Элиты в политике: понятие и эволюция теории
Политическая элита и политическое лидерство
Интерес к феноменам политической элиты и политического лидерства и первоначальные попытки их толкования уходят в глубокую древность. Систематическое осмысление, высокий уровень обоснование и практическое применение теоретических обобщений относительно них приходятся на XX ст. Выводы ученых-политологов, а также общественно-политическая практика возникновения и функционирования политических элит и политического лидерства подтверждают, что они - реальность нынешнего и, вероятно, последующих этапов развития человеческой цивилизации.
Элиты в политике: понятие и эволюция теории.
Начиная с XII века, термин «элита» использовали для обозначения товаров высшего качества, а впоследствии - в сфере общественной жизни для выделения групп «лучших» людей - высшей знати, духовенства, военных.
Политическая элита (франц. élite - лучшее, отобранное, избранное) - самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа людей, наделенная особыми психологическими, социальными и политическими качествами, которое принимает непосредственное участие в утверждении и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.
В период античности элитарное мировоззрение нашло свое отражение в трудах Платона, который считал, что государственные функции могут выполнять только избранные - те, кто получил особое воспитание и имеет опыт управления государственными делами. Людей, не владеющих необходимыми знаниями, следует отстранить от осуществления управленческих функций, чтобы избежать хаоса в государственном руководстве. Платон объяснял необходимость и естественность существования элиты, учитывая свое учение о душе, которая якобы состоит из трех частей: умственной, волевой (аффективной) и чувственной. Первые две части присущи немногим избранным - аристократии, а третья - простым людям.
Он отличал три своеобразные социальные группы: правителей-философов, воинов-охранников и простых граждан, составляющих управляемое большинство. Эти группы существуют в жестких социальных рамках. Однако Платон считал возможным переход (как исключение) одаренного человека из низшей социальной группы к высшей и наоборот. Опираясь на это положение, американские исследователи теории элит К. Прюит и А. Стоун называли Платона предшественником теории «циркуляции» элит. И небезосновательно: его теория оказала значительное влияние на ученых, которые развивали теорию элит на рубеже XIX-XX века, - итальянских социологов В. Парето и Г. Моска, немецкого философа О. Шпенглера, французского ученого Ж. Сореля (Б. Муссолини называл его своим духовным отцом) и многих других.
Вильфредо Парето определял элиту как группу, к которой относятся наиболее развитые и способные в различных сферах деятельности человека, которые получили «высокий индекс» в своей деятельности. Социальная система, по теории Парето, стремится к равновесию; это равновесие динамическое, ее динамика детерминируется элитой - меньшинством, которое правит. Выделение элиты - исходный пункт теории Парето. Для этого он предлагал статистический метод, согласно которому в каждой сфере деятельности человека можно установить определенный индекс, т.е. самую высокую и самую низкую оценки деятельности. Совокупность лиц, каждая из которых получила в своей сфере наивысшую оценку, Парето и называл элитой. Например, талантливый юрист имеет 10 баллов, средний - 6, неспособный - 0. Именно так он рассматривал принцип определения и формирования элиты, выводя необходимость ее существования из неравенства индивидуальных возможностей человека: состоятельные, талантливые, одаренные являются элитой общества. Для объяснения социальной динамики он сформулировал теорию «циркуляции элит», согласно которой элиты возникают из низших слоев общества, в процессе борьбы поднимаются в высшие, там расширяют свое влияние, достигают расцвета, а затем перерождаются и, наконец, исчезают. Этот круговорот и является универсальным законом истории. Качества, необходимые для получения и удержания власти, изменяются в течение исторического развития согласно конкретной ситуации. Парето выделял два главных типа элиты: львы, для которых характерен консерватизм, и лисы - мастера политических комбинаций. При стабильной политической системе доминируют львы, в нестабильной ситуации - лисы.
Гаэтано Моска, как и В. Парето, разделял общество на меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят. Он определял элиту как политически активную группу людей, ориентированных на получение и утверждение власти. Моска считал, что основой общественного развития является не экономика, а политика. Правящая элита концентрирует в своих руках руководство государственным механизмом, а потому имеет непосредственное влияние на экономическую ситуацию в стране. С переходом от одной исторической эпохи к другой изменяется состав правящего класса, его структура, но он всегда существует, даже больше - он определяет и формирует политический процесс. Такая организованность меньшинства - одно из условий ее господства над большинством. Еще одно условие - моральное превосходство над управляемой массой, оправдывает власть меньшинства. Моска различал два принципа правящего меньшинства: активный и либеральный. Каждой эпохе, по его мнению, соответствует свой принцип, главное, чтобы он действовал как можно эффективнее.
