Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции.

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции.

Многолетние поиски эффективных конструкционных решений в области ходовой части танков, богатый опыт ее эксплуатации в мирное время и в боевых условиях, привели к тому, что в результате «естественного отбора» лучших конструкций ходовая часть современных танков приобрела практически стандартную схему: гусеничный движитель – с ведущими и направляющими приподнятыми колесами, опорными и поддерживающими катками; система подрессоривания – с торсионными или гидропневматическими индивидуальными подвесками, механическими или гидравлическими амортизаторами.

Широкое распространение получили принципиально аналогичные конструкции: опорных катков с быстросъемными дисками наружной амортизации; гусениц с траками параллельного типа с резино-металлическими шарнирами; ведущих колес цепочного зацепления с ограничительными дисками; индивидуальных торсионных подвесок с гидравлическими амортизаторами. Можно заметить, что в конструкциях гусеничных движителей различных танков мира имеется значительно больше общих черт, чем в системах подрессоривания, хотя и здесь, по-видимому, это вопрос времени. Причины распространения заимствований конструктивных схем вполне объяснимы. Дело в том, что в настоящее время акцент делается на совершенствование технологии производства, улучшение характеристик известных и проверенных практикой схемных решений, что более оправдано с экономической точки зрения. В области систем подрессоривания сейчас ведутся интенсивные поиски путей кардинального улучшения плавности хода военных гусеничных машин. Необходимость повышения плавности хода танков, например, обусловлена не только недоиспользованием мощностных возможностей их двигателей, но и ограничивающим влиянием систем подрессоривания на огневую мощь в условиях повышения требований к точности стрельбы с ходу. Весьма перспективно повышение плавности хода за счет применения систем автоматического управления колебаниями машины. Гидропневматические системы подрессоривания, активно распространяющиеся в настоящее время ( «Челленджер», «Леклерк», опытные М1А2 (1988 г.) и др. ) ,являются предшественниками таких систем.

Наряду с проблемами улучшения плавности хода танков, продолжает оставаться острым вопрос недостаточной надежности узлов ходовой части. Практически на всех танках мира конструкторы сталкиваются с трудностями обеспечения безотказной работы резиновых массивов шин опорных катков и шарниров гусениц, проблемами температурной нестабильности гидравлических амортизаторов. Трудноразрешимые проблемы связаны со слабой противоминной стойкостью гусениц. Гусеницы танков едва ли выдерживают взрывы мин с массой взрывчатого вещества (ВВ) до 5-6 кг, что явно недостаточно, учитывая значительно большие массы ВВ в современных противотанковых минах.

Указанные проблемы в той или иной степени находят решение в конструкциях различных танков мира. Накопление и обобщение опыта создания и эксплуатации разнообразных конструкций способствует их дальнейшему совершенствованию.

Ходовая часть танков США

Основные характеристики

Масса танка, т 49,7
Масса ходовой части, т 10,8 (21% от массы танка)
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) 0,8 (79,7)
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) 40,700 (4,1)
Клиренс, мм
Гусеница Т-97, из полностью обрезиненных траков РМШ параллельного типа (имеются сведения о заменен гусениц Т-97 на Т-142)
Ширина, мм
Шаг, мм
Толщина, мм
Масса трака, кг 33,4
Число траков, шт.
Масса гусеницы, кг
Усиление предварительного натяжения, кгс
Ведущее колесо Двухрядное, стальное, со съемными венцами и двойным отбойным кольцом между венцами для гребней траков
Число зубьев, шт.
Масса, кг
Возвышение над дорогой, мм
Опорный каток Двухбандажный, с резиновыми шинами, со съемными дисками и ступицей из алюминиевого сплава
Ширина, мм
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм 660 / 150 / 40
Масса, кг
Направляющее колесо Унифицировано с опорным катком
Поддерживающий каток Двухбандажный, с резиновыми шинами, стальной
диаметр, мм
масса, кг 28,5
Механизм натяжения Механический, кривошипно-винтовой с компенсирующим устройством
Система подрессоривания Индивидуальная, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами, пружинными упорами на первых и шестых подвесках, жесткими упорами – на остальных
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм 206/114
модуль жесткости первой подвески, кгс/см (Н/см) 330 (3240)
диаметр/длина/масса (кг) торсионного вала, мм 60 / 2085 / 47,5
длина балансира, мм
Масса амортизатора, кг 14,5


