Вопрос 3. Политические партии и другие общественные объединения в политической системе общества

В политической системе политические партии играют существен­ную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.

В зарубежной и отечественной литературе существует много опре­делений понятия «политическая партия». В них нередко подчеркива­ется, что основное назначение партии – участие в выборах в предста­вительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, принимающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

В российском Законе «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в полити­ческой жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного само­управления (ст. 3).

Главные цели политической партии: а) формиро­вание общественного мнения; б) политическое образование и воспи­тание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов госу­дарственной власти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

1. это объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства

1. это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства

2. это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т.е. включенность личности в по­литику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии об­щества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тес­ные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государст­во, и политические партии – политические организации. Они непо­средственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государствен­ного аппарата и партийного и одна партия является не только правя­щей, но и государственной.

Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древней Гре­ции и Древнем Риме.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет зна­чительной роли в политической жизни страны.

Существующие современные партии разнообразны как по идеоло­гии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.

Принято классифицировать партии по следующим основным кри­териям:

1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они вы­ражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (сме­шанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринима­тельские и др.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, националь­но-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Кон­сервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870 - 1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кад­ровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии при­числяют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более цент­рализованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многосту­пенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою де­ятельность в зависимости от партийных решений.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важ­нейших государственных органах. Оппозиционные партии противо­стоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, вы­деляют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправя­щими, а вторые – участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

Взаимоотношения государства и общественных объединений слу­жат важнейшим показателем демократичности государственной влас­ти.

Согласно Конституции Российской Федерации, «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения;

2) вступать в существующие объединения;

3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;

4) беспрепятственно выходить из любых объединений.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет право­вое положение общественных объединений, пределы их деятельнос­ти, объем полномочий и т.д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кам­паниях, в контроле за деятельностью государственных органов.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об обществен­ных объединениях» общественное объединение пред­ставляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое фор­мирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.

Таким образом, законодательством выделяются следующие при­знаки общественного объединения:

а) добровольность создания, фор­мирования или вступления в уже существующее объединение;

б) самоуправление собственными делами, т.е. государство не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает за­конодательство;

в) некоммерческий характер деятельности, т.е. обще­ственное формирование не должно ставить целью извлечение прибы­ли из своей деятельности;

г) инициатива граждан в создании общественного объединения; только граждане или негосударственные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не государственные органы;

д) основа объединения – общность целей и интересов.

В Российской Федерации предусмотрена возможность создания следующих шести видов общественных объединений:

· политические партии

· общественные организации;

· общественные движения;

· общественные фонды;

· общественное учреждение;

· органы общественной самодеятельности.

Рассмотрим данные виды:

· общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (Профсоюзы, союз художников, союз адвокатов, итд.

· общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (Наши, Против наркотиков, Против СПИДА).

· общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели (Поколение, Милосердие,)

· общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (школы, детские сады,)

· орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (домовой комитет, родительский комитет,)

Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица – российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица – общественные объединения. Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет). Для моло­дежных организаций установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских организаций – 10 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями или участни­ками общественных объединений.

Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них – право свободы распространять информацию о своей де­ятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; уча­ствовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность.

Среди обязанностей наиболее значительные – соблюдать законо­дательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и др. Важное положение содержится в законе о политичес­ких партиях – они не вправе получать финансовую и иную матери­альную помощь от иностранных государств, иностранных организа­ций и граждан, связанную с избирательной кампанией.

Как уже указывалось, государство не может вмешиваться в дея­тельность общественных объединений, если они не нарушают зако­нов. В то же время государство: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целе­вом финансировании отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение госу­дарственных заказов и др.

Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объедине­ний, решаются государством с участием соответствующих объедине­ний или по согласованию с ними.

В случаях нарушения Конституции Российской Федерации, на­рушения прав и интересов граждан, систематического осуществле­ния мероприятий, противоречащих уставу, деятельность обществен­ного объединения может быть по решению суда приостановлена на срок до шести месяцев. Данное приостановление влечет для обще­ственного объединения следующие юридические последствия. Ему запрещается:

организовывать митинги, шествия, демонстрации;

принимать участие в избирательных кампаниях;

иметь СМИ;

использовать банковские вклады, кроме выплат по заработной плате аппарату, и др.

Деятельность общественного объединения может быть прекраще­на в следующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.

Наши рекомендации