Немного под другим углом зрения рассматривал эту проблему М. Вебер, который, характеризуя роль личности в общественной жизни, место и роль элиты в управлении государственными делами, применил известное по христианской богословской литературе понятие «харизма» - исключительная одаренность. Вебер рассматривал харизматического лидера как лицо, имеющее особые способности, которое верит в свое предназначение, а его последователи непременно должны верить в своего лидера.
Харизматический авторитет сначала не располагает никакой организованной силой, его влияние основывается сугубо на личностных характеристиках. Этим он отличается от так называемых традиционного и рационально-легального авторитетов, которые опираются на традиции и законы. Но чтобы удержать и укрепить свои позиции, харизматический авторитет должен приспособиться к повседневной жизни. Итак, харизматический авторитет со своим окружением со временем переходит в управление государственными делами, становится бюрократической элитой. Именно так чаще происходит замена аристократической элиты на бюрократическую, главная цель которой - компетентность. В системе бюрократии все покорены интересам организации, а не лицу, человек в ней выполняет только определенную функцию. Вебер считал, что бюрократия - это иерархия знания, верхи которой полагаются на низы в знании частичного, а низы на верхи - в знании общего.
Среди украинских мыслителей, поднимавших вопрос элит, привлекает внимание концепция «национальной аристократии» В. Липинского. Он обосновывал существование элиты в соответствии с потребностями национального возрождения, считал, что не этнографическая масса людей, ни отдельная территория и язык не создадут нации автоматически. Чтобы сформировалась нация, нужна активная группа людей, способная лидировать в развитии и пропаганде сущностных для нации политических, государственных, культурных ценностей. Эта группа и является носителем национальной идеи, которую В. Липинский называл «национальной аристократией», как и Аристотель, полагая аристократией группу лучших людей в определенный исторический период. Лучшие они потому, что организуют, структурируют, ведут нацию к определенной цели, являются носителями связующей идеи. Для этого национальная аристократия должна иметь материальную силу и моральный авторитет. Только при этих условиях она может возглавить, осуществить и завершить процесс структурирования и организации нации. В. Липинский подчеркивал необходимость обновления национальной аристократии, так как каждой политической группировке нужны новые идеи и организаторы. Вместе с тем, обязательно обратная связь с управляемым большинством. Важным элементом этой концепции является вывод о том, что чем более развитой и сложной является материальная жизнь определенной нации, тем более сложные проблемы должна решать национальная аристократия.
Существует много подходов к обоснованию необходимости существования элит. Приведем самые распространенные из них.
Биологический подход. Его Представители мотивируют необходимость деления общества на элиту и массу, опираясь на утверждение, что различие между ними является генетической: люди, принадлежащие к элите, обладают ценным, высшим биологическим, а соответственно - физическим и умственным потенциалом. На такие аргументы опирался, в частности, фашизм. Психологический подход. Согласно ему элита и масса наделены особыми, только им присущими психологическими качествами. Среди психологических толкований элит распространенной является концепция 3. Фрейда, который считал, что дифференциация общества на элиту и массу возникла из родового авторитета. Человеческой массе и отдельному человеку свойственна потребность в авторитете как в воплощении родительской опеки, существовавшей в детстве. У взрослого человека это существует в сфере подсознательного и проявляется в потребности подчиняться установленным властями нормам и правилам. Внешние противоречия - это проявление внутренних. И у каждого человека, по Фрейду, есть два начала - желание жизни (эрос) и желание смерти (танатос). У элиты преобладает первое, а в массы - второе. Массу Фрейд рассматривал как проявление агрессии первобытной орды, поэтому насилия, которые оказывает элита, является благом для массы. По мнению неофрейдистов (Э. Фромм), противоречия в существовании элиты и массы обусловлены садистско-мазохистскими механизмами. Характерные для элитарной ориентации садистские тенденции означают желание сделать других зависимыми от своей воли, стремление использовать личность для своих целей; влечение к физическому, моральному насилию. Массе присущ мазохизм, который, по Фромму, является одним из защитных механизмов, которые помогают человеку избежать изоляции. Она бежит от свободы, ответственности за самостоятельные решения и подчиняется установленным властной элитой принципам. Отсюда вывод: существование элиты и масс психологически и политически необходимо.