Достоинства:

  • наружное обрезинивание траков увеличивает коэффициент сцепления гусениц с бетоном примерно на 35-40%, с сухим грунтом – на 7-10%, что по совокупности дорожно-грунтовых условий Западной ТВД, где около 60% дорог с твердым покрытием, позволяет получить повышенные на 20-35% средние скорости движения;
  • простота и удобство использования механизма натяжения гусениц4
  • легкосъемность дисков опорных катков;
  • малая вероятность сброса гусениц из-за наличия компенсирующих устройств натяжения гусениц и двойных отбойных колец на ведущих колесах;
  • высокая степень унификации элементов ходовой части танков семейства М48 и М60 (взаимозаменяемость).

Недостатки:

  • слабое сцепление гусениц с влажным или заснеженным грунтом, что приводит к значительным трудностям управления машиной;
  • большая трудоемкость замены массивных гусениц и ведущих колес;
  • малая высота «проходной неровности» (~ 10 см) из-за незначительных динамических опорных катков.

Основные характеристики.

Масса танка, т 57 – 60
Масса ходовой части, т 10 (17% от массы танка)
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) 0,93-1,0 (91,2-98,0)
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) 39,9 (4,1)
Клиренс, мм
Гусеница Т-158, РМШ параллельного типа со съемными асфальто-ходными подушками (по две на тракт)
Ширина, мм 635 (640?)
Шаг, мм 193 (176?)
Толщина, мм
Масса трака, кг 26,3
Число траков, шт. 78 (76?)
Масса гусеницы, кг 2030 (2660?)
Усиление предварительного натяжения, кгс
Ведущее колесо Двухрядное со съемными венцами и отбойными кольцами наружном венце
Число зубьев, шт.
Масса, кг
Возвышение над дорогой, мм
Опорный каток Двухбандажный с резиновыми шинами со съемными дисками и ступицей из алюминиевого сплава
Ширина, мм
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм 635 / 162 / 40
Масса, кг
Направляющее колесо Унифицировано с опорным катком
Поддерживающий каток Однобандажный, обрезиненный
диаметр, мм 250 (279?)
масса, кг
Механизм натяжения Механический, кривошипно-винтовой
Система подрессоривания Индивидуальная, торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами (1, 2, 7) и резиновыми упорами на всех подвесках
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм 381 / 200 (178?)
модуль жесткости первой подвески, кгс/см (Н/см) 200 (1960)
диаметр/длина/масса (кг) торсионного вала, мм 63 / 2200 / 57
длина балансира, мм
Масса амортизатора, кг 20,5

Примечание. Обозначенные вида (640?) здесь и далее указывает на наличие противоречивых данных в разных источниках.

Достоинства:

  • большие динамические хода опорных катков и, как следствие, хорошая плавность хода машины;
  • применение асфальтоходных подушек (см. оценку М60AI);
  • упрощение конструкции подвесок и повышение их надежности за счет соосного с торсионами расположения амортизаторов;
  • хорошая приспособленность ходовой части к обслуживанию ремонту (легкосъемность дисков опорных катков взаимозаменяемость опорных катков и направляющих колес и др.).

Недостатки:

  • большая трудоемкость установки (снятия) асфальтоходных подушек (160 траков и по две подушки на трак, прикрепляемых одним болтом каждая);
  • низкая надежность резиновых наружных и внутренних массивов обрезиненной гусеницы при движении по гравийным дорогам, частые отрывы асфальтоходных подушек из-за разрушения болтов их крепления (гусеница Т-158 имеет ресурс 5-6 тыс. км, при условии смены трех-четырех комплектов подушек);
  • большая масса ведущих колес.

Танк «Леопард-I»

Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с задним расположением ведущих колес, четырьмя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками РМШ параллельного типа, индивидуальной торсионной с гидравлическими телескопическими амортизаторами системой подрессоривания (рис. 3).

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

Особенности ходовой части танка «Леопард-I»:

· семиопорная схема;

· установка на всех подвесках кроме четвертой и пятой телескопических амортизаторов;

· «шахматное» расположение поддерживающих катков;

· Применение гусениц со съемными асфальтоходными подушками (только на танках «Леопард-IA4; гусеницы танков «Леопард-I» (А1, А2, А3) полностью обрезинены);

· Установка асфальтоходных подушек в пазах траков торца и фиксация их пружинными защелками;

· Установка на всех подвесках пружинных упоров, причем на первой подвеске упор усиленный;

· Взаимозаменяемость опорных катков и направляющих колес;

· Опорные катки с напылением износостойкого материала вместо реборд.

