Понятие элиты. Основные теории элит
Из самой сущности политической власти следует разделение общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. В отношении властвующих групп в политологии используются различные понятия (например, правящие круги, высшее политическое руководство и др.), среди которых наиболее точным и, одновременно, емким является понятие «политическая элита».
Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII в., он стал употребляться для именования «избранных людей», прежде всего высшей знати. Однако в политической науке он активно начал применяться с конца XIX века. В отечественной политологии данный термин получил права гражданства лишь в начале 90-х гг.
Идеи элитизма возникли еще в глубокой древности. Предшественниками современных элитарных теорий были Конфуций, Платон, Н. Макиавелли, Ф. Ницше и некоторые другие. Собственно «классическая» теория элит возникла в конце XIX – начале ХХ века благодаря трудам В. Парето, Г. Моска и Р. Михельса. При этом различные авторы по-своему определяли понятие элиты (в том числе, политической):
· В. Парето: лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности.
· Г. Моска: наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества.
· Г. Лассуэл: лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус.
· Ж. Боден: лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.
· Р. Уильямс: лица, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.
· Дж. Бернхейнм: лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.
Если суммировать различные точки зрения по вопросу о содержании понятия «элита», можно констатировать, что этим понятием обозначается, как правило, привилегированное меньшинство общества, в большей или меньшей степени обладающее выдающимися качествами, имеющее высокое положение, власть и богатство, и активное в политической и иных сферах деятельности.
Тем самым, в определении понятия элиты авторы использовали различные подходы, среди которых можно выделить два определяющих: 1) ценностный (аксиологический), делающий акцент на превосходящих качествах элиты; 2) структурно-функциональный (статусный), подчеркивающий ту роль, которую выполняют элиты благодаря своему месту в социальной иерархии. Эти подходы легли в основу развития теории элиты и ее модификаций.
Общим для классических теорий элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс) является следующее:
· любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей;
· элита обладает особыми качествами, внутренне сплочена;
· массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность;
· элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть никто добровольно не уступает.
Для современных теорий демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет) характерны следующие положения:
· элиты необходимы как гарант высокого качественного состава руководителей;
· элиты, в отличие от радикально настроенных масс, являются поборниками либерально-демократических ценностей;
· элиты способны нейтрализовать присущий массам иррационализм.
В рамках ценностных теорий (Х. Ортега-и-Гасет) утверждается следующее:
· элита – наиболее ценный элемент социальной системы;
· элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии;
· элита не господствует над массами, а управляет ими на основе добровольного согласия и собственного авторитета.
Концепции плюрализма элит (Д. Рисмен) являются наиболее распространенными в современной политической мысли. В их основе лежат следующие положения:
· элита неоднородна и ни одна из ее групп не способна одновременно доминировать во всех областях жизни;
· в современном обществе власть рассредоточена между различными группами элит;
· конкуренция между элитами делает возможным контроль за ними со стороны граждан;
· границы между элитами и массами достаточно условны.
Своего рода идейным антиподом теории плюрализма элит выступают различные леволиберальные теории элиты, в частности теория властвующей элиты (Р. Миллс):
· основная функция элиты – обеспечение собственного господства;
· рекрутирование элиты осуществляется исключительно из собственной среды;
· реально проконтролировать элиту со стороны демократических институтов невозможно.
Как видно, практически все рассмотренные теории элит не вписываются в основной постулат демократии о том, что правительство контролируется народом. С другой стороны, элитарность современного общества очевидна. Поэтому для демократии первостепенное значение имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее результативной и полезной для обществ политической элиты.