Общественные объединения в политической системе общества
Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.
Признаками партии являются:
• функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
• наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
• направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
• наличие народной поддержки, добровольность членства;
• наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
• выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
• разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
• создание возможностей для политической социализации личности;
• подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
• организация избирательных кампаний и участие в них;
• борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
Предложено несколько типологий политических партий:
• по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
• по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
• по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
• по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
• по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.
Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.
Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.
К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.
Обязательные элементы политической партии:
• всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.
• это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
• цель всякой партии — завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.
• каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
Признаки политической партии:
• наличие организационной структуры;
• программа и устав;
• уплата членских взносов;
• партийная дисциплина;
• организационная связь между членами партии;
• формирование общественного мнения;
• участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.
Роль политической партии в жизни общества:
• связующее звено народных масс и государства;
• регулятор социально-политической жизни общества;
• руководитель классовой борьбы в обществе.
Главная задача политической партии — захват и участие во власти.
Государство и церковь
Церковь – это;
1) союз людей, исповедующих одну веру;
2) религиозная организация, целью которой является обеспечение регулярных взаимоотношений между ее членами и структурными подразделениями, а также установление и поддержание связи со светскими организациями.
Взаимодействие государства и церкви детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви, во взаимоотношениях ее с государством можно определить следующие четыре типа систем: 1) теократия, или приоритет церкви перед государством; 2) господствующая церковь; 3) признанные церкви; 4) церкви терпимые. По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.
В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют:
1. Теократическое государство – это государство, в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви. В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такимигосударствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Признаки теократического государства: 1) установление государственной религии, обязательной для всех; 2) включение религиозных организаций в политическую систему; 3) сращивание государственного аппарата и религиозных объединений; 4) религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти; 5) участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).
Признаки светского государства:
1) отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2) невмешательство церкви в государственные функции;
3) выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии;
5) охрана государством законной деятельности религиозных объединений;
6) отрицание религиозных норм в качестве источников права;
7) гарантия свободы религии, обеспечение равенства всех религиозных объединений перед законом.
Основной признак светского государства — отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви, российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.
3. Клерикальное государство – государство, где власть сливается с церковью, однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.
4. Атеистическое государство — это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствахзапрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.