Основные характеристики.

Масса танка, т
Масса ходовой части, т 9,2
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) 0,87 (85)
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) 29,8 (3040
Клиренс, мм 440 (по другим данным 456)
Гусеница D640А фирмы «Диль», РМШ параллельного типа с обрезиненной беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками («Леопард-IA4») или DI39 полностью обрезинена (Леопард-1, А1. А2, А3»
Ширина, мм
Шаг, мм
Толщина, мм
Масса трака, кг 26,3
Число траков, шт.
Масса гусеницы, кг 2212 (1970?)
Усилие предварительного натяжения, кгс
Ведущее колесо Двухрядное со съемными венцами
Число зубьев, шт.
Масса, кг  
Возвышение над дорогой, мм
Опорный каток Двухбандажный с резиновыми шинами, со съемными дисками и ступицей из стали
Ширина, мм
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм 660 / 118 / 40
Масса, кг
Направляющее колесо Унифицировано с опорным катком
Поддерживающий каток Однобандажный, обрезиненный
диаметр, мм
масса, кг
Механизм натяжения Механический, кривошипно-винтовой
Система подрессоривания Индивидуальная, торсионная с гидравлическими телескопическим амортизаторами (1, 2, 3, 6, 7) и пружинными упорами на всех подвесках
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм 279 / 128
модуль жесткости первой подвески, кгс/см (Н/см) 230 (2260)
диаметр/длина/масса (кг) торсионного вала, мм 58 /… /…
длина балансира, мм
Масса амортизатора, кг 19,1

Дополнительные сведения об амортизаторе: гидравлический телескопический амортизатор выполнен по двухтрубной схеме, аналогично амортизатору БМП-1, 2; объем жидкости – 2400см3 , диаметр поршня – 65мм, ход поршня – 249мм, диаметр штока – 30мм, расчетная поверхность охлаждения – 0,16мм2 , размеры в поперечном сечении по кожуху – 190*108мм, заправлен жидкостью углеводородной структуры плотностью – 0,883 г/см3 с температурой вспышки +196ºС, застывания -33ºС, кинематической вязкостью 6,63 сСт – при 100ºС и 101 сСт – при 20 ºС; сила сопротивления при скорости поршня 0,8 м/с на обратном ходу составляет 25 кН, на прямом – 18 кН.

Достоинства:

  • применение асфальтоходных подушек (см. оценку М60AI);
  • удобная и надежная конструкция крепления асфальтоходовых подушек;
  • хорошая приспособленность ходовой части к обслуживанию и ремонту (легкосъемность дисков опорных катков, взаимозаменяемость опорных катков и направляющих колес и др.);
  • достаточно большая для танка данного поколения высота проходной неровности (18см).

Недостатки:

  • низкая надежность гидроамортизаторов из-за недостаточной долговечности уплотнений штоков и слабой теплорассеивающей способности (ресурс ходовой части 5-8 тыс. км определяется ресурсом гидроамортизаторов и, видимо, не случайно для его увеличения они устанавливаются почти на всех подвесках);
  • необходимость замены асфальтоходных подушек на шпоры ..предвидении движения по пересеченной местности, что сопряжено с большими затратами времени;
  • низкая износостойкость асфальтоходных подушек при движении по разбитым автострадам.

Танк «Леопард-2»

Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с задним расположением ведущих колес, четырьмя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками РМШ параллельного типа, индивидуальной торсионной с фрикционными амортизаторами и гидравлическими упорами системой подрессоривания. (рис. 4).

Особенности ходовой части танка «Леопард-2»:

  • семиопорная схема;
  • фрикционные амортизаторы с силой сопротивления, пропорциональной перемещению, устанавливаемые соосно с торционами (рис. 5) на всех, кроме четвертой и пятой, подвесках;
  • гидравлические упоры (демпферы), устанавливаемые на тех же подвесках что и амортизаторы;

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

  • «шахматное» расположение поддерживающих катков;
  • установка асфальтоходных подушек в пазах траков (с торца) и фиксация их пружинными защелками (рис. 6);
  • отсутствие ограничителей бокового смещения скоб траков; скобы удерживаются за счет сил трения между сжатой болтом скобой и пальцами (см. рис. 6);

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

  • невзаимозаменяемость направляющих колес и опорных катков, что вызвано необходимостью изменения геометрии гусеничного обвода для уменьшения вероятности удара направляющих и ведущих колес о поверхность дороги;
  • головки торсионных валов имеют одинаковые диаметры и число шлицев, а для соединения с балансиром применено муфтовое шлицевое соединение (на рис. 5 не показано);
  • увеличенное расстояние между опорными катками в кормовой части из-за смещенного вперед центра масс корпуса и башни танка; наличие по этой причине статического дифферента корпуса на нос.