Функционально-технократический подход. Его представители объясняют существование элиты как функции социальных отношений, обеспечения потребностей общества в управлении. Этот принцип нашел отражение в работах Дж. Бернхема, А. Фриша и др. Они считают, что формирование элиты зависит от функций, которые в определенную эпоху играют в обществе главную роль. Дж. Бернхэм в книге «Менеджерская революция» утверждает, что капиталистическую систему заменит менеджеризм, т.е. элита руководителей - директора, руководители крупных компаний. Согласно функционально-технократическим конкуренциям, сейчас происходит процесс отчуждения управления от собственности, новая элита рекрутируется из всех категорий и слоев населения, развитие НТР создает условия для утверждения интеллектуальной элиты.Власти теперь - это доступ к знаниям и информации. Так происходит переход власти от элиты владельцев к элите профессионалов, специалистов производства.
Все названные концепции сходятся в том, что управление не может реализовываться всем обществом, а должна, хотя бы по техническим причинам, осуществляться квалифицированной элитой. Главным орудием, с помощью которого элита достигает своей цели, является государство, в котором основные посты занимают представители элиты (правящая элита). Правящая элита - это группа лиц, решение которых существенно влияет на процесс функционирования и развития общественных институтов. Если рассматривать элиту в плоскости структуры власти, то она состоит из группы, которая выносит политические решения, и группы, которая осуществляет политическое давление.
Правящая элита состоит из трех взаимосвязанных элементов:
1. Политическая элита, которая является частью правящей, выступает носителем властных функций, ее влияние на систему властных отношений определяется соотношением сил внутри самой элиты, соотношением политических сил в государстве, формой политического устройства, наличием и остротой конфликтов. Политическая элита обладает незаурядными психологическими, социальными и политическими качествами, принимает непосредственное участие в одобрении и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.
2. Бюрократическая элита охватывает представителей управленческого аппарата. Они имеют властные полномочия, влияющих на выполнение важных государственных функций.
3. Коммуникационная и идеологическая элита - представители науки, культуры, духовенства и средств массовой информации.
Классические концепции элит В. Парето, Г. Моски и других ученых, которые заложили основы макиавеллистской школы, ныне критикуют за чрезмерное подчеркивание психологических факторах, за игнорирование демократических и либеральных ценностей, а преувеличения роли лидеров, пренебрежение активности масс, недостаточный уровень учета сознания общества и циничное отношение к борьбе за власть.
Как альтернатива макиавеллизму, в современной политической науке распространены ценностные концепции элит, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, либеральные концепции.
Ценностные концепции элит. Их объединяют такие общие установки: элита - ценный элемент общества, наделенный высокими способностями в важнейших для государства сферах деятельности; господствующее положение элиты отвечает интересам всего населения; формирования элиты является следствием естественного отбора обществом наиболее ценных своих представителей; элитарность - закономерное следствие равенства возможностей, она не противоречит современной представительской демократии. Теории демократического элитизма. Согласно им руководящая группа не только наделена определенными качествами, но и способна выполнять функцию защиты демократических ценностей (свободы личности, слова, печати, политической конкуренции).
Концепции плюрализма элит. Предусматривают признание наличия многих элит одновременно, влияние которых ограничено определенными сферами деятельности; пребывания элит под постоянным воздействием масс; наличие демократической конкуренции элит; изменчивость и неустойчивость отношений власти и как следствие - отсутствие устойчивых позиций господствующего класса; условность различий между элитой и массами, учитывая широкие возможности доступа к лидерству.
Леволиберальные концепции элит. Базируются на критике элитарности общества с демократических позиций, структурно-функциональном подходе к элите; признании глубоких различий между элитой и массой, сложности структуры господствующей элиты.
Тип элиты в основном зависит от политического режима, в котором она существует. Выделяют два основных типа элит - открытую и закрытую.
