Типы политической культуры. Политическая культура включает в себя политические ориентации трех типов:
Политическая культура включает в себя политические ориентации трех типов: патриархальную, подданническую и ориентацию на активное участие. В конкретном обществе может доминировать какой-либо из них.
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид слабо восприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип политической культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена населением местных субкультур.
Подданическая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий) и опасается ее диктата.
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций) влиять на политику и власть.
2. Политическое сознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.
Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая политику. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.
Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависят содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.
Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.
Функции политического сознания:
1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).
В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:
- массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);
- групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
- индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).
Идеология -это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.
Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она являет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.
В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Идеология - это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития.
В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции идеологии заключаются в следующем:
1) в овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества);
2) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики;
3) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.
Идеология - это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в таких ее уровнях:
- теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства);
- программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);
- поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения).
Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства (В.А. Мельник).
Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения.
3. Современное идеологическое пространство плюралистично, однако, основными идеологиями современного мира являются либерализм, консерватизм, социализм.
Либерализм /лат. Liberalis – свободный/ - политическое течение, которое формируется в эпоху буржуазных революций XVII – XVIIIвв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк, А. Смит, Ш.-Л. Монтескье выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальными сословными привилегиями и деспотизмом абсолютных монархий.
Фундаментальный принцип либеральной идеологии – индивидуальная свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав (концепция «естественных прав человека»), к которым относятся права на жизнь, свободу, собственность и сопротивление угнетению. По мнению либералов, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. При этом личность должна без какого-либо давления извне нести бремя моральной и правовой ответственности за свои поступки. Индивидуальная свобода и социальная ответственность гражданина рассматриваются либерализмом в неразрывном единстве.
В экономической области либералы защищали принципы свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали вмешательство государства в экономику и протекционизм. Государству отводилась роль «ночного сторожа» - оно лишь охраняло частную собственность и порядок, устанавливало общие рамки свободной конкуренции между отдельными производителями.
В политической сфере основа либерализма – принцип народного суверенитета (народ – единственный источник власти) и общественного договора (формирование государства – результат договора между народом и правительством). Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Представители либерализма выступают за равенство граждан перед законом, строгое соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, создание системы их сдержек и противовесов. Этот принцип призван обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола властей.
В духовной сфере либералы провозглашают свободу взглядов, свободу совести, свободу волеизъявления.
В социальной сфере либералы придерживаются концепции «естественного неравенства» людей, которые обладают неравными способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различаться. Социальное неравенство рассматривается сторонниками либерализма как естественный биологический, социальный и исторический факт. В связи с этим либералы ориентируются на уверенных в своих способностях, прочно стоящих на ногах людей. Либерализм утверждает, что главными принципами устройства общества являются индивидуализм, а не расчет на благотворительность и гарантии государства.
Вследствие трансформации капитализма в XIX в. и затяжного кризиса в 20-30-е гг. XX в. происходит трансформация классического либерализма в неолиберализм (социальный либерализм). Неолиберализм заключается в новом понимании социальной и экономической роли государства. Главными задачами государства определяется прекращение социальных конфликтов путем поддержки наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства государства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование и т.п. Неолибералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образование, дальнейшее расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения.
Неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп в области политической власти. Согласно утверждениям неолибералов подлинная демократия – это не правление народа, а свободная конкуренция за голоса избирателей между потенциальными политическими и государственными лидерами.
Консерватизм /лат. Conservate – сохранять/ - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной и государственной жизни, незыблемых ценностей и отрицание революционных изменений. Консерватизм возник в концеXYIII в. как реакция на Просвещение, либерализм и Великую Французскую революцию. Основоположниками консерватизма являются англичанин Э. Берк, французские мыслители Ж. де Меестр, Л. де Бональд. Термин консерватизм появился в 1815г., когда писатель Шатобриан основал журнал «Консерватор». В последующем классический консерватизм стал превращаться в идеологию части буржуазии и тех социальных слоев, которые стремились сохранить сложившиеся порядки, выступали против преобразований.
Важнейшими принципами консервативной идеологии являются следующие.
Во-первых, нравственный абсолютизм – признание существования вечных нравственных идеалов и ценностей, которые не зависят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и политическими институтами, в силу чего политика не может быть свободна от моральных предписаний.
Во-вторых, традиционализм – сохранение прошлого как основы единства поколений, гармонической совокупности обычаев и предрассудков, унаследованных от предков мудрости и коллективного разума. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивыми они не были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возможность избежать социальных потрясений.
В-третьих, отрицательное отношение к идее равенства и вера в естественную иерархию. Позитивно оценивая равенство людей перед Богом, моралью, консерваторы не принимают социального равенства. В обществе всегда есть социальная иерархия, которая составляет основу порядка в обществе. Вершину этой иерархии занимает «естественная аристократия», т.е. власть наиболее одаренных, выдвигающихся из разных слоев общества людей.
В-четвертых, принцип меритократии (т.е. приверженность элитарной демократии), согласно которому политика - это сфера деятельности узкого круга людей – политических элит. Консерваторы ограничивают участие масс в политической жизни лишь активностью в период выборов.
В-пятых, ориентация на местные, локальные, региональные, национальные ценности, что является естественным источником стабильности, сохранения традиций, формирования чувства патриотизма.
