обеспечение целостности и неприкосновенности территории государства

4) обеспечение режима государственной границы и т.д.

Внешним выражение государственного суверенитета является наличие государственной символики: государственный герб, гимн и флаг.

2) Разделение властей.

Одно из главных функций любой Конституции является устройство государственной власти, то есть в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства (сотрудничают друг с другом, взаимодополняют, взаимоконтролируют). Сама государственная власть едина, так как её источником является многонациональный народ России. В пределах своей компетенции законодательные, исполнительные и судебные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом, в том числе контролировать (система сдержек и противовесов – например, срочность полномочий выборных органов, роспуск государственной думы, отставка правительства или отдельного министра, отрешение президента от должности, лишение депутатской неприкосновенности).

Система разделения властей имеет ряд особенностей:

1)президент РФ, являясь главой государственной власти, не входит не в одну из конституционных ветвей государственной власти

2)президент РФ координирует деятельность всех ветвей власти, он наделён конституционными нормами, полномочиями, как в законодательной, так и в исполнительной и судебной сферах

Полномочия президента во взаимоотношениях с законодательной ветвью (законодательные полномочия):

- право законодательной инициативы, выступает с ежегодным посланием к федеральному собранию (он фактически планирует законодательную деятельность парламента на текущий год)

- право вето в отношении принимаемых федеральных законов

- законозаменяющие указы президента

- право роспуска государственной думы в установленных Конституцией случаях и т.д.

Президент и исполнительная власть:

- Президент оказывает решающее влияние на формирование правительства РФ, роль государственной думы минимальна.

- Он определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Термин система охватывает виды федеральных органов исполнительной власти, а термин структура означает их количественный состав, вхождение одних органов в структуру других органов. Система – это федеральные министерства, службы и агентства (например, в состав МВД входит федеральная миграционная служба) Все определяет президент своим указом.

- Президент вправе отправить правительство в отставку, возможна отставка отдельных министров (основания Конституцией не обозначены).

- Назначает своими указами большую часть судейского корпуса

- Предлагает кандидатуры судей высших судов для назначения их Советом Федерации

- Право помилования и т.д.

В России существует особая президентская власть, которая имеет как самостоятельные полномочия, так и прерогативы в законодательной, исполнительной и судебной сферах. В некоторых решениях конституционного суда уже использован данный термин – президентская власть.

3) учитывая федеративную природу Российского государства, государственная власть подразделяется так же на уровни: федеральный уровень, субъектов РФ (субъектовый уровень власти). При этом на уровне субъектов РФ так же должен быть реализован принцип разделения властей.

4) применительно к судебной власти: субъекты РФ могут формировать самостоятельно только свои конституционные (уставные) суды. В данном случае все вопросы, касающиеся финансирования этих судов, оплаты труда судей, ложатся на бюджет субъекта федераций.

5) мировые судьи по закону признаются судьями субъектов РФ; их назначение не выходит за рамки субъекта РФ. Информационное, материальное, организационное обеспечение их деятельности возлагается на бюджет РФ, их численность зависит от населения, проживающего в муниципальных образованиях субъекта (мировой судья = 15 000 чел). Вместе с тем, оплата труда мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Все иные суды, действующие на территории субъекта, имеют федеральное подчинение.

6) В РФ действуют так же государственные органы с особым статусом, они не входят ни в одну из 3 конституционных ветвей власти, но создаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами и по своему статусу являются независимыми органами государственной власти:

- прокуратура (надзор за исполнением действующего законодательства)

- Центробанк России (защита и обеспечение устойчивости российского рубля)

- счетная палата РФ (контроль за целевым расходованием государственных бюджетных средств)

- центральная избирательная комиссия (организация и проведение избирательных и референдумных компаний в России)

3)Народовластие.

Ст. 3 Конституции даёт понятие народного суверенитета. В современной России выделяется следующие формы демократии:

- представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных народных представителей, которые принимают решения, выражающие волю, кого они представляют (весь народ, население субъекта РФ, население муниципального образования). Понятие императивный и свободный депутатский мандат выборного лица.

Императивный мандат - возможность отзыва выборного лица избирателями (то есть, предусмотрен механизм), его программа состоит из наказов избирателей, обязан регулярно отчитываться перед своими избирателями (на муниципальном уровне).

Свободный депутатский мандат – лицо не может быть отозвано избирателями, отсутствует понятие «регулярные отчеты», нет обязательного требования реализовывать свою предвыборную программу. Свободный депутатский мандат на федеральном и субъектовом уровне.

- непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа, её выражениями являются выборы и референдумы. В условиях доминирования в России пропорциональной избирательной системы, мнение народа, выраженное на выборах, преломляется через интересы соответствующих политических партий.

- иные, в том числе косвенные формы демократии – некоторые из них обозначены в законодательстве о местном самоуправлении, некоторые вытекают из общих принципов конституционного права, положение федеральных законов (проведение и участие в публичных массовых мероприятиях, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования – люди стоят с транспарантами, в которых написаны требования к власти, право на обращение – заявления, жалобы, ходатайства, предложения, независимые СМИ, институт присяжных заседателей и т.д.)

4)Идеологическое и политическое многообразие (плюрализм)

Идеологическое многообразие – возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами. Социальная ценность плюрализма то, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определённое равенство возможностей и терпимость в обществе по отношению к различным группам. Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном и политическом устройстве общества, предлагать практические рекомендации властям, публично защищать свои взгляды и воззрения. Россия в настоящем – это общество без официальной идеологии.

Идеология – это система философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства.

Виды идеологий:

1)крестьянско-демократическая – распространена, прежде всего, в Германии, Австрии

2)фашистская идеология

3)коммунистическая идеология

4)исламская идеология

5)либеральная идеология

Данный принцип способен помочь [принцип идеологического многообразия] преодолеть застой в литературе, философии, науке, культуре, но часто появляются и злоупотребления, прежде всего, свободой слова, мысли: появляются безнравственные националистические расистские концепции, имеют место оскорбление, клевета, ущемление достоинства других лиц. Государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры, однако когда дело доходит до прямых призывов и действий, подрывающих устой государства и общества, государство обязано принять меры в соответствии с законом, вплоть до возбуждения уголовных дел (например, за клевету). Установление одной идеологии в качестве государственной.

Политическое многообразие – система власти, основанная на взаимодействии и противовесах различных политических партий и иных общественных объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы за власть в рамках конституции всех политических сил. Политические партии – это основной инструмент, посредством которого осуществляется политическая деятельность государства, их участие в жизни общества. Партии разрабатывают и предлагают избирателям альтернативные программы решения наиболее важных проблем. О многопартийной системе можно говорить, когда в избирательной борьбе за власть участвует более 2 политических партий (в России многопартийная избирательная система.) В РФ деятельность политических партий регулируется федеральным законом о политических партиях (от 1 июля 2001 года).

5)Светский характер государства

Религия, церковь, религиозные объединения отделены от государства, а государство от них. Религиозные объединения не вмешиваются в деятельность органов государственной власти и не участвуют в их работе. Государство не вмешивается в определение гражданином своей религиозной принадлежности. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону о свободе совести и религиозных объединениях. Что признается религиозными объединениями: добровольное объединение граждан РФ, иных лиц для совместного вероисповедания и распространения веры.

Общие признаки религиозных объединений:

- вероисповедание, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний

- религиозное обучение и воспитание своих последователей

Организационные формы:

1)религиозная организация – регистрируется в установленном порядке в качестве юридического лица

2)религиозная группа – имеет те же цели и задачи, но осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица

Религиозные организации по территориальному признаку делятся:

- местные – не менее 10 участников

- централизованные – состоят не менее чем из 3 местных религиозных организаций

Если централизованная организация действует на территории России не менее 50 лет, то она может использовать в своём наименовании слова – русская, российская и производные от них.

6)Принцип федерализма

Россия – это федерация.

Федерация – это сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью, в основе которого лежит единый государственно-правовой акт – федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус самой федерации и её субъектов, определяющая их предметы ведения и полномочий.

Признаки РФ:

1)субъекты РФ представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие в той или иной мере признаками государственности: территория РФ состоит из территорий её субъектов (ст. 5).

2)Любые действия, связанные с этой территорией, возможны только с согласия субъекта, его органов и граждан

3)Наличие подвластного населения (это проявляется на выборах и референдумах, проводимых на территории субъекта) – то есть только население этого субъекта дает ответ на вопрос, кто будет избран или принимает решение, которое вынесено на референдум

4)Своя правовая система – Конституция, законы, иные НПА, но при это должно быть соблюдено единственно правового пространства в масштабе государства

5)Наличие органов публичной власти – законодательные органы избираются, с учетом федерального требования: не менее чем на 50% по пропорциональной системе (в выборах участвуют общефедеральные партии, местные и региональные партии на выборах запрещены)

6)Органы исполнительной власти формируются при решающем участии президента

7)Лишь некоторые судебные органы являются судами субъекта РФ (мировые судьи, уставные конституционные суды)

8)Налоги и сборы (федеральные налоги, налоги и сборы субъектов, муниципальные налоги)

9)У субъектов отсутствует суверенитет в общепринятом государственном его понимании, они не имеют права выхода из состава федерации, не могут иметь своим вооруженные формирования и т.д.