Открытая элита. Она допускает спонтанный приток новых членов, подвергая при этом остракизму (осуждению) нарушение установленных правил. Решающим критерием подбора есть личные качества, достижения в сфере деятельности, которой занимается соискатель, значительная популярность (способ подбора конкурсный). Должностными требованиями являются компетентность, профессионализм (должность следует занимать согласно личным качествам - моральным, профессиональным и т.п.). Большое значение имеет общественное мнение. Открытая элита формируется по следующим принципам: экономическая значимость, политический статус, известность, профессионализм в своей сфере деятельности, поддержание собственного авторитета; внимание к общественному мнению.
Закрытая элита. Характерная для тоталитарного режима и имеет следующие признаки: отрицает спонтанность формирования, члены элиты не подвергаются остракизму за нарушение дисциплины; главное в подборе - преданность вождю с учетом личных качеств; способ подбора - кадровая политика партии и власти; должностное требование - точное выполнение директив руководства; игнорирует общественное мнение, должности часто предоставляют за приверженность руководству.
В западной политологии элиту подразделяют: по личным качествам - на статическую и исполнительную; по типу воздействия - на профессиональную и групповую, в зависимости от формы правления - на традиционную, внутреннюю и внешнюю; по стилю правления - демократическую, либеральную, авторитарную. Что касается отбора элит, то К. Мангейм определяет три типа:
1) на основе крови,
2) на основе частной собственности,
3) на основе интеллектуальной производительности. На его взгляд, элита крови характерна для доиндустриального общества, элита богатства - для индустриального, а элита производительности - для постиндустриального.
Природа, концепции и классификация политического лидерства Проблема политического лидерства имеет давнюю историю. В античности лидером считали личность, способную творить историю. Определенные исторические условия требовали своего лидера, вождя, и всегда появлялись теории, которые отражали или рекомендовали тип, образ и задачи соответствующего лидера.
В эпоху Возрождения при небывалом взлете искусства и науки возникла теория итальянца Н. Макиавелли, согласно которой люди разные, но привычки имеют одинаковые, в массе своей больше склоняются к плохому, чем к хорошему. Главное то, что в основе человеческой природы - интерес или жажда власти и наживы. Макиавелли считал, что в политике обладателю следует прибегать к большим, виртуозным махинациям, предательствам, которые, как он думал, требуют мужества, личного влияния и авторитета.
Теорию лидера-сверхчеловека развил немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900). Лидер, по его концепции, - высший биологический тип человека, который игнорирует установленные мораль, культуру, политические ценности. Своих современников Ницше считал утерянным поколением, его герои - это герои будущего. Человек должен побороть в себе все, что способствует покою и лени. Следует избавиться повседневности, быть выше её, чтобы стать личностью, способной владеть и управлять. Это своеобразная концепция самовоспитания, уничтожение в себе раба. Упрощенный, вульгаризированный подход к концепции Ницше применил фашизм, что привело к неадекватному восприятию его философии, наложило на нее клеймо человеконенавистнической теории (в частности в бывшем СССР).
Французский социолог Габриэль Тард (1843-1904) считал, что лидер является движущей силой общественного процесса, силой, побуждающей и в известной мере направляет развитие человеческой истории. По его мнению, большинство населения не способно к творчеству, понимание сущности исторического, политического, социального развития, и поэтому эту роль выполняет лидер.
Своеобразное толкование лидерства дал немецкий мыслитель К. Маркс, определяя лидера как личность, которой свойственны умения, знания, авторитет, организаторский талант и которая является выразителем интересов и воли определенного класса, в частности пролетариата.
В политической науке существует много других теорий, концепций и трактовок лидерства.
Теория черт лидерства. По этой теории лидер должен обладать определенными чертами. Он должен глубже и масштабнее мыслить, уметь быстро находить выход из определенных ситуаций и т.п. Качественное превосходство - это производительность идей. Человек должен овладеть умением избегать, а в случае необходимости разрешать конфликты, иметь «подход» к людям, к их проблемам и вопросам, требующим решения. Лидера характеризуют высокий уровень интеллекта, нестандартного мышления. Все это должно создать новое качество, что обеспечивает лидеру способность умело решать весь комплекс проблем, принимая во внимание не только текущую ситуацию, но и возможные последствия своих действий в будущем. Новую идею лидер должен или улучшить, или отвергнуть. Ситуационная концепция. Лидер действует в рамках определенной ситуации, он необходим как двигатель, решающий актуальную для определенного периода проблему.