Основные характеристики

Масса танка, т 55 (58)
Масса ходовой части, т 11,87 (12,24?)
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) 0,84 (82,4)
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) 38,5 (3,93)
Клиренс, мм 500 (540-сзади, 490-впереди)
Гусеница 570 F, из стальных траков РМШ параллельного типа с обрезиненной беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками (по две на трак), устанавливаемыми в пазах плиц траков и фиксируемыми пружинными защелками
Ширина, мм 635 (640?)
Шаг, мм 183,5
Толщина, мм
Масса трака, кг 32,9
Число траков, шт.
Масса гусеницы, кг
Усилие предварительного натяжения, кгс
Ведущее колесо Двухрядное, стальное со съемным кольцом
Число зубьев, шт.
Масса, кг
Возвышение над дорогой, мм
Опорный каток Двухбандажный с резиновыми шинами съемными дисками из алюминия (алюминиевого сплава) и стальной ступицей
Ширина, мм
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм 700 / 162 / 35
Масса, кг
Направляющее колесо Двухбандажное с резиновыми шинами неунифицировано с опорным катком
Диаметр, мм
Масса, кг 200 (вероятно с кривошипом)
Поддерживающий каток Однобандажный с резиновой шиной
диаметр, мм
масса, кг
Механизм натяжения Механический, кривошипно-винтовой
Система подрессоривания Индивидуальная, торсионная с фрикционными амортизаторами (1, 2, 3, 6, 7) и гидравлическими упорами-демпферами (1, 2, 3, 6, 7)
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм 350 (340?) 176
модуль жесткости, кгс/см (Н/см) 210 / 2060
диаметр/длина/масса (кг) торсионного вала, мм 62 (63?) / 2200 / 53
длина балансира, мм
Масса амортизатора, кг 50 (100?)

Дополнительные сведения об амортизаторе и гидроупоре:

Энергоемкость амортизатора в 6,1 кДж обеспечивается силой трения дисков, сжатых тарельчатыми пружинами Бельвиля, которые дожимаются специальными кулаками с силой, пропорциональной перемещениям опорного катка; гидроупор имеет рабочий ход 130 мм и при скорости опорного катка.

~ 3,0 м/с обеспечивает поглощение энергии, равной 16,0 кДж масса гидроупора – 11,5 кг (рис. 7).

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

Достоинства:

  • применение асфальтоходных подушек (см. оценку М60AI);
  • хорошая приспособленность ходовой части к обслуживанию и ремонту (легкосъемность дисков опорных катков и асфальтоходных подушек);
  • большой динамический ход первого опорного катка … мм применение фрикционных амортизаторов и гидравлических упоров-фемпферов позволяют танку двигаться по неровностям высотой 20 – 32 см без «пробоев» (выбора хода упоров-демпферов) на любых скоростях движения;
  • применение фрикционных амортизаторов с силой сопротивления, пропорциональной перемещению, исключает явления … тряски», которые возникают при движении машины с гидравлическими амортизаторами с большой скоростью по мелким неровностям, а также повышает стойкость подвесок при подрыве на минах;
  • конструкции тарельчатых пружин, профиль кулаков и материалы амортизаторов выбраны, исходя из того, чтобы исключить необходимость технического обслуживания блока подвески до капитального ремонта.

Недостатки:

  • Невзаимозаменяемость направляющих колес и опорных катков
  • Снижение плотности расположения опорных катков в кормовой части приводит к увеличению дифферента корпуса на корму при разгоне или при движении танка по грунтам с высоким коэффициентом сопротивления, что отрицательно сказывается на проходимости (повышается вероятность ударов днища в районе кормового среза о препятствия: валуны, пни и т.д.);
  • Снижение плотности размещения опорных катков в кормовой части приводит также к ухудшению условий работы шин и катков вследствие возможности попадания большого количества грунта, камней и других предметов на беговую дорожку гусениц, особенно при их юзе (боковом скольжении) при повороте.