В 70-80-е гг. XX в. консерватизм претерпел трансформацию – появляется неоконсерватизм. Неоконсерватизм во многом близок либерализму. Отсюда своеобразное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической приверженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркиванием старых, традиционных ценностей – семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.п. Неоконсерваторы выступают за ограничение вмешательства сильной государственной власти в рыночную экономику, отказ от чрезмерного обложения налогами крупного капитала, за сокращение социальных программ, за приоритет принципа свободы над принципом равенства.
Социализм / лат. Socialis – общественный/ как идеология формируется с XVI в. («утопический социализм»). В XIX в. социализм становится идеологией и практикой рабочего движения. В этот период остро встает потребность защиты рабочими своих социальных интересов, для чего начинают создаваться партии, требовавшие распространения демократии и на социальные стороны жизни общества (прежде всего через механизм социальной защищенности трудящихся) - социал-демократические партии.
Целью современной социал-демократии является построение демократического социализма. Однозначное определение демократического социализма отсутствует – он рассматривается и как длительный процесс общественных преобразований, и как общество будущего, и как принцип деятельности в современных условиях.
Прежде всего, становление демократического социализма – это длительный процесс общественных преобразований, в ходе которого с помощью политических средств наполняются содержанием его основные ценности – свобода, равенство, справедливость и солидарность. Основными этапами этого процесса являются:
- осуществление политической демократии на принципах свободы и равенства, существования правового государства;
- осуществление экономической демократии на основе многоукладной экономики и расширения участия трудящихся в управлении производством, распределении доходов, контроле за оплатой и условиями труда;
- осуществление социальной демократии как достижения более высокого качества жизни людей: высокая степень социальной свободы человека, благоприятные условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, хорошее состояние окружающей среды, бытовых условий и др.
Коммунизм – одно из направлений социалистической идеологии, в системной виде впервые изложенная К.Марксом и Ф.Энгельсом в 1848 г. в «Манифесте Коммунистической партии» и в дальнейшем развита В.И.Лениным.
Основные идеи коммунистической идеологии:
- учение об общественно-экономических формациях (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический), в основу каждой из которых положен способ производства, предопределяющийся уровнем развития производительных сил
- доказательство исторической обреченности капитализма;
- главной движущей силой общественного прогресса является классовая борьба, для капиталистической стадии развития – классовая борьба между буржуазией и пролетариатом, которая в силу законов исторического развития должна привести в результате социалистической революции к победе пролетариата как самого прогрессивного класса;
- создание принципиально нового строя на основе отмирания частной собственности и установление общественной собственности на средства производства и результаты труда, отсутствия эксплуатации человека человеком, отмирания товарно-денежных отношений и замена их распределительным принципом (на первой стадии – по труду, на второй – по потребностям), полного социального равенства, установления диктатуры пролетариата с постепенным перерастанием в общенародное государство и заменой последнего самоуправлением народа.
4. Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных началах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами. Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения. Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:
- формы рациональных политических действий;
- формы бессознательного политического поведения.
Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.
В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:
1.По субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;
2.По склонностям и психическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;
3.По ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;
4.По организационным формам и нормам поведения – организационные, институциональные, неформальные;
5.По характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;
6.По продолжительности поведения – единичный акт, явление или развивающийся процесс;
7.По остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;
8.По степени целесообразности и успешности – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п.
Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимущественно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.
К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А.Марш. Он выделяет три основных типа политического участия:
- ортодоксальное;
- неортодоксальное;
- политическое преступление.
К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах (петиции, лозунги, законные демонстрации).
К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бойкоты, неофициальные забастовки).
В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны).
Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности:
- формы активного участия;
- пассивные, или иммобильные, формы участия.
На основании форм политического участия и степени активности можно выделить четыре типа политического участия
Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизованное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Такое участие предполагает достаточную политическую компетентность граждан и является необходимым условием реальной демократии. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.п. Мобилизованное политическое участие характерно в большей степени для традиционных обществ (когда люди участвуют в политических акциях под воздействием руководства клана, национального комитета и т.п.), а также использующих угрозу различных санкций тоталитарных политических режимов. Однако нередко оно используется в специфических, преимущественно манипулятивных формах и в демократиях либерального типа, особенно в периоды избирательных кампаний, когда граждане привлекаются к избирательным урнам или кабинам с помощью различного рода развлекательных шоу, сладких посулов и обещаний, о которых быстро забывают после выборов.
В политологии выделяют следующие теории политического участия:
1.Теория рационального выбора. Основное положение данной теории сводится к утверждению, согласно которому главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие.
2.Мотивационные теории политического участия. К наиболее общим мотивам относят идеологический, нормативный и ролевой. Преобладание идеологического мотива означает, что личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества. Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью индивида в существующей политической системе.
3.Теории социальных факторов политического участия. В рамках этих теорий исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильности и др.
Степень активности | Форма участия | |
Приемлимая | Неприемлимая | |
Активное участие | Предвыборная активность; участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организа-ционная деятельность (участие в политических партиях и органах); участие в политических демонстра-циях и других политических акциях. | Насилие; подкуп должностного лица; дезорганизация. |
Пассивное участие | Участие в голосовании; повиновение закону. | Пренебрежение к закону; нарушение закона. |