В России федерация имеет конституционную форму, то есть все важнейшие вопросы федеративных отношений урегулированы в тексте Конституции. В РФ создана особая палата парламента, которая является органом представительства (равного представительства) всех субъектов РФ – Совет Федерации.

Характеристики России: федерация нетипичная, то есть отклоняется от классических образцов, до сих пор много вопросов относительно статуса субъектов, относительно возможностей федерального уровня власти (двигаемся к унитарии), наша федерация смешанного типа (территориальные + национально-территориальные образования), федерация ассиметричная – де факто, а в некоторых случаях и де юро присутствуют различия в статусе субъектов (ст.5 ч.4, ч.2 ст.5), сложносоставные субъекты, наличие городов со столичными функциями

7)Россия – правовое государство.

Идея данного принципа имеет многовековую историю, она уходит корнями в античное государство, философская основа сформулирована Эммануилом Кантом. Главное в идее – это связанность государства правом, что гарантирует предсказуемость и надёжность действий государства, подчинение государства правом. Правовое государство само ограничивает себя действующими правовыми нормами, им подчиняются все и государственные органы, и должностные лица, и рядовые граждане. Верховенство права часто отождествляется с понятием верховенство закона. В РФ в настоящем данный принцип скорее декларируется. Типичные проблемы:

1)проблема коррупции – часто гос и муниципальные чиновники злоупотребляют служебным положением, своими должностными обязанностями, нарушают действующее законодательство, трактуют некоторые нормы в угоду целесообразности.

2)Проблема обеспечения всех перед законом и судом - в России существует проблема правовых иммунитетов, то есть особых порядков привлечения к ответственности отдельных категорий граждан в силу занимаемого ими должностного или служебного положения (особы порядок привлечения депутатов, неприкосновенность депутатов гос думы)

3)Издержки регионального, ведомственного и местного законодательства, его противоречивость по отношению к федеральному законодательству, законам

8)Республиканская форма правления

Ст. 1 Конституции устанавливает данный принцип. В настоящее время Россия имеет смешанную или президентско-парламентскую республику (де юро):

1)президент избирается всеобщим голосованием

2)он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства

3)наряду с президентом действует председатель правительства, возглавляющий правительство, которое в определённой мере (пусть и не в значительной) ответственно перед парламентом – отчет, вотум недоверия, сам парламент так же избирается, де факто – республика президентская. В чем это выражается? По сути, президент формирует правительство и руководит им. Постановление Конституционного суда, которое позволило президенту РФ трижды вносить одну и ту же кандидатуру председателя правительства в гос думу (это могут быть и разные кандидатуры).

9)Социальный характер государства

Данный принцип Конституции носит в большей части декларативный характер, так как не соотносится с ключевым признаком социального государства, которое обязано обеспечивать достойный уровень жизни всем гражданам, относящимся к этому государству. В современной России понятие достойный уровень жизни не определяется на законодательном уровне, но присутствуют некоторые смежные понятия: минимальный размер оплаты труда (чуть более 5000), прожиточный минимум в субъекте РФ, «потребительская корзина».

Социальное государство обязано сглаживать проявление социального неравенства, преодолевать его крайние формы:

• охрана труда,

• обеспечение общедоступности важнейших благ и услуг – бесплатное образование, бесплатная мед помощь, регулирование цен на некоторые товары, улучшение социального положения путём гос выплат (социальные пособия),

• сглаживание имущественного неравенства через систему налогов,

• устранение социального неравенства методами правового характера – уравнивание женщин и мужчин в оплате труда,

• привлечение к ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу,

Социальный характер государства проявляется в его социальной политике – основные её направления: сфера трудовых отношений (программы занятости, трудоустройства и переподготовки), гарантированный МРОТ, механизмы разрешения коллективных и индивидуальных трудовых спорах. Пенсионное обеспечение граждан. В этой сфере наблюдается очевидное неравноправие граждан, оно законодательно закреплено. Реализация специальных федеральных и региональных программ социальной направленности: национальные проекты в сфере образования, защите материнства и детства, в аграрном секторе.

Наши рекомендации