Танк «Чифтен»

Ходовая часть танка выполнена по шестиопорной схеме с задним расположением ведущих колес, тремя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками ОМШ последовательного типа, блокированной пружинно-балансирной с гидравлическими телескопическими амортизаторами системой подрессоривания (рис. 8).

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

Особенности ходовой части танка «Чифтен»:

  • блокированная через упругие элементы (пружины …) система подрессоривания;
  • гусеницы с траками ОМШ последовательного типа, с асфальтоходными подушками, устанавливаемыми по одной на трак;
  • «тянущий» тип зацепления ведущего колеса с гусеницей;
  • сравнительно большой удельный вес ходовой части …. 23,7% в общей массе танка).

Основные характеристики:

Масса танка, т 54,8
Масса ходовой части, т 13,0
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) 0,9 (88,5)
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) 44,2 (4,72)
Клиренс, мм
Гусеница Из стальных траков ОМШ последовательного типа, металлической беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками, устанавливаемыми под одной на трак
Ширина, мм 610 (650?)
Шаг, мм
Толщина, мм ·
Масса трака, кг 24,1
Число траков, шт. 97 (98?)
Масса гусеницы, кг 2360 (2350?)
Усилие предварительного натяжения гусеницы, кгс
Ведущее колесо Двухрядное, стальное со съемными венцами
Число зубьев, шт.
Масса, кг ·
Возвышение над дорогой, мм
Опорный каток Двухбандажный с резиновыми шинами, съемными стальными дисками
Ширина, мм
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм 802 / 127 / 53
Масса, кг
Направляющее колесо Двухрядное с металлическими ободами
Масса, кг ·
Поддерживающий каток Двухбандажный с резиновыми шинами
диаметр, мм 290 (286?)
масса, кг
Механизм натяжения Механический, кривошипно-червячный
Система подрессоривания Блокированная, пружинно-балансирная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами (1,2)
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм 159 / 83
модуль жесткости, кгс/см (Н/см) 330 (3240)
длина балансира, мм
Масса амортизатора, кг ·

Достоинства:

  • применение асфальтоходных подушек (см. оценку М60AI)

Недостатки:

  • малая энергоемкость, низкая живучесть блокированной системы подрессоривания;
  • малые динамические хода опорных катков, недостаточное количество амортизаторов и, как следствие, плохая плавность ходя машины;
  • низкая надежность гусениц с открытым металлическим шарниром (малый срок службы – 1,5 – 2,5 тыс. км);
  • большие потери мощности двигателя в ходовой части;
  • невзаимозаменяемость направляющих колес и опорных катков;
  • «тянущий» тип зацепления ведущего колеса с гусеницей, при котором поворот трака при входе го на ведущее колесо происходит при скольжении цевки по поверхности зуба, что вызывает усиленный износ цевок и зубьев особенно в условиях движения по абразивным грунтам.[1]

Танк «Челленджер»

Ходовая часть танка выполнена по шестиопорной схеме задним расположением ведущих колес, четырьмя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками ОМШ последовательного типа, индивидуальной гидропневматической системой подрессоривания.

Особенности ходовой части танка «Челленджер»:

  • гусеничный движитель танка «Челленджер» идентичен движителю танка «Чифтен» с незначительными изменениями (имеются сведения о применении гусениц с траками РМШ);
  • система подрессоривания танка принципиально отлична от предшествующей (танка «Чифтен») и является гидропневматической с гидравлическими ограничителями хода опорных катков (рис. 9).

Основные характеристики:

Масса танка, т 62,0
Масса ходовой части, т ·
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) 0,99 (0,96)
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) 5,17
Клиренс, мм 500 (510?)
Гусеница Из стальных литых траков ОМШ последовательного типа, металлической беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками
Ширина, мм 630 (650?)
Шаг, мм
Толщина, мм ·
Масса трака, кг 24,1
Число траков, шт. 97 (98?)
Масса гусеницы, кг 2360 (2350?)
Усилие предварительного натяжения гусеницы, кгс
Ведущее колесо Двухрядное, стальное со съемными венцами
Число зубьев, шт.
Масса, кг ·
Возвышение над дорогой, мм
Опорный каток Двухбандажный с резиновыми шинами и съемными стальными дисками
Ширина, мм
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм 802 /155 / 53
Масса, кг
Направляющее колесо Двухрядное с металлическими ободами
Масса, кг ·
Поддерживающий каток Двухбандажный с резиновыми шинами
диаметр, мм 290 (286?)
масса, кг
Механизм натяжения Механический, кривошипно-червячный
Система подрессоривания Гидропневматическая, индивидуальная с гидравлическими ограничителями хода опорных катков на всех подвесках
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм 350 (215, 340?) / 150 (65?)
длина балансира, мм 450 (500?)