Теория последователей. Политическое лидерство рассматривается как особые отношения между лидером и подчиненными или теми, кто его избрал, или на него влияет. Эти отношения могут быть односторонними (когда влияет лидер), зависящий от уровня концентрации власти у лидера и уровня его политического веса, а также личных качеств; двусторонними, когда на лидера влияют его последователи, а не только лидер влияет на них.
Психологические концепции лидерства. Они основаны на учении 3. Фрейда. Согласно ему в основе лидерства - определённое либидо, преимущественно подсознательное чувство сексуального характера. Оно проявляется в желании преодолеть определенные комплексы и табу, достичь большего. Лидеру необходимо поддерживать уравновешенные отношения с массой, быть способным сдерживать ее агрессивные настроения.
В политологическом аспекте лидерство определяют: как влияние на других людей; как управленческий статус, то есть позиция, связанная с вынесением управленческих решений; как образец поведения и организации определенной группы лиц и способность реализовать их требования в государственных структурах; как бизнес, предпринимательство в пределах политического рынка.
В общеполитическом определении политическое лидерство - это общественно-политический институт (процесс), при котором один, а иногда и несколько человек берут на себя роль главы, руководителя, лидера определенной социальной группой, политической партии, общественно-политической организации или движения, государства или общества в целом. Политический лидер трактуется в политологии как руководитель государства, партии, общественно-политической организации, движения, определенной общины т.п.; как популярный и влиятельный участник общественной жизни, который изначально влияет на него, консолидирует усилия людей для достижения общей цели.
Политического лидера нельзя отождествлять с вождем, который не поднимает массу до своего уровня, а опускается сам до уровня массы, служит не государству или нации, а определенным группам, которые выдвинули его и поддерживают на политической арене; вождь обращается к человеку из толпы, деятельности - насилие, манипуляции поведением людей, пренебрежительное отношение к личности.
В современных политологических концепциях функционируют различные критерии классификации лидерства.
Лидеров разделяют:
- По степени влияния на общество: на реальных («лидеры-repoи»), на менеджеров, которые не имеют ярко выраженного влияния на ход событий в обществе;
- По психологическими чертам и типам поведения: а) по отношению к собственному влиянию и возможностям (лидер-идеолог и лидер-прагматик), б) в отношении своих сторонников - лидер-харизматик (формирует волю избирателей) и лидер-представитель (выражает волю тех, кто его выдвинул) в) касательно противников - лидер-угодитель (улаживает конфликты, обходит острые углы) и лидер-фанатик (желает обострить конфликт или уничтожить противника) г) по способу оценки способностей - открытый лидер и лидер-догматик.
Вышеназванные четыре дихотомии «чистых» лидеров определил польский политолог Е. Вятр. Они, по его мнению, проявляются в различных комбинациях.
В марксистской науке лидеров подразделяют: на правящих и оппозиционных; буржуазных и пролетарских; кризисных и рутинных.
По стилю руководства и системой выделяют:
- Диктаторский тип лидера, который стремится достичь своей цели, опираясь на страх наказания;
- Демократический тип лидера, опирается не только на свои качества и авторитет, но и поддерживает дух сотрудничества, соучастия в обсуждении вопросов;
- Автократический тип лидера, который должен обладать высокими профессиональными и личными качествами, чтобы побеждать оппонентов.
Выделяют еще плутократический тип лидера (часто это лидеры «теневой» экономики); лидера-популиста, который опирается на популярные настоящем желании, проблемы, предлагает простые и наиболее общепринятые (на уровне понимания масс) способы выхода из сложных ситуаций; лидера-профессионала (лидер постиндустриального общества), уважение и доверие к которому базируются на его компетентности, личном поведении, отношении избирателей к нему. Лидер-профессионал должен уметь определять приоритетные цели, давать научный анализ определенной проблемы, строить иерархию проблем и определять способы их решения.
Политический лидер в любом обществе призван выполнять определенные функции: объединение общества вокруг общих целей; одобрения и осуществления компетентных политических решений; связь власти и подвластных структур, ослабление эмоциональной отчужденности между двумя частями государственного механизма, поддержание или пропаганда социального оптимизма; легитимация существующего общественно-политического устройства.
Социальная значимость политического лидерства зависит от уровня политической культуры и активности масс общества.