Эссе на тему «сравнительный анализ политических систем Великобритании, Франции и Германии начале 20 века»
Политическая система Великобритании ─ в определенном смысле сложное явление. Однако самым важным фактором для понимания её природы служит фундаментальность и неизменность. Причины, возможно, объясняются тем, что Великобритании не довелось испытать революционных потрясений, как это случалось во многих других странах. В стране практически никогда не было внешних вторжений, исключая только очень давние времена. Политическая система Великобритании представляет демократическую, конституционную монархию. Она основана на так называемой Вестминстерской демократической парламентской системе. Особенности развития государственного сектора в Великобритании в ХХ веке. Эволюция партийной системы, основные изменения в государственном строе. Характеристика правовой системы, основы взаимоотношений высших исполнительных и законодательных органов. Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов роста и самых низких за период с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80—90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэтчеризм" как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.
В начале XX в. Франция оставалась аграрно-индустриальной державой. Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы. На правом фланге политического спектра Франции находились Демократический альянс и Республиканская федерация. Демократический альянс был образован в 1901 г. республиканцами различных оттенков, представлявшими собой мелкие политические группы. Основным лозунгом партии стал девиз консерваторов «ни революции, ни реакции». В 1903 г. умеренные республиканцы провозгласили создание Республиканской федерации. Партия активно выступала в защиту традиционного уклада жизни, критиковала реформы, направленные на модернизацию общественных отношений, в особенности антиклерикальное законодательство, а также проповедовала национализм. Обе правые партии выражали интересы французской крупной буржуазии. Самый левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма. Объединения, возникшие во Франции в начале XX в., не сразу приобрели отчетливое организационное оформление. Их интересы разделяли далеко не все политические и государственные деятели. Многие из них представляли мелкие течения и группировки или вообще были независимыми. Еще в 1895 г. была основана крупнейшая профсоюзная организация Франции — Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Следуя по пути классовой борьбы, ВКТ спустя некоторое время перешла на позиции анархо-синдикализма. Высшей формой организации рабочего класса анархо-синдикалисты считали именно профсоюзы (синдикаты). Они подчеркивали необходимость классовой борьбы против капитализма путем «прямого действия» — стачки, бойкот, саботаж, но отвергали диктатуру пролетариата и руководящую роль политических партий рабочего класса.
Германия вступила в период империализма. В период промышленного подъема 1893—1900 гг. и экономического кризиса 1900—1903 гг. в Германии чрезвычайно возросла концентрация производства. В начале XX в. монополии охватили в Германии важнейшие отрасли промышленности. В 1900 г. всю электротехническую промышленность контролировало 7 монополистических групп, а в 1907 г. — 4 монополистических объединения. В 1912 г. «Дейчер рсэйзенфербанд» объединил почти всю германскую чугунолитейную промышленность. Стальной синдикат в Дюссельдорфе и Верхнесилезский стальной синдикат контролировали почти все производство стали.
Германия, Великобритания и Франция обозначили свои интересы в Центральной Азии сразу после распада Советского Союза. В течение 1994-1995 гг. на первый план в политике ведущих европейских стран в Центральной Азии постепенно выходят интересы сдерживания «неоимпериалистического» курса России на постсоветском пространстве и поддержки экономической независимости стран Центральной Азии. С конца 1990-х гг. приоритетом в региональной политике становится борьба с наркоугрозой, после 11 сентября 2001 г. борьба с угрозой терроризма. В статье анализируются специфические интересы и страновые приоритеты ведущих европейских стран и различия как в общих подходах к Центральной Азии, так и в конкретных аспектах политики, включая объемы выделяемых ресурсов. Среди трех стран наиболее прочные позиции в Центральной Азии сохраняет Германия, движимая комплексом внешнеполитических, экономических, военных и гуманитарных интересов, однако в целом в центральноазиатской политике Германии, Великобритании и Франции отсутствуют некие особые интересы и позиции, которые бы существенно препятствовали выработке общего курса в рамках Европейского Союза.