Сравнительный анализ положения пенсионеров в Великобритании, США, Канады, Франции, Германии и др. и России

1. Определение эйджизм.

2. Актуальность проблемы эйджизма.

3. Возможности культурно-досуговой сферы в обеспечении качества жизни людей третьего возраста.

4. Может ли представлять интерес для России зарубежный опыт включения в культурно-досуговую деятельность пенсионеров и инвалидов. Если да, то какой именно?

5. Сообщение по выбору: характеристика положения пенсионеров в странах Запада.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Вдовенко Т.В. Досуг пожилых людей (зарубежный опыт). Учебно-методическое пособие. – Л.: ВПШК, 1998.

2. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М., 2002.

3. Клубы пожилых людей (ФРГ). – М.: Информкультура, 1985.

4. Культурная политика в Швеции в отношении инвалидов (реферат) // Культура в современном мире. – М., 1990. – Вып. 5. – с. 25-36.

5. Попов А.А. Настоящее и будущее государственной пенсионной системы США // США – Канада, № 5=6, 2005.

Дополнительная:

1. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. – М., 1987.

2. Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М., 1988.

3. Настольная книга специалиста: социальная работа с инвалидами / Холостова Е.Н. и др. – М., 1996.

4. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. – М., 1997.

5. Санин М.Я., Лыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. – М., 1984.

6. Сироткин С.А. В мире слепо-глухих // Вопросы философии. – М, 1975. - № 6.

7. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. – М., 1996

Семинарское занятие 9. Досуг подрастающего поколения и опыт приобщения детей к активному времяпрепровождению. Молодежь как объект социокультурной деятельности (2 часа)

План:

1. Научные подходы к воспитанию, сложившиеся в зарубежной педагогике, педагогической психологии, педагогике досуга и их воплощение в развитии принципов организации детского досуга.

2. Взгляд на личность как функциональную единицу социального целого и на соответствие ее формирования тем или иным общественным эталонам и ценностным ориентациям - Ф.Джонс, Д.Дьюк, Дж.Нолан, Э.Стоун и др.

3. Позиция «недирективной» педагогики об уникальности и неповторимости самой личности и о взаимосвязи педагогической цели и требований индивидуального и творческого развития - А.Фребель, Л.Кей, А.Маслоу, А.Комбс, С.Роджерс, В.Хинте и др.

4. Субъекты организации досуга детей и подростков – школа, семья, парк, специализированные отделы муниципалитета, общественные организации, церковь, частные лица.

5. Основные направления организации досуга подрастающего поколения в США, Канаде, Швеции, Финляндии и др.

6. Формирование экологической культуры детей. Школьное движение «друзей природы». Организация походов и путешествий, их воспитательное значение. Клубы друзей природы. Деятельность клубов друзей природы.

7. Программы природоохранительного воспитания парков («Лето в парках», «Неделя отдыха»). Игры в парках.

8. Праздник «День земли» и его роль в формировании активной позиции по защите и охране природы.

9. Зоопарки за рубежом как центры научного и природоохранительного просвещения и воспитания.

10. Подготовка к труду подрастающего поколения. Клубы и кружки на Западе, ориентирующие на будущую профессию («Будущие фермеры», «Будущие домохозяйки», «Будущие инженеры», «Будущие ученые», «Будущие бизнесмены», научные кружки и т.д.).

11. Выявление и развитие одаренных личностей. Деятельность организации «Поиск талантов».

12. Художественно-эстетическое воспитание в школе и культурно-досуговых учреждения. Широкая сеть любительских хоровых, драматических, танцевальных кружков и оркестров. Приобщение детей к фольклору. Центры по развитию любительских видов искусств для детей. Разнообразные формы драматических программ.

13. Досуг как сфера приобщения к занятиям спортом детей и подростков в США, Англии, Канаде, Австралии. Внутришкольные и межшкольные спортивные программы.

14. Организация местного досуга детей и подростков. Разновидности летних лагерей и специфика их деятельности.

15. Деятельность музеев по развитию интеллектуально-познавательной сферы детей и подростков. Сотрудничество музеев и школ. Кружки и клубы при музеях. Детский художественный центр при музее. Общества добровольных друзей музея. Летние курсы для школьников при музеях.

16. Библиотека как центр досуговой деятельности детей и подростков. Организация «Досуговой библиотеки» и разнообразные программы ее деятельности. Многообразие сложившихся форм организации досуга в библиотеках.

17. Роль церкви в образовании и воспитании подрастающего поколения. Христианские Ассоциации молодых мужчин (ИМКА) и женщин (ИВКА). Формы и методы работы с детьми.

18. Особенности методики работы с детьми в сфере досуга. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта работы с детьми.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989.

2. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. – М., 1977.

3. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс – 1995. - № 8.

4. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. – М., МГУ, 2000.

5. Курьер ЮНЕСКО: Антология. – 1990.

6. Страны и народы. Т. 1. Земля и человечество. – М., 1978.

Дополнительная:

1. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиция и современность. – СПб., 1991.

2. Организация досуговой деятельности за рубежом. – СПб., «Образование», 1994.