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

Достоинства:

  • применение гидропневматической системы подрессоривания существенно повысило плавность хода танка «Челленджер» по сравнению с предшественником, возросли средняя скорость движения и точность стрельбы из танка с ходу.

Недостатки:

  • недостатки такие же как и у гусеничного движетеля танка «Чифтен» (см. «Чифтен»).

Танк АМХ-30

Ходовая часть танка выполнена по пятиопорной схеме с задним расположением ведущих коле, пятью парами поддерживающих катков, гусеницами с траками ОМШ последовательного типа со съемными асфальтоходными подушками, индивидуальной торсионной с гидравлическими телескопическими амортизаторами (рис. 10) системой подрессоривания.

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

Особенности ходовой части танка АМХ-30:

  • «встречное» расположение балансиров 1-й и 3-й подвесок;
  • «тянущий» тип зацепления ведущего колеса с гусеницей (см. «Чифтен»);
  • Асфальтоходные подушки траков открытого металлического шарнира (см. «Чифтен»).

Основные характеристики:

Масса танка, т
Масса ходовой части, т ·
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) 0,76 (74,5)
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) 3,600
Клиренс, мм
Гусеница Из стальных траков ОМШ последовательного типа с металлической беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками, устанавливаемыми по одной на трак на двух болтах
Ширина, мм
Шаг, мм
Толщина, мм ·
Масса трака, кг 19,0
Число траков, шт.
Масса гусеницы, кг
Усилие предварительного натяжения гусеницы, кгс
Ведущее колесо Двухрядное, со съемными стальными венцами и ступицей из алюминиевого сплава
Число зубьев, шт.
Масса, кг ·
Возвышение над дорогой, мм 415 (374?)
Опорный каток Двухбандажный с резиновыми шинами, съемными дисками из алюминиевого сплава и стальной ступицей
Ширина, мм
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм 636 / 150 / 150
Масса, кг ·
Направляющее колесо Двухбандажне с резиновыми шинами (неунифицировано с опорными катками)
Поддерживающий каток Однорядный со стальным ободом
диаметр, мм
масса, кг ·
Механизм натяжения Кривошипно-червячный
Система подрессоривания Индивидуальная, торсионная с телескопическими амортизаторами (1, 5), пружинными (1, 5) и жесткими ограничителями (2, 3, 4) хода опорных катков
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм 168 / 92
Модель жесткости, кгс/см (Н/см). 380 (3720)
Диаметр / длина / масса (кг) торсионного вала мм 52,5 / …
длина балансира, мм  
Масса амортизатора, кг  

Достоинства:

  • применение асфальтоходных полушек (См. оценку М60AI);
  • относительно низкое давление на грунт (0,76 кгс/см²).

Недостатки:

  • открытый металлический шарнир траков гусеницы и асфальтоходной подушки являются причиной малого ресурса ходовой части (2-3 тыс. км);
  • большая трудоемкость смены (установки, снятия асфальтоходных подушек;
  • малый динамический ход катка (186 мм) и большой модуль жесткости подвески (390 кгс/см) предполагает недостаточную плавность хода танка.

Танк «Леклерк»

Ходовая часть танка выполнена по шестиопорной схеме с задним расположением ведущих колес, тремя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками РМШ параллельного типа, со съемными асфальтоходными подушками, индивидуальной гидропневматической системой подрессоривания.

Особенности ходовой части танка «Леклерк»:

  • узлы гидропневматической системы подрессоривания цилиндровой конструкции (рис. 11);
  • обрезиненная беговая дорожка гусениц и съемные асфальтоходные подушки.