Семинарское занятие 10. Культура досуга молодежи стран Запада и современной России. Сравнительный анализ: общее и национальное (4 часа)

План:

1. ООН о принципах воспитания молодежи. Молодежные организации, их задачи и программы обогащения досуга. «Американская полевая служба» (АПС) программы молодежного международного сотрудничества. Американский совет молодежи. Ассоциация молодых христиан США.

2. Британский совет молодежи. Национальный союз студентов Великобритании.

3. Французская федерация домов молодежи и культуры. Организации: «Рабочая христианская молодежь» и «Рабочая христианская женская молодежь»; «Национальный союз студентов Франции» и Национальный комитет ассоциаций молодежи и народного образования Франции. Комитет молодежи за мир и другие организации.

4. «Археология души» современных молодых американцев и европейцев в исследовании университетской молодежи А.Блума. Духовные потребности и интересы молодых людей. Структура их свободного времени. Приоритеты в сфере досуга. Возможности реализации и интересов в общественно-организованной рекреационной системе. Домашний досуг молодежи и использование свободного времени вне дома.

5. Спортивно-оздоровительная деятельность молодежи и ориентация на красоту тела как на ценность. Деятельность молодежи.

6. Участие молодежи в общественных движениях, в культурно-досуговых центрах.

7. Проблемы досуга молодежи. Потребление культуры и пассивные формы времяпрепровождения. Вторичная безграмотность. Формы антикультурного проявления и др.

8. Диалектика взаимоотношений культуры и субкультуры, многоаспектность проявлений культуры и субкультуры. Теории Т.Адорно, Ч.Бидуэлла, М.Дикштейна, Ж.Манделя, Г.Маркузе, Р.Парка, Т.Парсонса, Ч.Рейча, Т.Роззака, Ф.Слейтера, В.Тернера, Л.С. Фойера, Э.Фромма и др.

9.Социокультурные основы формирования молодежных субкультур. Критерии определения феномена субкультур: нормы, система ценностей, стиль жизни (М.Брейк); нормы, стилевые особенности, акценты, которые выражают специфику жизнедеятельности и истории; идеологические различия в понимании путей развития общества (А.Г.Эфендиев); сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценостей (В.А.Гришин); убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу) (Н.Смелзер); способ дифференциации развитых национальных и региональных особенностей (Н.Д.Саркитов); система ожиданий и целей определенной социальной группы (Б.Филипс); «идеологический заряд», несущий ценностно-ориентационные, социально-политические и религиозные отличия (С.Я.Матвеева) и др.

10. Определение формальной и неформальной молодежной организации. Связь неформалитета и контркультуры. Неформальные группы как средство социальной адаптации. Философские основы образования молодежных субкультур. Понятие «культурного отчуждения молодежи». понятие «отчуждение» в культурологическом значении: «психологическое» (Э.Фромм); «религиозное» (К.Хорни); «экзистенциальное» (А.Камю, Ж-П.Сартр). Экзистенциализм как основа культурного отчуждения молодежи.

11. Молодежная субкультура как одно из средств адаптации и средство самовыражения молодых людей. Молодежная субкультура как феномен индустриально развитых и развивающихся обществ. Источники формирования молодежных субкультур. Оппозиционность молодежной среды, маргинализация сознания; специфика конфликта поколений в переходную эпоху; культурная дезинтеграция; ускорение темпов жизненных перемен, происшедших под влиянием научно-технической революции; новые технологии и средства массовой коммуникации; «технократическое мышление» и главные «объекты отрицания» контркультуры – массовая культура и «узурпированный» технократией рационализм как мировоззренческая основа бытия человека – порождения общемировых тенденций техногенной цивилизации.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. М.: Наука, 1980.

4. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994 (глава «Социокультурная стратификация и субкультуры»).

5. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996. Глава 5 «Традиция — канон — стиль».

6. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии, 1990, № 8.

7. Кнабе Г. С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии, 1990, № 8.

8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994.

9. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования, 2002, № 10.

10. Матвеева С. Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. М., 1987.

11. Осадчая Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социологические исследования, 2002, № 10.

12. Художественная жизнь современного общества. СПб., 1996. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни.

13. Щепаньская Т. Б. Символика молодежных субкультур. СПб, 1993.

Дополнительная:

1. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиция и современность. – СПб. – 1991.

2. Организация досуговой деятельности за рубежом. – СПб.; «Образование», - 1994.

Примерная тематика рефератов

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Аполлоновское и дионисийское начала в концепции Ницше.

4. “Экзистенциализм – это гуманизм” Ж.-П.Сартр.

5. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм – проблема преемственности.

6. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.

7. Социальное пространство и социальное время.

8. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

9. Творческие способности человека: их пределы и условия.

10. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.

11. Правда и правдоподобие в искусстве.

12. А.А.Ибн-Сина о природе сознания.

13. Сознание и бессознательное.

14. Знание и вера: общее и особенное.

15. Культурная политика развитых капиталистических стран и ее ориентацию на решение проблем досуга;

16. Опыт организации досуга подрастающего поколения в США.

17. Опыт использования культурно-досуговой деятельности с целью изменения качества жизни людей третьего возраста и инвалидов.

18. Деятельность добровольцев или волонтеров в сфере культуры.

19. Целесообразность и возможности использования зарубежного опыта в России.


Наши рекомендации