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

Основные характеристики:

Масса танка, т 54,5
Масса ходовой части, т ·
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) 1,0 (98,0)
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) 4,54
Клиренс, мм
Гусеница С обрезиненной беговой дорожкой, траками РМШ параллельного типа со схемными асфальтоходными подушками
Ширина, мм
Шаг, мм ·
Ведущее колесо  
Число зубьев, шт.  
Опорный каток Двухбандажный со съемными дисками
Система подрессоривания Гидропневматическая, индивидуальная, фирмы SAMM
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм 300 (310?) / 135
Масса подвески, кг

Сведений о ходовой части танка «Леклерк» недостаточно. Можно лишь предположительно утверждать о неплохой плавности хода танка, обеспечиваемой гидропневматической системой подрессоривания, хотя обращает на себя внимание малая для такого класса машин величина динамического хода опорных катков.

Для удобства сравнения параметров ходовой части зарубежных танков приводится таблица.

Ходовая часть БМП.

БМП М2 «Бредли» США

Масса машины и ходовой части соответственно равны 22,3 т и 5,3 т. Среднее давление на грунт составляет 0,51 кгс/см². Клиренс – 457 мм.

Ходовая часть выполнена по шестиопорной схеме (рис. 12) с тремя (на борт) поддерживающими катками с резиновыми шинами. Крайние поддерживающие катки однобандажные, средний – двубандажный. Диаметр однобандажного катка 180 мм, масса – 7,0 кг.

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

Опорные катки, двухбандажные со съемными дисками из алюминиевого сплава. Масса опорного катка 87,5 кг. А средняя статическая нагрузка на каток составляет 1,8 тс.

Гусеница (ширина трака 533 мм, шаг 152 мм, масс 13,4 кг) с траками РМШ последовательного типа имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные асфальтоходные подушки. Масса гусеницы 1100 кг, число траков правой гусеницы 82, левой – 83.

Направляющее колесо двухбандажное, с металлическими ободами. Механизм натяжения гусениц кривошипный с гидроприводом.

Система подрессоривания индивидуальная торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами (1, 2, 6) двустороннего действия. Динамический ход катка 356 мм, диаметр и длина торсиона 48 мм и 1950 мм соответственно, масса – 28 кг. Длина балансира 450 мм. Масса амортизатора 18,4 кг.

БМП «Мардер» Германия

Масса машин и ходовой части соответственно 30,0 т и 7,06 т. Среднее давление на грунт составляет 0,82 кгс/см². Клиренс – 450 мм.

Ходовая часть выполнена по шестиопорной схеме с тремя (на борт) двухбандажными поддерживающими катками с резиновыми шинами (рис. 13).

Ходовая часть танков, БМП зарубежного производства. Анализ конструкций танков и БМП США, Германии, Великобритании, Франции. - student2.ru

Гусеница (ширина трака 450 мм, шаг 150 мм, масс ….кг) с траками РМШ параллельного типа имеет обрезиненную беговую дорожку и схемные асфальтоходные подушки. Масса гусеницы 1700 кг, число траков 85.

Опорные катки – двухдисковые, с резиновыми шинами и съемными дисками из алюминиевого сплава. Средняя статическая нагрузка на каток 2625 кгс.

Направляющее колесо двухдисковое с металлическими ободами. Механизм натяжения кривошипный с гидроприводом.

Поддерживающие катки двухбандажные с резиновыми шинами диаметром 260мм.

Система подрессоривания индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами (1, 2, 5, 6) двухстороннего действия. Динамический ход катка 330 мм (в других источниках – 220 мм), диаметр торсиона 54 мм. Ограничители хода всех катков пружинные.

БМП MCV-80 Великобритания

Масса машины 23,5 т. Средняя величина давления на грунт составляет 0,65 кгс/см². Клиренс – 490 мм.

Ходовая часть выполнена по шестиопорной схеме с тремя (на борт) поддерживающими катками с резиновыми шинами диаметром 220 мм.

Опорные катки двухбандажные с резиновыми шинами. Наружный диаметр шины 610 мм. Средняя статическая нагрузка на каток составляет 1,95тс.

Гусеница (ширина трака 460 мм, шаг 152 мм) с 82-я траками РМШ последовательного типа имеет обрезиненную беговую дорожку (цевка выполнена в теле трака) и съемные асфальтоходные подушки.

Направляющее колесо двухбандажное с металлическими ободами. Механизм натяжения гусениц кривошипный с гидроприводом.

Система подрессоривания индивидуальная торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами (1, 2, 6), установ

Наши рекомендации